- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
ФЭО и его пользователь: каковы взаимные обязательства по документации?
Ответы на вопросы по работе в системе Федерального экологического оператора: договор заключен, заявки отправлены.
Вопрос 1. система ФГУП ФЭО предлагает ведение журналов учета отходов. Есть ли у нас такая обязанность? Если есть – на основании чего и в какие сроки мы должны заполнять информацию об образовании отходов (ежеквартально или по мере образования каждой лампочки, что записывает в своем журнале электрик). Если первые 3 кв года еще не внесены, какая возможна ответственность за это?
Вопрос 2. Заключая договор, упустили момент лицензии ФЭО. Сейчас запросили, но пока нет ответа. Согласно лицензии, что есть в открытом доступе, виды деятельности по лампам ртутным – транспортирование и обезвреживание, а по АКБ от автотранспорта – только транспортирование. Для каких целей осуществляется передача отхода в данном случае? Обработка? Утилизация? хранение? Что ставить в таблицах учета отходов? Ну и в дальнейшем – в отчетах.
На вопросы отвечает Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи»:
1. Согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, ФГИС ОПВК создана в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности. В соответствии с пунктом 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК является обязательным.
Перечень обязательной для представления информации предусмотрен в Положении о ФГИС ОПВК, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности».
Подпунктами “з”, “л” и “м” пункта 8 Положения №1346 установлено, что в систему включается информация о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходах I и II классов опасности; о договорах на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, приложениях к ним и данные об их исполнении; о паспортах на отходы I и II классов опасности и отходы, образовавшиеся в результате обработки, утилизации, обезвреживания отходов I и II классов опасности.
Пунктом 6 Приказа Минприроды России №1028 установлено, что организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов (п. 8 Приказа №1028).
Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется в соответствии с п.9 Приказа №1028 по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.
Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом (п.11 Приказа №1028).
Срок подачи формы 2-тп (отходы) для организаций, ИП - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Поставщики представляют для включения в систему информацию, предусмотренную п. 8 Положения №1346, при регистрации в системе и в течение 10 рабочих дней со дня изменения информации, размещенной в системе (п.14 Положения №1346).
Проверка полноты и достоверности представленной информации осуществляется оператором системы посредством верификации информации со сведениями, содержащимися в федеральном классификационном каталоге отходов и иных официальных источниках, а также с данными официальной статистической информации (п.19 Положения №1346).
Таким образом, поставщик информации (отходообразователь) должен в соответствии с положениями п.п.8,14 Положения №1346 предоставлять оператору систему ФГИС ОПВК (ФЭО) сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходах I и II классов опасности. Несмотря на тот факт, что данные учета обращения с отходами по итогам календарного года обобщаются не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом, а отчет по форме 2-тп (отходы) предоставляется не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, обновление изменившихся сведений о образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходах I и II классов опасности, производятся поставщиком информации в течение 10 рабочих дней со дня произошедших изменений. По общему правилу Приказа №1028 учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производится по мере их образования, обработки, утилизации, обезвреживания, передачи другим лицам или получения от других лиц, а также размещения. Не ясно как ФЭО будет верифицировать такие изменения, поскольку источником такой верификации являются данные официальной статистической информации и иные официальные источники, пополнение которых осуществляется в установленные Приказом №1028 и Приказом Росстата №627 сроки.
2. Федеральный оператор имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности. Регистрационный номер лицензии: Л020-00113-77/00112480 от 20.09.2021 г., выдана Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В настоящее время, в период организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности, имеющих соответствующие лицензии, деятельность федерального оператора не подлежит лицензированию. В соответствии с абз.2 п.2 ст.14.1 Закона №89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно типовой форме договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утвержденной Постановлением Правительства РФ №1363, федеральный оператор обязуется принять отходы и оказать услуги по обращению с отходами - сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов - это работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, что прямо следует из положений ст.9 Закона №89-ФЗ.
Услуга - определенное действие или деятельность, которые исполнитель осуществляет по заданию заказчика (п. 1 ст. 779 ГК РФ). При этом для заказчика ценность представляет процесс исполнения договора, то есть сами действия исполнителя, которые не всегда имеют овеществленный результат.
Работа - деятельность, направленная на достижение определенного овеществленного результата, который может выражаться, например, в создании новой вещи или улучшении имеющейся, в разработке технической документации (по смыслу п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703, ст. 758 ГК РФ). В отличие от договора об оказании услуг в договоре подряда интерес для заказчика представляет не сама деятельность исполнителя, а вещественный результат (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 4593/13 по делу N А41-7649/2012).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п.1 ст.14.4 Закона №89-ФЗ). При этом, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности (п.3 ст.14.4 Закона №89-ФЗ).
Поскольку Законом №89-ФЗ предусмотрено, что вы, как отходообразователь, не вправе отказаться от заключения договора на услуги, то наличие или отсутствии в лицензии федерального оператора тех работ, которые фактически будут осуществляться в отношении передаваемых вами по указанному договору отходов, не имеет значения. А вот проверка наличия лицензии на соответствующие виды работ у тех операторов, которые будут их осуществлять по заказу ФЭО, это зона ответственности уже самого федерального оператора.
Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов (п. 8 Приказа №1028).
Таким образом, учет обращения с переданными отходами I-II классов опасности в соответствующих столбцах обобщенных данных учета в таблицах №№2,3 Порядка будет вестись вами в соответствии не только договора с ФЭО, но и предоставленного им акта выполненных работ, из которого вы сможете выбрать виды работ в отношении указанного в акте объема отходов для отображения в ЖДО.
ФЭО и его пользователь: каковы взаимные обязательства по документации?
Ответы на вопросы по работе в системе Федерального экологического оператора: договор заключен, заявки отправлены.
Вопрос 1. система ФГУП ФЭО предлагает ведение журналов учета отходов. Есть ли у нас такая обязанность? Если есть – на основании чего и в какие сроки мы должны заполнять информацию об образовании отходов (ежеквартально или по мере образования каждой лампочки, что записывает в своем журнале электрик). Если первые 3 кв года еще не внесены, какая возможна ответственность за это?
Вопрос 2. Заключая договор, упустили момент лицензии ФЭО. Сейчас запросили, но пока нет ответа. Согласно лицензии, что есть в открытом доступе, виды деятельности по лампам ртутным – транспортирование и обезвреживание, а по АКБ от автотранспорта – только транспортирование. Для каких целей осуществляется передача отхода в данном случае? Обработка? Утилизация? хранение? Что ставить в таблицах учета отходов? Ну и в дальнейшем – в отчетах.
На вопросы отвечает Н.С. Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи»:
1. Согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, ФГИС ОПВК создана в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности. В соответствии с пунктом 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК является обязательным.
Перечень обязательной для представления информации предусмотрен в Положении о ФГИС ОПВК, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности».
Подпунктами “з”, “л” и “м” пункта 8 Положения №1346 установлено, что в систему включается информация о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходах I и II классов опасности; о договорах на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, приложениях к ним и данные об их исполнении; о паспортах на отходы I и II классов опасности и отходы, образовавшиеся в результате обработки, утилизации, обезвреживания отходов I и II классов опасности.
Пунктом 6 Приказа Минприроды России №1028 установлено, что организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов (п. 8 Приказа №1028).
Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется в соответствии с п.9 Приказа №1028 по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.
Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом (п.11 Приказа №1028).
Срок подачи формы 2-тп (отходы) для организаций, ИП - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Поставщики представляют для включения в систему информацию, предусмотренную п. 8 Положения №1346, при регистрации в системе и в течение 10 рабочих дней со дня изменения информации, размещенной в системе (п.14 Положения №1346).
Проверка полноты и достоверности представленной информации осуществляется оператором системы посредством верификации информации со сведениями, содержащимися в федеральном классификационном каталоге отходов и иных официальных источниках, а также с данными официальной статистической информации (п.19 Положения №1346).
Таким образом, поставщик информации (отходообразователь) должен в соответствии с положениями п.п.8,14 Положения №1346 предоставлять оператору систему ФГИС ОПВК (ФЭО) сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходах I и II классов опасности. Несмотря на тот факт, что данные учета обращения с отходами по итогам календарного года обобщаются не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом, а отчет по форме 2-тп (отходы) предоставляется не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, обновление изменившихся сведений о образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходах I и II классов опасности, производятся поставщиком информации в течение 10 рабочих дней со дня произошедших изменений. По общему правилу Приказа №1028 учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производится по мере их образования, обработки, утилизации, обезвреживания, передачи другим лицам или получения от других лиц, а также размещения. Не ясно как ФЭО будет верифицировать такие изменения, поскольку источником такой верификации являются данные официальной статистической информации и иные официальные источники, пополнение которых осуществляется в установленные Приказом №1028 и Приказом Росстата №627 сроки.
2. Федеральный оператор имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности. Регистрационный номер лицензии: Л020-00113-77/00112480 от 20.09.2021 г., выдана Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В настоящее время, в период организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности, имеющих соответствующие лицензии, деятельность федерального оператора не подлежит лицензированию. В соответствии с абз.2 п.2 ст.14.1 Закона №89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно типовой форме договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утвержденной Постановлением Правительства РФ №1363, федеральный оператор обязуется принять отходы и оказать услуги по обращению с отходами - сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов - это работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, что прямо следует из положений ст.9 Закона №89-ФЗ.
Услуга - определенное действие или деятельность, которые исполнитель осуществляет по заданию заказчика (п. 1 ст. 779 ГК РФ). При этом для заказчика ценность представляет процесс исполнения договора, то есть сами действия исполнителя, которые не всегда имеют овеществленный результат.
Работа - деятельность, направленная на достижение определенного овеществленного результата, который может выражаться, например, в создании новой вещи или улучшении имеющейся, в разработке технической документации (по смыслу п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703, ст. 758 ГК РФ). В отличие от договора об оказании услуг в договоре подряда интерес для заказчика представляет не сама деятельность исполнителя, а вещественный результат (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 4593/13 по делу N А41-7649/2012).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п.1 ст.14.4 Закона №89-ФЗ). При этом, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности (п.3 ст.14.4 Закона №89-ФЗ).
Поскольку Законом №89-ФЗ предусмотрено, что вы, как отходообразователь, не вправе отказаться от заключения договора на услуги, то наличие или отсутствии в лицензии федерального оператора тех работ, которые фактически будут осуществляться в отношении передаваемых вами по указанному договору отходов, не имеет значения. А вот проверка наличия лицензии на соответствующие виды работ у тех операторов, которые будут их осуществлять по заказу ФЭО, это зона ответственности уже самого федерального оператора.
Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов (п. 8 Приказа №1028).
Таким образом, учет обращения с переданными отходами I-II классов опасности в соответствующих столбцах обобщенных данных учета в таблицах №№2,3 Порядка будет вестись вами в соответствии не только договора с ФЭО, но и предоставленного им акта выполненных работ, из которого вы сможете выбрать виды работ в отношении указанного в акте объема отходов для отображения в ЖДО.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность