- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Плата за выбросы от передвижных источников
Одним из наиболее обсуждаемых в этом году стал вопрос о необходимости внесения платы за выбросы от передвижных источников.
Как вы помните, в марте вышло письмо Минприроды с разъяснениями о том, что плату вносить не требуется. Однако, как мы помним, письма не являются нормативно-правовыми актами и ряд департаментов, не согласившись с позицией министерства, продолжали требовать внесение платежей.Как правило, развернутого ответа от специалистов департамента добиться практически невозможно. Благо есть те, кто могут разложить эти позиции подробно и обстоятельно.
Спасибо за эту работу Аудиторско-Консультационной Группе «Коллегия Налоговых Консультантов»
Федеральным законом от 21.07.14 № 219-ФЗ[1] были внесены изменения в ряд действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты окружающей среды, в том числе в:
1. Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
2. Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Рассмотрим внесенные изменения, касающиеся платы за выбросы передвижных источников, оказывающих негативное воздействие.
Согласно новой редакции статьи 28 Закона № 96-ФЗ за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ранее, старая редакция статьи 28 Закона № 96-ФЗ предусматривала взымание платы за загрязнение атмосферного воздуха без уточнения источника загрязнения. В связи с этим, плата взымалась как с передвижных, так и стационарных источников.
Новая редакция статьи 28 Закона № 96-ФЗ вступила в силу с 01.01.15 (пункт 1 статьи 12 Закона № 219-ФЗ).
В свою очередь, были внесены изменения в Закон № 7-ФЗ, в частности в статью 16, согласно новой редакции которой, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
-сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
-размещение отходов производства и потребления.
Таким образом, образом, новые редакции Законов № 96-ФЗ и № 7-ФЗ исключают передвижные источники, из источников загрязнения, выбросы которых подлежат оплате.
Однако, новая редакция статьи 16 Закона № 7-ФЗ вступит в силу только с 01.01.16 (пункт 3 статьи 12 Закона № 219-ФЗ).
Соответственно, на данный момент действует старая редакция статьи 16 Закона № 7-ФЗ, которая звучит следующим образом:
1.Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
-выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
-загрязнение недр, почв;
-размещение отходов производства и потребления;
-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
-иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
То есть, в настоящее время действует формулировка, которая не уточняет источники негативного воздействия на окружающую среду.
При этом в Постановление Правительства РФ от 12.06.03 № 344[2] изменения не вносились, соответственно, нормативны платы за негативное воздействие на окружающую среду, продолжают действовать не только в отношении стационарных источников, но и в отношении передвижных.
Таким образом, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что на данный момент в отношении источников негативного воздействия действуют два равнозначных нормативно-правовых акта. При этом данные акты, по нашему мнению, не противоречат друг другу, а, скорее дополняют. Закон № 96-ФЗ устанавливает плату за выбросы стационарных источников, а Закон № 7-ФЗ предусматривает помимо стационарных источников, ещё и передвижные.
По нашему мнению, в связи с создавшейся коллизией норм Законов № 96-ФЗ и 7-ФЗ, следует руководствоваться положениям Закона № 7-ФЗ на основании следующего.
И тот и другой закон предусматривают плату за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с этим, Законом № 96-ФЗ не установлены ни размер платы, ни орган, который должен его определить. То есть в Законе № 96-ФЗ, в отличие от норм Закона № 7-ФЗ, отсутствует порядок выполнения обязанностей по уплате.
Кроме того, согласно пояснительной записке к законопроекту Закон № 219-ФЗ направлен на совершенствование системы нормирования воздействий на окружающую среду, что обусловлено необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Целями проекта Закона № 219-ФЗ являются формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и позволяющей снизить негативные воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии.
В целях приведения в соответствие с предлагаемыми положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон № 96-ФЗ и иные нормативно-правовые акты.
Из указанных пояснений, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что изменения, вносимые в Закон № 7-Ф, направлены на улучшение системы нормирования воздействий на окружающую среду. В свою очередь, изменения, вносимые в иные нормативно-правовые акты, в том числе Закон № 96-ФЗ, связаны с приведением их в соответствие с Законом № 7-ФЗ.
На основании изложенного, считаем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду передвижных источников, должна взыматься до вступления в силу новой редакции статьи 16 Закона № 7-ФЗ, т.е. до 01.01.16.
Следует отметить, что, по нашему мнению, вопрос уплаты экологического сбора с передвижных источников, может быть решен также в пользу его отмены с 01.01.15, на основании следующего.
Согласно статье 28 Закона № 96-ФЗ за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть, Закон № 96-ФЗ устанавливает объект с которого взымается плата, при этом плата взымается в соответствии с законодательством РФ.
Как мы указали выше, сам Закон № 96-ФЗ не устанавливает эту плату и не содержит каких-либо указаний на то, кто и каким образом должен ее установить. Соответственно, плательщики должны обратиться к иным нормативно-правовым актам, в том числе к Закону № 7-ФЗ.
Данный закон, предусматривает плату не только для стационарных источников, но и передвижных. С другой стороны, Закон № 7-ФЗ устанавливает общие нормы в сфере взаимодействия общества и природы, а специализированные нормы устанавливаются иными нормативно-правовыми актами в отношении отдельных элементов окружающей среды (например, Закон № 96-ФЗ об охране атмосферного воздуха).
Следовательно, именно специализированные нормативно-правовые акты должны устанавливать объекты, чье воздействие является платным.
Так, Законом № 96-ФЗ плата введена только в отношении стационарных объектов. Соответственно, плата с передвижных источников взыматся не должна, даже в случае, если иными актами ее размер установлен.
Однако, данный подход, на наш взгляд, является спорным, так как в случае, если бы законодатель предполагал освобождение от взымания платы с передвижных источников с 01.01.15, то аналогичные изменения, внесенные в Закон № 7-ФЗ, ступали бы в силу также 01.01.15, а не через год. Кроме того, как было указано выше, изменения в законодательство в области охраны окружающей среды, прежде всего, вносились в Закон № 7-ФЗ, изменения в остальные нормативно-правовые акты были связаны с приведением их в соответствие с новыми нормами Закона № 7-ФЗ. Соответственно, можно предположить, что, несмотря на новую формулировку Закона № 96-ФЗ, освобождение от взымания платы с передвижных источников с 01.01.15 законодателем, скорее всего, не предполагалось.
Следует отметить, что, по мнению Минприроды РФ, высказанному в письме от 10.03.15 № 12-47/5413, в связи с вступившими изменениями статьи 28 Закона № 96-ФЗ с 1 января 2015 года, взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
При этом Минприроды РФ не объясняет взаимодействие положений статьи 28 Закона № 96-ФЗ и норм Закона № 7-ФЗ, который содержит старые формулировки.
Другие разъяснения по данному вопросу на текущий момент отсутствуют.
В связи с этим, мы не можем исключить риск претензий со стороны контролирующего органа в случае, если Организация примет решение следовать рекомендациям Минприроды РФ.
При этом следует отметить, что согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
Учитывая размеры штрафов за не уплату экологического сбора, рекомендуем принять управленческое решение в отношении необходимости внесения платы за выбросы от передвижных источников, с учетом имеющихся рисков.
[1] О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
[2] «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».
http://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/d..
Плата за выбросы от передвижных источников
Одним из наиболее обсуждаемых в этом году стал вопрос о необходимости внесения платы за выбросы от передвижных источников.
Как вы помните, в марте вышло письмо Минприроды с разъяснениями о том, что плату вносить не требуется. Однако, как мы помним, письма не являются нормативно-правовыми актами и ряд департаментов, не согласившись с позицией министерства, продолжали требовать внесение платежей.Как правило, развернутого ответа от специалистов департамента добиться практически невозможно. Благо есть те, кто могут разложить эти позиции подробно и обстоятельно.
Спасибо за эту работу Аудиторско-Консультационной Группе «Коллегия Налоговых Консультантов»
Федеральным законом от 21.07.14 № 219-ФЗ[1] были внесены изменения в ряд действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты окружающей среды, в том числе в:
1. Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
2. Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Рассмотрим внесенные изменения, касающиеся платы за выбросы передвижных источников, оказывающих негативное воздействие.
Согласно новой редакции статьи 28 Закона № 96-ФЗ за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ранее, старая редакция статьи 28 Закона № 96-ФЗ предусматривала взымание платы за загрязнение атмосферного воздуха без уточнения источника загрязнения. В связи с этим, плата взымалась как с передвижных, так и стационарных источников.
Новая редакция статьи 28 Закона № 96-ФЗ вступила в силу с 01.01.15 (пункт 1 статьи 12 Закона № 219-ФЗ).
В свою очередь, были внесены изменения в Закон № 7-ФЗ, в частности в статью 16, согласно новой редакции которой, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
-сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
-размещение отходов производства и потребления.
Таким образом, образом, новые редакции Законов № 96-ФЗ и № 7-ФЗ исключают передвижные источники, из источников загрязнения, выбросы которых подлежат оплате.
Однако, новая редакция статьи 16 Закона № 7-ФЗ вступит в силу только с 01.01.16 (пункт 3 статьи 12 Закона № 219-ФЗ).
Соответственно, на данный момент действует старая редакция статьи 16 Закона № 7-ФЗ, которая звучит следующим образом:
1.Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
-выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
-загрязнение недр, почв;
-размещение отходов производства и потребления;
-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
-иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
То есть, в настоящее время действует формулировка, которая не уточняет источники негативного воздействия на окружающую среду.
При этом в Постановление Правительства РФ от 12.06.03 № 344[2] изменения не вносились, соответственно, нормативны платы за негативное воздействие на окружающую среду, продолжают действовать не только в отношении стационарных источников, но и в отношении передвижных.
Таким образом, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что на данный момент в отношении источников негативного воздействия действуют два равнозначных нормативно-правовых акта. При этом данные акты, по нашему мнению, не противоречат друг другу, а, скорее дополняют. Закон № 96-ФЗ устанавливает плату за выбросы стационарных источников, а Закон № 7-ФЗ предусматривает помимо стационарных источников, ещё и передвижные.
По нашему мнению, в связи с создавшейся коллизией норм Законов № 96-ФЗ и 7-ФЗ, следует руководствоваться положениям Закона № 7-ФЗ на основании следующего.
И тот и другой закон предусматривают плату за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с этим, Законом № 96-ФЗ не установлены ни размер платы, ни орган, который должен его определить. То есть в Законе № 96-ФЗ, в отличие от норм Закона № 7-ФЗ, отсутствует порядок выполнения обязанностей по уплате.
Кроме того, согласно пояснительной записке к законопроекту Закон № 219-ФЗ направлен на совершенствование системы нормирования воздействий на окружающую среду, что обусловлено необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Целями проекта Закона № 219-ФЗ являются формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и позволяющей снизить негативные воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии.
В целях приведения в соответствие с предлагаемыми положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон № 96-ФЗ и иные нормативно-правовые акты.
Из указанных пояснений, по нашему мнению, можно сделать вывод о том, что изменения, вносимые в Закон № 7-Ф, направлены на улучшение системы нормирования воздействий на окружающую среду. В свою очередь, изменения, вносимые в иные нормативно-правовые акты, в том числе Закон № 96-ФЗ, связаны с приведением их в соответствие с Законом № 7-ФЗ.
На основании изложенного, считаем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду передвижных источников, должна взыматься до вступления в силу новой редакции статьи 16 Закона № 7-ФЗ, т.е. до 01.01.16.
Следует отметить, что, по нашему мнению, вопрос уплаты экологического сбора с передвижных источников, может быть решен также в пользу его отмены с 01.01.15, на основании следующего.
Согласно статье 28 Закона № 96-ФЗ за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть, Закон № 96-ФЗ устанавливает объект с которого взымается плата, при этом плата взымается в соответствии с законодательством РФ.
Как мы указали выше, сам Закон № 96-ФЗ не устанавливает эту плату и не содержит каких-либо указаний на то, кто и каким образом должен ее установить. Соответственно, плательщики должны обратиться к иным нормативно-правовым актам, в том числе к Закону № 7-ФЗ.
Данный закон, предусматривает плату не только для стационарных источников, но и передвижных. С другой стороны, Закон № 7-ФЗ устанавливает общие нормы в сфере взаимодействия общества и природы, а специализированные нормы устанавливаются иными нормативно-правовыми актами в отношении отдельных элементов окружающей среды (например, Закон № 96-ФЗ об охране атмосферного воздуха).
Следовательно, именно специализированные нормативно-правовые акты должны устанавливать объекты, чье воздействие является платным.
Так, Законом № 96-ФЗ плата введена только в отношении стационарных объектов. Соответственно, плата с передвижных источников взыматся не должна, даже в случае, если иными актами ее размер установлен.
Однако, данный подход, на наш взгляд, является спорным, так как в случае, если бы законодатель предполагал освобождение от взымания платы с передвижных источников с 01.01.15, то аналогичные изменения, внесенные в Закон № 7-ФЗ, ступали бы в силу также 01.01.15, а не через год. Кроме того, как было указано выше, изменения в законодательство в области охраны окружающей среды, прежде всего, вносились в Закон № 7-ФЗ, изменения в остальные нормативно-правовые акты были связаны с приведением их в соответствие с новыми нормами Закона № 7-ФЗ. Соответственно, можно предположить, что, несмотря на новую формулировку Закона № 96-ФЗ, освобождение от взымания платы с передвижных источников с 01.01.15 законодателем, скорее всего, не предполагалось.
Следует отметить, что, по мнению Минприроды РФ, высказанному в письме от 10.03.15 № 12-47/5413, в связи с вступившими изменениями статьи 28 Закона № 96-ФЗ с 1 января 2015 года, взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
При этом Минприроды РФ не объясняет взаимодействие положений статьи 28 Закона № 96-ФЗ и норм Закона № 7-ФЗ, который содержит старые формулировки.
Другие разъяснения по данному вопросу на текущий момент отсутствуют.
В связи с этим, мы не можем исключить риск претензий со стороны контролирующего органа в случае, если Организация примет решение следовать рекомендациям Минприроды РФ.
При этом следует отметить, что согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.
Учитывая размеры штрафов за не уплату экологического сбора, рекомендуем принять управленческое решение в отношении необходимости внесения платы за выбросы от передвижных источников, с учетом имеющихся рисков.
[1] О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
[2] «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».
http://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/d..
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность