- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Об отказе в приеме декларации о составе и свойства сточных вод
Как оценить правомерность отказа организации ВКХ в приеме декларации о составе и свойства сточных вод? Существуют ли механизмы преодоления замечаний организации ВКХ?
01.11.2022 – предельная дата представления абонентами ЦСВ деклараций о составе и свойств сточных вод на 2023 г. Организациям, осуществляющим водоотведение, отведено 15 рабочих дней на рассмотрение деклараций.
По результатам рассмотрения организация ВКХ:
- или принимает декларацию (о чем не требуется уведомлять абонента ЦСВ, истечение установленного срока, отведенного для рассмотрения декларации, при отсутствии какой-либо обратной связи от организации ВКХ автоматически означает, что декларация принята);
- или при наличии оснований вправе вернуть абоненту ЦСВ декларацию с указанием оснований для отказа в ее принятии.
Отсюда – оценка правомерности отказа в принятии декларации сводится к сопоставлению указанных организацией ВКХ причин с установленными Правилами холодного водоснабжения и водоотведения основаниями для отказа.
Основания для отказа
Положительным моментом является то обстоятельство, что перечень таких оснований – исчерпывающий (п. 130 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644):
• отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;
• несоответствие сведений, указанных в пунктах 1-5 формы декларации, примечаниях и приложениях к ней, действительности;
• указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод либо значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
• указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод;
• подача абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (за исключением случаев создания юридического лица или индивидуального предпринимателя позднее указанной даты, а также заключения договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения позднее указанной даты);
• подача абонентом декларации в отношении объектов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Комментарий
Учитывая закрытый перечень оснований для отказа в принятии декларации, результаты оценки правомерности отказа не могут быть двусмысленными, на наш взгляд:
1) организация ВХК выявила конкретные нарушения при представлении декларации и имела право возвратить декларацию абоненту;
2) организация ВКХ в нарушение установленного порядка вернула абоненту ЦСВ декларацию в отсутствие законных оснований для отказа в ее принятии.
С учетом сформированной за последние несколько лет практики, смело можно сказать, что одной из самых распространенных причин отказа в принятии декларации является указание в декларации фактических значений:
1) не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам [требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ],
2) не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод.
Как этого избежать
Для того, чтобы избежать подобной ситуации важно перед подачей декларации сравнить перечень веществ и показателей общих свойств сточных вод, указанный декларации с двумя списками веществ и показателей:
- первый список приведен в приложении № 5 к Правила холодного водоснабжения и водоотведения;
- второй список "индивидуален" для каждой ЦСВ и представлен в рамках [муниципальных] Нормативов состава и свойств сточных вод (как правило, устанавливается администрацией муниципального образования).
В случае отсутствия в декларации каких-либо веществ или показателей из указанных списков, необходимо отразить недостающие сведения. В противном случае велика вероятность получения отказа в приеме декларации.
Если декларация уже представлена с нарушениями
Но как быть в случае, если декларация все же представлена с нарушением установленных правил и организация ВКХ указывает на наличие оснований для отказа в приеме декларации? Здесь будет развилка.
Ситуация 1. [Позитивная] Декларация на следующий год была подана заблаговременно (то есть более чем за 15 рабочих дней, с запасом) и отказ в ее принятии поступил до 01 ноября текущего года.
В таких условиях целесообразно в кратчайшие сроки (до 01 ноября) устранить обстоятельства, указанные организацией ВКХ в качестве основания (оснований) для отказа, и повторно направить декларацию в адрес организации ВКХ.
Ситуация 2. [Негативная] Декларация на следующий год была подана незадолго до 01 ноября текущего года (то есть менее чем за 15 рабочих дней до 01 ноября) и отказ в ее принятии поступил после 01 ноября текущего года.
К сожалению, стоит констатировать, что действующий порядок не предусматривает механизма устранения замечаний к декларации.
При этом, представление декларации на следующий год позднее 01 ноября текущего года, само по себе, является основанием для законного отказа в ее принятии.
Таким образом, вне зависимости от доработки декларации и устранения обстоятельств, указанных в качестве основания для отказа, организация ВКХ вправе вновь отказать абоненту ЦСВ в принятии декларации уже по новому основанию – подача абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация.
Вместе с тем надежда на положительный исход подобной ситуации все же остается ввиду следующих причин:
1) организация ВКХ вправе, но не обязана отказывать абоненту ЦСВ в принятии декларации (в том числе в случае подачи декларации с нарушением установленного срока);
2) представление доработанной декларации может быть обыграно не столько, как подача декларации, сколько как устранение замечаний (но и здесь без доброй воли и желания организации ВКХ идти на встречу в сложившейся ситуации не обойтись).
При этом нельзя исключать, что в случае возникновения судебного спора, связанного с оспариванием отказа организации ВКХ в "повторном рассмотрении" доработанной декларации, представленной после 01 ноября, суд встанет на сторону абонента ЦСВ (учитывая, что непредставление декларации является основанием для взимания (при наличии оснований) повышенной платы за негативное воздействие на ЦСВ с применением 2-кратного коэффициента).
Итак, резюмируем: отсутствие механизма устранения "замечаний" организации ВКХ к декларации, представленной абонентом ЦСВ, и возможность отказа в приеме декларации, представленной позднее 01 ноября, сегодня играет против абонентов ЦСВ.
В этой связи законодательство в данной части безусловно нуждается в корректировке для уравновешивания прав сторон договора водоотведения и установления "права на ошибку" для абонентов.
В.А. Субботинская,
ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»
Об отказе в приеме декларации о составе и свойства сточных вод
Как оценить правомерность отказа организации ВКХ в приеме декларации о составе и свойства сточных вод? Существуют ли механизмы преодоления замечаний организации ВКХ?
01.11.2022 – предельная дата представления абонентами ЦСВ деклараций о составе и свойств сточных вод на 2023 г. Организациям, осуществляющим водоотведение, отведено 15 рабочих дней на рассмотрение деклараций.
По результатам рассмотрения организация ВКХ:
- или принимает декларацию (о чем не требуется уведомлять абонента ЦСВ, истечение установленного срока, отведенного для рассмотрения декларации, при отсутствии какой-либо обратной связи от организации ВКХ автоматически означает, что декларация принята);
- или при наличии оснований вправе вернуть абоненту ЦСВ декларацию с указанием оснований для отказа в ее принятии.
Отсюда – оценка правомерности отказа в принятии декларации сводится к сопоставлению указанных организацией ВКХ причин с установленными Правилами холодного водоснабжения и водоотведения основаниями для отказа.
Основания для отказа
Положительным моментом является то обстоятельство, что перечень таких оснований – исчерпывающий (п. 130 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644):
• отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации;
• несоответствие сведений, указанных в пунктах 1-5 формы декларации, примечаниях и приложениях к ней, действительности;
• указание в декларации нулевых значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод либо значений фактических концентраций или фактических свойств сточных вод ниже минимального значения, определенного по результатам, полученным за предшествующие 2 года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
• указание фактических значений не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, а также не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод;
• подача абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация (за исключением случаев создания юридического лица или индивидуального предпринимателя позднее указанной даты, а также заключения договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения позднее указанной даты);
• подача абонентом декларации в отношении объектов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Комментарий
Учитывая закрытый перечень оснований для отказа в принятии декларации, результаты оценки правомерности отказа не могут быть двусмысленными, на наш взгляд:
1) организация ВХК выявила конкретные нарушения при представлении декларации и имела право возвратить декларацию абоненту;
2) организация ВКХ в нарушение установленного порядка вернула абоненту ЦСВ декларацию в отсутствие законных оснований для отказа в ее принятии.
С учетом сформированной за последние несколько лет практики, смело можно сказать, что одной из самых распространенных причин отказа в принятии декларации является указание в декларации фактических значений:
1) не для всех загрязняющих веществ или показателей общих свойств сточных вод согласно перечню, приведенному в приложении № 5 к Правилам [требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ],
2) не для всех загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод.
Как этого избежать
Для того, чтобы избежать подобной ситуации важно перед подачей декларации сравнить перечень веществ и показателей общих свойств сточных вод, указанный декларации с двумя списками веществ и показателей:
- первый список приведен в приложении № 5 к Правила холодного водоснабжения и водоотведения;
- второй список "индивидуален" для каждой ЦСВ и представлен в рамках [муниципальных] Нормативов состава и свойств сточных вод (как правило, устанавливается администрацией муниципального образования).
В случае отсутствия в декларации каких-либо веществ или показателей из указанных списков, необходимо отразить недостающие сведения. В противном случае велика вероятность получения отказа в приеме декларации.
Если декларация уже представлена с нарушениями
Но как быть в случае, если декларация все же представлена с нарушением установленных правил и организация ВКХ указывает на наличие оснований для отказа в приеме декларации? Здесь будет развилка.
Ситуация 1. [Позитивная] Декларация на следующий год была подана заблаговременно (то есть более чем за 15 рабочих дней, с запасом) и отказ в ее принятии поступил до 01 ноября текущего года.
В таких условиях целесообразно в кратчайшие сроки (до 01 ноября) устранить обстоятельства, указанные организацией ВКХ в качестве основания (оснований) для отказа, и повторно направить декларацию в адрес организации ВКХ.
Ситуация 2. [Негативная] Декларация на следующий год была подана незадолго до 01 ноября текущего года (то есть менее чем за 15 рабочих дней до 01 ноября) и отказ в ее принятии поступил после 01 ноября текущего года.
К сожалению, стоит констатировать, что действующий порядок не предусматривает механизма устранения замечаний к декларации.
При этом, представление декларации на следующий год позднее 01 ноября текущего года, само по себе, является основанием для законного отказа в ее принятии.
Таким образом, вне зависимости от доработки декларации и устранения обстоятельств, указанных в качестве основания для отказа, организация ВКХ вправе вновь отказать абоненту ЦСВ в принятии декларации уже по новому основанию – подача абонентом декларации позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который подается декларация.
Вместе с тем надежда на положительный исход подобной ситуации все же остается ввиду следующих причин:
1) организация ВКХ вправе, но не обязана отказывать абоненту ЦСВ в принятии декларации (в том числе в случае подачи декларации с нарушением установленного срока);
2) представление доработанной декларации может быть обыграно не столько, как подача декларации, сколько как устранение замечаний (но и здесь без доброй воли и желания организации ВКХ идти на встречу в сложившейся ситуации не обойтись).
При этом нельзя исключать, что в случае возникновения судебного спора, связанного с оспариванием отказа организации ВКХ в "повторном рассмотрении" доработанной декларации, представленной после 01 ноября, суд встанет на сторону абонента ЦСВ (учитывая, что непредставление декларации является основанием для взимания (при наличии оснований) повышенной платы за негативное воздействие на ЦСВ с применением 2-кратного коэффициента).
Итак, резюмируем: отсутствие механизма устранения "замечаний" организации ВКХ к декларации, представленной абонентом ЦСВ, и возможность отказа в приеме декларации, представленной позднее 01 ноября, сегодня играет против абонентов ЦСВ.
В этой связи законодательство в данной части безусловно нуждается в корректировке для уравновешивания прав сторон договора водоотведения и установления "права на ошибку" для абонентов.
В.А. Субботинская,
ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность