- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
- при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (п.1 ст.14.4 Закона №89-ФЗ);
- при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации отходов I и II классов опасности (ст.1 Закона №268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положение вступит в законную силу - 01.03.2023 г.).
Везем отходы из медучреждения в ФЭО: как быть с лицензией?
1. В связи с вступлением в силу с 01.03.2022 изменений в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» касающихся обращению с отходами I и II классов опасности возник вопрос: как быть медицинским организациям, у которых образуются отходы I и II классов опасности, если ФГУП ФЭО не работает с медицинскими учреждениями. С кем заключать договор медицинским учреждениям? Какими нормативными документами руководствоваться? 2.Может ли организация, имеющая лицензию, выданную Росприроднадзором на транспортирование отходов I и II классов опасности заключать договора с мед. учреждениями на транспортирование данных отходов с последующей передачей их ФГУП ФЭО? 3.Согласно заключенным договорам транспортирующая организация накапливает на своей площадке отходы п/п полученные от контрагентов (отходообразователей) до формирования транспортной партии а затем передает их сторонним организациям на обработку/утилизацию/обезвреживание/захоронение. Имеет ли право организация имеющая лицензию, выданную Росприроднадзором на транспортирование отходов I-IV классов опасности продавать отходы, принятые от контрагентов (отходообразователей) с целью их утилизации, что при этом обязательно должно быть прописано в договорах? 4.Компания «А» приняла от компании «В» для транспортирования и последующей утилизации по договорам со специализированными организациями отработанное масло/бумагу/полиэтилен. «А» по истечении определенного времени продает данные отходы сторонней организации с целью утилизации. Правомерно ли это?
На вопрос отвечает генеральный директор ООО «Дельфи» Н.С. Беляева:
1. Отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (ст.2 Закона №89-ФЗ). Действие норм Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы (письма Минприроды России от 16.12.2011 г. № 12-46/18775, от 25.01.2012 г. № 05-12-44/832, от 29.02.2016 г. № 12-47/4056, от 04.02.2022 г. № 25-47/3539; письма Росприроднадзора от 14.01.2014 г. № АА-03-03-36/306, от 21.03. 2014 г. № ОД-06-01-31/4116, от 22.04.2015 г. № АА-03-04-36/6554)
Все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам (письмо Росприроднадзора от 22 апреля 2015 г. № АА-03-04-36/6554).
Обращение с медицинскими отходами не требует получения разрешительной документации, в том числе паспортов на отходы и лицензии (письма Минприроды России от 16.12.2011 г. № 12-46/18775, от 25.01.2012 г. № 05-12-44/832, от 29.02.2016 г. N 12-47/4056; письма Росприроднадзора от 04.12.2017 г. № АА-10-04-32/26588, от 22.04.2015 г. № АА-03-04-36/6554, от 14.01.2014 г. № АА-03-03-36/306).
Особенности обращения с отходами I-II классов опасности установлены ст.14.4 Закона №89-ФЗ, но они не распространяются, так же как и другие положения указанного Закона.
Таким образом, если у медицинского учреждения образуются медицинские отходы, которые при образовании у других хозяйствующих субъектов отнесены к отходам I-II классов опасности, но не учтены медицинским учреждением как отходы I-II класса опасности, то заключение договора с ФГУП ФЭО, предоставление сведений о себе как об отходообразователе во ФГИС ОПВК и иные действия, предусмотренные природоохранным законодательством, такому медицинскому учреждению не требуется.
2. Организации, имеющие лицензию на любой вид работ с отходами I-II классов опасности, не вправе заключать договор с хозяйствующими субъектами, образующими отходы I-II классов опасности. Договор на указанные виды отходов на любой вид работ, начиная от сбора, заканчивая размещением, заключается только с ФГУП ФЭО (ст.14.4 Закона №89-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, а именно:
Таким образом, медицинское учреждение не вправе передать отходы I-II класса опасности перевозчику, имеющему соответствующую лицензию, не имея договора с ФГУП ФЭО.
3. Продавать отходы может только их собственник (ст.4 Закона №89-ФЗ, ст.ст.136,218 ГК РФ) или уполномоченное им лицо (главы 49,51 ГК РФ). Таким образом, если компания, имеющая лицензию на транспортирование отходов, реализует отходы третьим лицам, то они должна быть либо собственником этих отходов, либо иметь соответствующее поручение от собственника на совершение либо от имени и за счет собственника отходов действия, связанных с их отчуждением, либо иметь поручение на совершение сделки от своего имени, но за счет комитента. Продавать не принадлежащие перевозчику отходы последний не вправе.
Отчуждение отходов с целью их утилизации не позволит собственнику отходов внести данные о таком договоре в сводные таблицы учета №№2,3 Порядка организации учета обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды №1028, поскольку передача отходов третьим лицам возможна только в целях осуществления с указанными отходами работ по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению (хранению или захоронению). При этом продажа не является подтверждением осуществления таких работ, если только договор не содержит в себе существенные условия двух договоров: договора подряда (на работы по утилизации отхода) и договора купли-продажи продукта утилизации).
4. Продажа компанией “А” отходов (отработанное масло/бумагу/полиэтилен), полученных от собственника этих отходов, нелегитимна, поскольку компания “А” была уполномочена на совершение работ по транспортированию и утилизации. Продажа отходов не является их утилизацией.
- при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (п.1 ст.14.4 Закона №89-ФЗ);
- при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации отходов I и II классов опасности (ст.1 Закона №268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положение вступит в законную силу - 01.03.2023 г.).
Везем отходы из медучреждения в ФЭО: как быть с лицензией?
1. В связи с вступлением в силу с 01.03.2022 изменений в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» касающихся обращению с отходами I и II классов опасности возник вопрос: как быть медицинским организациям, у которых образуются отходы I и II классов опасности, если ФГУП ФЭО не работает с медицинскими учреждениями. С кем заключать договор медицинским учреждениям? Какими нормативными документами руководствоваться? 2.Может ли организация, имеющая лицензию, выданную Росприроднадзором на транспортирование отходов I и II классов опасности заключать договора с мед. учреждениями на транспортирование данных отходов с последующей передачей их ФГУП ФЭО? 3.Согласно заключенным договорам транспортирующая организация накапливает на своей площадке отходы п/п полученные от контрагентов (отходообразователей) до формирования транспортной партии а затем передает их сторонним организациям на обработку/утилизацию/обезвреживание/захоронение. Имеет ли право организация имеющая лицензию, выданную Росприроднадзором на транспортирование отходов I-IV классов опасности продавать отходы, принятые от контрагентов (отходообразователей) с целью их утилизации, что при этом обязательно должно быть прописано в договорах? 4.Компания «А» приняла от компании «В» для транспортирования и последующей утилизации по договорам со специализированными организациями отработанное масло/бумагу/полиэтилен. «А» по истечении определенного времени продает данные отходы сторонней организации с целью утилизации. Правомерно ли это?
На вопрос отвечает генеральный директор ООО «Дельфи» Н.С. Беляева:
1. Отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (ст.2 Закона №89-ФЗ). Действие норм Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы (письма Минприроды России от 16.12.2011 г. № 12-46/18775, от 25.01.2012 г. № 05-12-44/832, от 29.02.2016 г. № 12-47/4056, от 04.02.2022 г. № 25-47/3539; письма Росприроднадзора от 14.01.2014 г. № АА-03-03-36/306, от 21.03. 2014 г. № ОД-06-01-31/4116, от 22.04.2015 г. № АА-03-04-36/6554)
Все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам (письмо Росприроднадзора от 22 апреля 2015 г. № АА-03-04-36/6554).
Обращение с медицинскими отходами не требует получения разрешительной документации, в том числе паспортов на отходы и лицензии (письма Минприроды России от 16.12.2011 г. № 12-46/18775, от 25.01.2012 г. № 05-12-44/832, от 29.02.2016 г. N 12-47/4056; письма Росприроднадзора от 04.12.2017 г. № АА-10-04-32/26588, от 22.04.2015 г. № АА-03-04-36/6554, от 14.01.2014 г. № АА-03-03-36/306).
Особенности обращения с отходами I-II классов опасности установлены ст.14.4 Закона №89-ФЗ, но они не распространяются, так же как и другие положения указанного Закона.
Таким образом, если у медицинского учреждения образуются медицинские отходы, которые при образовании у других хозяйствующих субъектов отнесены к отходам I-II классов опасности, но не учтены медицинским учреждением как отходы I-II класса опасности, то заключение договора с ФГУП ФЭО, предоставление сведений о себе как об отходообразователе во ФГИС ОПВК и иные действия, предусмотренные природоохранным законодательством, такому медицинскому учреждению не требуется.
2. Организации, имеющие лицензию на любой вид работ с отходами I-II классов опасности, не вправе заключать договор с хозяйствующими субъектами, образующими отходы I-II классов опасности. Договор на указанные виды отходов на любой вид работ, начиная от сбора, заканчивая размещением, заключается только с ФГУП ФЭО (ст.14.4 Закона №89-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, а именно:
Таким образом, медицинское учреждение не вправе передать отходы I-II класса опасности перевозчику, имеющему соответствующую лицензию, не имея договора с ФГУП ФЭО.
3. Продавать отходы может только их собственник (ст.4 Закона №89-ФЗ, ст.ст.136,218 ГК РФ) или уполномоченное им лицо (главы 49,51 ГК РФ). Таким образом, если компания, имеющая лицензию на транспортирование отходов, реализует отходы третьим лицам, то они должна быть либо собственником этих отходов, либо иметь соответствующее поручение от собственника на совершение либо от имени и за счет собственника отходов действия, связанных с их отчуждением, либо иметь поручение на совершение сделки от своего имени, но за счет комитента. Продавать не принадлежащие перевозчику отходы последний не вправе.
Отчуждение отходов с целью их утилизации не позволит собственнику отходов внести данные о таком договоре в сводные таблицы учета №№2,3 Порядка организации учета обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды №1028, поскольку передача отходов третьим лицам возможна только в целях осуществления с указанными отходами работ по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению (хранению или захоронению). При этом продажа не является подтверждением осуществления таких работ, если только договор не содержит в себе существенные условия двух договоров: договора подряда (на работы по утилизации отхода) и договора купли-продажи продукта утилизации).
4. Продажа компанией “А” отходов (отработанное масло/бумагу/полиэтилен), полученных от собственника этих отходов, нелегитимна, поскольку компания “А” была уполномочена на совершение работ по транспортированию и утилизации. Продажа отходов не является их утилизацией.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность