- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Оборудование мест отбора проб на источниках выбросов: как не ошибиться и чем руководствоваться
Прошли те времена, когда предприниматель решал оформить необходимую экологическую документацию (а порой и узнавал о необходимости ее ведения) только после визита одного из контролирующих органов. Теперь ведение «всей экологии» — жесткая необходимость и даже вопрос престижа. Все больше некрупных городских предприятий (рестораны, кафе, стоянки, гаражи и др.) позиционируют себя как природопользователи. Вхождение в экологическую реальность сопровождается массой, казалось бы, совершенно простых вопросов. Один из них мы и рассмотрим в статье.
Автор: М.М. Калита, эколог-аудитор, Центр экологического проектирования и аудита, генеральный директор ООО «Аудитмедиа»
Разберемся, как необходимо располагать отверстия на источниках выбросов, каких размеров они должны быть и кто имеет право проводить замеры на трубах. Для начала рассмотрим несколько примеров.
Пример 1
Небольшой ресторан решает встать на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), для чего необходимо провести инвентаризацию выбросов. Приглашены специалисты из лаборатории для проведения замеров на источнике выбросов — трубе вентиляции. Они имеют доступ к трубе по лестнице, предоставленной заказчиком, но не могут провести отбор, т.к отсутствует отверстие для замера (либо оно есть, но не соответствует нормам, по которым работает лаборатория).
Подобное случается не только у новичков.
Пример 2
Предприятие I категории НВОС имеет несколько достаточно крупных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ). Документация, предусмотренная природоохранной правовой базой, ведется на предприятии в должном порядке, вовремя сдается отчетность. Но при проведении плановой проверки инспектор обращает внимание на расположение отверстий для отбора проб газовоздушной смеси (далее — ГВС) и решает, что они не соответствуют требованиям законодательства, выписывает штраф, и предприятие направляется в суд.
Рекомендуемые лабораториями документы
Обратимся к нескольким источникам, которыми чаще всего предлагают пользоваться лаборатории.
ПНД Ф[1] 12.1.1-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий» (Москва, 1999 г.; далее — ПНД Ф 12.1.1-99) — документ, который использует большинство лабораторий при проведении отбора проб ГВС.
Методические рекомендации относятся к федеральным (межотраслевым) нормативно-техническим документам и носят рекомендательный характер. В противном случае этот документ должен содержать обязательные требования и быть зарегистрированным в Минюсте России как нормативный правовой акт.
Методические рекомендации, обозначенные индексом «ПНД Ф», не являются методиками измерений или методиками количественного химического анализа, поэтому не подлежат ни обязательной, ни добровольной аттестации.
Очевидно, именно наличие слова «нормативный» в расшифровке индекса является неким красным флажком, вводящим в заблуждение и природопользователей, и контролирующие органы в обязательности применения документа. При проверках инспекторов обычно интересует наличие места пробоотбора в соответствии именно с ПНД Ф 12.1.1-99.
ГОСТ 17.2.4.06-90 «Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» (далее — ГОСТ 17.2.4.06-90) — это еще один документ, который может использоваться предприятием в качестве руководящего при оборудовании ИЗАВ отверстиями для замеров.
Документ применяется с 1991 г., до нынешнего времени его никто не отменял. Согласно Закону № 162-ФЗ[2], в основу которого положен принцип добровольности применения документов по стандартизации, ГОСТ 17.2.4.06-90 является документом по стандартизации, который разработан участником (участниками) работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации. Отсюда:
• документом пользоваться можно;
• использование документа добровольно;
• документ прошел экспертизу.
Очевидно, что именно добровольность использования данного документа не позволяет контролирующим органам использовать его в качестве основополагающего при всех остальных его преимуществах.
Методические указания по оборудованию мест отбора проб при экоаналитическом контроле промышленных выбросов в атмосферу, утвержденные НИИ Атмосфера[3] и ФГУ «ЦЭКА»[4] 30.09.2002 (далее — Методические указания), — еще один документ, который дает рекомендации по оборудованию мест измерений потока ГВС и концентраций загрязняющих веществ.
Документ содержит:
• порядок оборудования мест пробоотбора для организации контроля источников промышленных выбросов в атмосферу;
• требования к точкам отбора проб;
• правила техники безопасности при оборудовании мест отбора проб.
Формально Методические указания носят обязательный характер только в указанной в документе сфере применения и только в подведомственных утвердившему органу организациях. Здесь имеется в виду государственный орган, который утверждает Методические указания, при этом данным Методическим указаниям присваивается номер с расшифровкой.
Однако эти Методические указания в самом своем тексте сообщают о рекомендательном характере. Кроме того, они утверждены директором НИИ Атмосфера (сотрудничает с государственными органами в области охраны атмосферного воздуха, но не является контролирующей организацией) и директором ФГУ «ЦЭКА» (как общество с ограниченной ответственностью ликвидировано в конце 2020 г.).
Анализ документов
Чтобы понять, каким же образом выбрать место для устройства отверстия для отбора проб, проанализируем содержимое всех трех рекомендуемых документов.
Показатель/Метод |
ГОСТ 17.2.4.06-90 |
Методические указания |
|
Оборудование места отбора |
— |
— |
Силами предприятия |
Доступ к месту отбора |
— |
— |
Должен быть свободным, не загроможденным |
Выбор места отбора |
На прямолинейном участке газохода с установившимся газовым потоком, где отсутствуют возвратные или вращательные движения газа и пыли, который находится как можно дальше от вентиляторов, циклонов, задвижек и т.д. |
На прямом участке газохода на достаточном расстоянии от мест, где изменяется направление потока газа (колена, отводы и т.д.) или площадь поперечного сечения газохода (задвижки, дросселирующие устройства и т.д.) |
На прямом участке газохода на достаточном расстоянии от мест, где изменяется направление потока ГВС (колена, отводы и т.д.) или площадь поперечного сечения газохода (задвижки, дросселирующие устройства и т.д.) |
Отрезок прямого участка газохода до измерительного сечения |
Расстояние, определяемое 5–6 диаметрами газохода перед местом проведения измерений |
Должен быть длиннее отрезка за измерительным сечением; отношение длин отрезков газохода до измерительного сечения и за ним устанавливается согласно черт. 3* |
Должен быть длиннее отрезка за местом отбора проб |
Отрезок участка газохода после измерительного сечения |
3–4 диаметра газохода |
Отношение длин отрезков газохода до места отбора проб (М1) и за ним (М2) устанавливается по графику на рис. 2** |
|
Минимальная длина прямого участка газохода |
— |
Не менее 4–5 эквивалентных диаметров
|
|
В случае, если условие минимальной длины не может быть обеспечено |
— |
Следует увеличить количество точек измерений в 2 раза |
Количество точек отбора проб следует увеличить в 2 раза |
Требования к отверстию замера |
Патрубки диаметром до 40 мм |
Чтобы как можно меньше были нарушены поверхностные слои газохода (теплоизоляция, антикоррозийное покрытие и т.д.) и не было утечки газа или подсоса воздуха |
1) отверстие с заглушкой диаметром не меньше, чем диаметр наконечника пылезаборной трубки (патрона внутренней фильтрации); 2) в обмурованных воздуховодах, в вентиляционных шахтах и других толстостенных дымоходах в местах отбора проб должны быть установлены специальные патрубки с фланцем и с заглушкой |
* Черт. 3 описывает пропорциональную зависимость длины прямого участка газохода за измерительным сечением от длины всего прямого участка газохода (см. п. 2.2. ГОСТ 17.2.4.06-90).
** Рис. 2 описывает отношение длин отрезков газохода до места отбора проб и за ним.
Из таблицы видно, что основополагающий принцип определения места отбора един — это выбор участка трубы с установившимся газовым потоком. Описание расположения отверстия и в ПНД Ф 12.1.1-99, и в ГОСТе 17.2.4.06-90, и в Методических указаниях идентичное. Однако в ГОСТ 17.2.4.06-90 и Методических указаниях есть дополнение: в случае, если условие минимальной длины не может быть обеспечено, следует увеличить количество точек измерений в два раза.
Что касается доступа к месту отбора, в ПНД Ф 12.1.1-99 указано, что персонал должен быть ознакомлен с действующими на производстве правилами техники безопасности, обеспечен спецодеждой, необходимыми материалами и оборудованием, а площадки для проведения замеров должны быть ограждены перилами и бортовыми листами согласно требованиям ГОСТа 12.2.062-81 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные» и освещены. Работы же на высоте следует проводить в соответствии с требованиями СНиП II1-4-80 «Техника безопасности в строительстве», который утратил актуальность.
Требования безопасности, указанные в ГОСТе 17.2.4.06-90, минимальны и ссылаются, в свою очередь, на ГОСТ 12.2.032 2-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» и ГОСТ 12.2.033-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования». Требования к площадкам для проведения работ сводятся к ограждению перилами и бортовыми листами в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР.
Самое полное описание устройства безопасной работы при пробоотборе и устройства мест отбора дается в Методических указаниях. Так, указано, что «отбор проб на высоте более 1 м от поверхности грунта или перекрытий относится к работам, выполняемым на высоте». В то же время согласно Приказу Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более.
Вывод
Методические указания дают более полную картину организации мест отбора проб ГВС. Данный документ частично отображает требования ГОСТ 17.2.4.06-90 и не противоречит ПНД Ф 12.1.1-99, а скорее дополняет и уточняет его.
Также упомянем о необходимости самого внимательного отношения к безопасности организации работ на высоте как для сотрудников предприятий, которые оборудуют места отбора, так и для сотрудников лабораторий, которые приезжают на производство. Их безопасность при нахождении на территории организации — забота ответственных лиц заказчика.
[1] Природоохранный нормативный документ федеральный (федеративный, федерального уровня).
[2] Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020).
[3] Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха «Атмосфера».
[4] Федеральное государственное учреждение «Центр экологического контроля и анализа».
Оборудование мест отбора проб на источниках выбросов: как не ошибиться и чем руководствоваться
Прошли те времена, когда предприниматель решал оформить необходимую экологическую документацию (а порой и узнавал о необходимости ее ведения) только после визита одного из контролирующих органов. Теперь ведение «всей экологии» — жесткая необходимость и даже вопрос престижа. Все больше некрупных городских предприятий (рестораны, кафе, стоянки, гаражи и др.) позиционируют себя как природопользователи. Вхождение в экологическую реальность сопровождается массой, казалось бы, совершенно простых вопросов. Один из них мы и рассмотрим в статье.
Автор: М.М. Калита, эколог-аудитор, Центр экологического проектирования и аудита, генеральный директор ООО «Аудитмедиа»
Разберемся, как необходимо располагать отверстия на источниках выбросов, каких размеров они должны быть и кто имеет право проводить замеры на трубах. Для начала рассмотрим несколько примеров.
Пример 1
Небольшой ресторан решает встать на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), для чего необходимо провести инвентаризацию выбросов. Приглашены специалисты из лаборатории для проведения замеров на источнике выбросов — трубе вентиляции. Они имеют доступ к трубе по лестнице, предоставленной заказчиком, но не могут провести отбор, т.к отсутствует отверстие для замера (либо оно есть, но не соответствует нормам, по которым работает лаборатория).
Подобное случается не только у новичков.
Пример 2
Предприятие I категории НВОС имеет несколько достаточно крупных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ). Документация, предусмотренная природоохранной правовой базой, ведется на предприятии в должном порядке, вовремя сдается отчетность. Но при проведении плановой проверки инспектор обращает внимание на расположение отверстий для отбора проб газовоздушной смеси (далее — ГВС) и решает, что они не соответствуют требованиям законодательства, выписывает штраф, и предприятие направляется в суд.
Рекомендуемые лабораториями документы
Обратимся к нескольким источникам, которыми чаще всего предлагают пользоваться лаборатории.
ПНД Ф[1] 12.1.1-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятий» (Москва, 1999 г.; далее — ПНД Ф 12.1.1-99) — документ, который использует большинство лабораторий при проведении отбора проб ГВС.
Методические рекомендации относятся к федеральным (межотраслевым) нормативно-техническим документам и носят рекомендательный характер. В противном случае этот документ должен содержать обязательные требования и быть зарегистрированным в Минюсте России как нормативный правовой акт.
Методические рекомендации, обозначенные индексом «ПНД Ф», не являются методиками измерений или методиками количественного химического анализа, поэтому не подлежат ни обязательной, ни добровольной аттестации.
Очевидно, именно наличие слова «нормативный» в расшифровке индекса является неким красным флажком, вводящим в заблуждение и природопользователей, и контролирующие органы в обязательности применения документа. При проверках инспекторов обычно интересует наличие места пробоотбора в соответствии именно с ПНД Ф 12.1.1-99.
ГОСТ 17.2.4.06-90 «Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» (далее — ГОСТ 17.2.4.06-90) — это еще один документ, который может использоваться предприятием в качестве руководящего при оборудовании ИЗАВ отверстиями для замеров.
Документ применяется с 1991 г., до нынешнего времени его никто не отменял. Согласно Закону № 162-ФЗ[2], в основу которого положен принцип добровольности применения документов по стандартизации, ГОСТ 17.2.4.06-90 является документом по стандартизации, который разработан участником (участниками) работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации. Отсюда:
• документом пользоваться можно;
• использование документа добровольно;
• документ прошел экспертизу.
Очевидно, что именно добровольность использования данного документа не позволяет контролирующим органам использовать его в качестве основополагающего при всех остальных его преимуществах.
Методические указания по оборудованию мест отбора проб при экоаналитическом контроле промышленных выбросов в атмосферу, утвержденные НИИ Атмосфера[3] и ФГУ «ЦЭКА»[4] 30.09.2002 (далее — Методические указания), — еще один документ, который дает рекомендации по оборудованию мест измерений потока ГВС и концентраций загрязняющих веществ.
Документ содержит:
• порядок оборудования мест пробоотбора для организации контроля источников промышленных выбросов в атмосферу;
• требования к точкам отбора проб;
• правила техники безопасности при оборудовании мест отбора проб.
Формально Методические указания носят обязательный характер только в указанной в документе сфере применения и только в подведомственных утвердившему органу организациях. Здесь имеется в виду государственный орган, который утверждает Методические указания, при этом данным Методическим указаниям присваивается номер с расшифровкой.
Однако эти Методические указания в самом своем тексте сообщают о рекомендательном характере. Кроме того, они утверждены директором НИИ Атмосфера (сотрудничает с государственными органами в области охраны атмосферного воздуха, но не является контролирующей организацией) и директором ФГУ «ЦЭКА» (как общество с ограниченной ответственностью ликвидировано в конце 2020 г.).
Анализ документов
Чтобы понять, каким же образом выбрать место для устройства отверстия для отбора проб, проанализируем содержимое всех трех рекомендуемых документов.
Показатель/Метод |
ГОСТ 17.2.4.06-90 |
Методические указания |
|
Оборудование места отбора |
— |
— |
Силами предприятия |
Доступ к месту отбора |
— |
— |
Должен быть свободным, не загроможденным |
Выбор места отбора |
На прямолинейном участке газохода с установившимся газовым потоком, где отсутствуют возвратные или вращательные движения газа и пыли, который находится как можно дальше от вентиляторов, циклонов, задвижек и т.д. |
На прямом участке газохода на достаточном расстоянии от мест, где изменяется направление потока газа (колена, отводы и т.д.) или площадь поперечного сечения газохода (задвижки, дросселирующие устройства и т.д.) |
На прямом участке газохода на достаточном расстоянии от мест, где изменяется направление потока ГВС (колена, отводы и т.д.) или площадь поперечного сечения газохода (задвижки, дросселирующие устройства и т.д.) |
Отрезок прямого участка газохода до измерительного сечения |
Расстояние, определяемое 5–6 диаметрами газохода перед местом проведения измерений |
Должен быть длиннее отрезка за измерительным сечением; отношение длин отрезков газохода до измерительного сечения и за ним устанавливается согласно черт. 3* |
Должен быть длиннее отрезка за местом отбора проб |
Отрезок участка газохода после измерительного сечения |
3–4 диаметра газохода |
Отношение длин отрезков газохода до места отбора проб (М1) и за ним (М2) устанавливается по графику на рис. 2** |
|
Минимальная длина прямого участка газохода |
— |
Не менее 4–5 эквивалентных диаметров
|
|
В случае, если условие минимальной длины не может быть обеспечено |
— |
Следует увеличить количество точек измерений в 2 раза |
Количество точек отбора проб следует увеличить в 2 раза |
Требования к отверстию замера |
Патрубки диаметром до 40 мм |
Чтобы как можно меньше были нарушены поверхностные слои газохода (теплоизоляция, антикоррозийное покрытие и т.д.) и не было утечки газа или подсоса воздуха |
1) отверстие с заглушкой диаметром не меньше, чем диаметр наконечника пылезаборной трубки (патрона внутренней фильтрации); 2) в обмурованных воздуховодах, в вентиляционных шахтах и других толстостенных дымоходах в местах отбора проб должны быть установлены специальные патрубки с фланцем и с заглушкой |
* Черт. 3 описывает пропорциональную зависимость длины прямого участка газохода за измерительным сечением от длины всего прямого участка газохода (см. п. 2.2. ГОСТ 17.2.4.06-90).
** Рис. 2 описывает отношение длин отрезков газохода до места отбора проб и за ним.
Из таблицы видно, что основополагающий принцип определения места отбора един — это выбор участка трубы с установившимся газовым потоком. Описание расположения отверстия и в ПНД Ф 12.1.1-99, и в ГОСТе 17.2.4.06-90, и в Методических указаниях идентичное. Однако в ГОСТ 17.2.4.06-90 и Методических указаниях есть дополнение: в случае, если условие минимальной длины не может быть обеспечено, следует увеличить количество точек измерений в два раза.
Что касается доступа к месту отбора, в ПНД Ф 12.1.1-99 указано, что персонал должен быть ознакомлен с действующими на производстве правилами техники безопасности, обеспечен спецодеждой, необходимыми материалами и оборудованием, а площадки для проведения замеров должны быть ограждены перилами и бортовыми листами согласно требованиям ГОСТа 12.2.062-81 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные» и освещены. Работы же на высоте следует проводить в соответствии с требованиями СНиП II1-4-80 «Техника безопасности в строительстве», который утратил актуальность.
Требования безопасности, указанные в ГОСТе 17.2.4.06-90, минимальны и ссылаются, в свою очередь, на ГОСТ 12.2.032 2-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» и ГОСТ 12.2.033-78 «Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования». Требования к площадкам для проведения работ сводятся к ограждению перилами и бортовыми листами в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР.
Самое полное описание устройства безопасной работы при пробоотборе и устройства мест отбора дается в Методических указаниях. Так, указано, что «отбор проб на высоте более 1 м от поверхности грунта или перекрытий относится к работам, выполняемым на высоте». В то же время согласно Приказу Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более.
Вывод
Методические указания дают более полную картину организации мест отбора проб ГВС. Данный документ частично отображает требования ГОСТ 17.2.4.06-90 и не противоречит ПНД Ф 12.1.1-99, а скорее дополняет и уточняет его.
Также упомянем о необходимости самого внимательного отношения к безопасности организации работ на высоте как для сотрудников предприятий, которые оборудуют места отбора, так и для сотрудников лабораторий, которые приезжают на производство. Их безопасность при нахождении на территории организации — забота ответственных лиц заказчика.
[1] Природоохранный нормативный документ федеральный (федеративный, федерального уровня).
[2] Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020).
[3] Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха «Атмосфера».
[4] Федеральное государственное учреждение «Центр экологического контроля и анализа».
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность