- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Эксперимент по консультированию инвестпроектов Росприроднадзором: новые возможности или новые риски?
В декабре законченный облик обрел эксперимент по консультированию Росприроднадзором инвестпроектов бизнеса в части соблюдения экологических требований. Актуальным становится вопрос – меняются ли отношения бизнеса и государства? Переходим ли мы на рельсы сотрудничества или все-таки есть важные риски, которые необходимо учитывать компаниям? Обсудим постановление Правительства РФ подробнее в колонке.
1 декабря было принято постановление Правительства РФ №2200 «О проведении эксперимента по консультированию о соответствии деятельности, планируемой к осуществлению при реализации инвестиционных проектов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования».
Чем интересно это постановление?
1. Это экспериментальный правовой режим.
Он предусмотрен Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст. 13). Такой режим предполагает введение специального регулирования, в том числе полный или частичный отказ от некоторых его положений для определенной группы лиц или на определенной территории.
Для некоторых видов экспериментальных режимов даже есть свои законы – например, Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ.
2. Эксперимент продлится до 31 декабря 2023 года. По итогам данного эксперимента будет принято решение о распространении такой практики на другие контролирующие органы (п. 4 преамбулы постановления).
3. Государство ненавязчиво внедряется в рынок
Интересен следующий пункт (пп. «б» п. 2): «целями эксперимента являются внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении, ориентация на постоянное изучение и удовлетворение потребностей консультируемых лиц». Не могу не отметить, что смешение власти и бизнеса является коррупционным фактором. Изучение потребностей бизнеса доступно государству и посредством других форм – например, обсуждения проектов нормативных актов с бизнес-сообществом, анализа практики правоприменения контролирующих органов.
Тревожит также тот факт, что одним из тезисов Светланы Радионовой при анонсировании эксперимента (https://t.me/radionovasg/45) было то, что обращаясь за консультацией, бизнес сможет отказаться от услуг внешних консультантов. Представляется, что государство наоборот, должно способствовать рыночной активности. Свободное осуществление экономической деятельности, распоряжения своими предпринимательскими способностями и имуществом – это конституционно гарантированные права и свободы (ст. 34 Конституции РФ). Конституция же закрепляет запрет деятельности, направленной на монополизацию (ст. 34 Конституции РФ).
4. Очень интересно подсвечены индикаторы успеха эксперимента – оцениваться будет не факт отсутствия нарушений обязательных требований и требований о возмещении экологического вреда, а динамика количества таких нарушений и размера возмещений.
Конечно, можно было бы сказать, что формулировки пп. «в» и «г» п. 7 включают в себя и ситуации, когда нарушений выявлено не будет, и исков предъявленных тоже не будет. Однако я из данной формулировки читаю, что консультирование в данном случае не является панацеей – и штрафы будут, и приостановления, и иски о возмещении вреда.
5. Есть и хорошие новости – по итогам консультирования будут выдвигаться предложения об изменении обязательных требований (пп. б п. 9 постановления).
6. В рамках консультирования может проводиться также анализ проб, экспертизы и т.д. (пп. и и з п. 13, п. 14 постановления)
Учитывая, что в законодательстве до сих пор является спорным вопрос о том, в отношении каких веществ должен вестись контроль (как показывает практика, это не только вещества из перечня распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р), при этом оспаривание отсутствия негативного воздействия таких веществ доказывает природопользователь, не исключен сбор доказательств для дальнейшего взыскания экологического вреда в рамках консультирования.
Экспертиза может быть проведена по инициативе Росприроднадзора (п. 17 постановления). Однако консультируемое лицо может отказаться от этого, но сведения об отказе будут занесены в мотивированное мнение Росприроднадзора, которое предоставляется по итогам консультирования (п. 17 постановления).
7. Есть ограничения использования данных консультирования в контроле и производстве по делам об административных правонарушениях (п. 20 постановления).
Если по итогам консультирования выявлены нарушения обязательных требований, признаки таких нарушений не могут являться основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий и для возбуждения дел об административных правонарушениях. Для этого правила есть исключение – случаи причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Не могу не отметить, что в данном пункте речь идет только про контроль и административную ответственность. Привлечение к деликтной ответственности, то есть предъявление исков о возмещении экологического вреда, доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду, приостановление деятельности по ст. 1065 ГК РФ и другие требования на основе данных, полученных при консультировании, не исключены.
8. Подготовка мотивированного мнения осуществляется на безвозмездной основе, а экспертизы – на возмездной (п. 24 постановления)
Мы коротко рассмотрели некоторые интересные моменты в регулировании эксперимента по консультированию бизнеса. Хотя эксперимент создает для компаний новые возможности, он также создает и риски привлечения к ответственности за причинение экологического вреда и принятие иных мер в отношении природопользователей.
Подчеркну, что риски, связанные с возмещением экологического вреда, представляют наибольшую опасность, так как регулирование института возмещения такого вреда во многом выстроено против природопользователей: на них ложится значительное (и нередко непомерное) бремя доказывания по таким спорам, законодателем и судебными инстанциями санкционировано взыскание экологического вреда за правомерную деятельность, возможно довзыскание вреда в будущем по тем же обстоятельствам и пр.
Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, приглашенный преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
Эксперимент по консультированию инвестпроектов Росприроднадзором: новые возможности или новые риски?
В декабре законченный облик обрел эксперимент по консультированию Росприроднадзором инвестпроектов бизнеса в части соблюдения экологических требований. Актуальным становится вопрос – меняются ли отношения бизнеса и государства? Переходим ли мы на рельсы сотрудничества или все-таки есть важные риски, которые необходимо учитывать компаниям? Обсудим постановление Правительства РФ подробнее в колонке.
1 декабря было принято постановление Правительства РФ №2200 «О проведении эксперимента по консультированию о соответствии деятельности, планируемой к осуществлению при реализации инвестиционных проектов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования».
Чем интересно это постановление?
1. Это экспериментальный правовой режим.
Он предусмотрен Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст. 13). Такой режим предполагает введение специального регулирования, в том числе полный или частичный отказ от некоторых его положений для определенной группы лиц или на определенной территории.
Для некоторых видов экспериментальных режимов даже есть свои законы – например, Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ.
2. Эксперимент продлится до 31 декабря 2023 года. По итогам данного эксперимента будет принято решение о распространении такой практики на другие контролирующие органы (п. 4 преамбулы постановления).
3. Государство ненавязчиво внедряется в рынок
Интересен следующий пункт (пп. «б» п. 2): «целями эксперимента являются внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении, ориентация на постоянное изучение и удовлетворение потребностей консультируемых лиц». Не могу не отметить, что смешение власти и бизнеса является коррупционным фактором. Изучение потребностей бизнеса доступно государству и посредством других форм – например, обсуждения проектов нормативных актов с бизнес-сообществом, анализа практики правоприменения контролирующих органов.
Тревожит также тот факт, что одним из тезисов Светланы Радионовой при анонсировании эксперимента (https://t.me/radionovasg/45) было то, что обращаясь за консультацией, бизнес сможет отказаться от услуг внешних консультантов. Представляется, что государство наоборот, должно способствовать рыночной активности. Свободное осуществление экономической деятельности, распоряжения своими предпринимательскими способностями и имуществом – это конституционно гарантированные права и свободы (ст. 34 Конституции РФ). Конституция же закрепляет запрет деятельности, направленной на монополизацию (ст. 34 Конституции РФ).
4. Очень интересно подсвечены индикаторы успеха эксперимента – оцениваться будет не факт отсутствия нарушений обязательных требований и требований о возмещении экологического вреда, а динамика количества таких нарушений и размера возмещений.
Конечно, можно было бы сказать, что формулировки пп. «в» и «г» п. 7 включают в себя и ситуации, когда нарушений выявлено не будет, и исков предъявленных тоже не будет. Однако я из данной формулировки читаю, что консультирование в данном случае не является панацеей – и штрафы будут, и приостановления, и иски о возмещении вреда.
5. Есть и хорошие новости – по итогам консультирования будут выдвигаться предложения об изменении обязательных требований (пп. б п. 9 постановления).
6. В рамках консультирования может проводиться также анализ проб, экспертизы и т.д. (пп. и и з п. 13, п. 14 постановления)
Учитывая, что в законодательстве до сих пор является спорным вопрос о том, в отношении каких веществ должен вестись контроль (как показывает практика, это не только вещества из перечня распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р), при этом оспаривание отсутствия негативного воздействия таких веществ доказывает природопользователь, не исключен сбор доказательств для дальнейшего взыскания экологического вреда в рамках консультирования.
Экспертиза может быть проведена по инициативе Росприроднадзора (п. 17 постановления). Однако консультируемое лицо может отказаться от этого, но сведения об отказе будут занесены в мотивированное мнение Росприроднадзора, которое предоставляется по итогам консультирования (п. 17 постановления).
7. Есть ограничения использования данных консультирования в контроле и производстве по делам об административных правонарушениях (п. 20 постановления).
Если по итогам консультирования выявлены нарушения обязательных требований, признаки таких нарушений не могут являться основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий и для возбуждения дел об административных правонарушениях. Для этого правила есть исключение – случаи причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Не могу не отметить, что в данном пункте речь идет только про контроль и административную ответственность. Привлечение к деликтной ответственности, то есть предъявление исков о возмещении экологического вреда, доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду, приостановление деятельности по ст. 1065 ГК РФ и другие требования на основе данных, полученных при консультировании, не исключены.
8. Подготовка мотивированного мнения осуществляется на безвозмездной основе, а экспертизы – на возмездной (п. 24 постановления)
Мы коротко рассмотрели некоторые интересные моменты в регулировании эксперимента по консультированию бизнеса. Хотя эксперимент создает для компаний новые возможности, он также создает и риски привлечения к ответственности за причинение экологического вреда и принятие иных мер в отношении природопользователей.
Подчеркну, что риски, связанные с возмещением экологического вреда, представляют наибольшую опасность, так как регулирование института возмещения такого вреда во многом выстроено против природопользователей: на них ложится значительное (и нередко непомерное) бремя доказывания по таким спорам, законодателем и судебными инстанциями санкционировано взыскание экологического вреда за правомерную деятельность, возможно довзыскание вреда в будущем по тем же обстоятельствам и пр.
Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, приглашенный преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность