- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Оснащение стационарных источников системами автоматического контроля. Как сделать, чтобы закон заработал?
Здравствуйте, друзья и коллеги! После подписания Закона № 177-ФЗ планируется внесение изменений в Постановления Правительства РФ в части оснащения источников выбросов системами автоматического контроля (САКВ). Чтобы не получилось, как с Законом № 219-ФЗ от 2014 г., предлагаю всем заинтересованным погрузиться в эту тему с целью участия в формировании работающего законодательства.
Поэтому выношу на обсуждение свои предложения о том, как перезапустить процесс оснащения источников выбросов САКВ:
1. Упростить правила игры
Существующее положение
Разработкой и утверждением законов, стандартов и правил занимаются разные ведомства и разные люди, которые мало общаются как между собой, так и с поставщиками и пользователями САКВ. Как следствие – все делается долго и неэффективно.
Предложение
У процесса много заинтересованных участников (законодатели, исполнительная власть и различные регуляторы, поставщики САКВ, природопользователи и общественные организации). У всего этого оркестра должен быть дирижёр (оператор, регулятор). Логичней всего, что это должна быть структура при Росприроднадзоре, которая определяет цели и задачи, начиная с того, какие данные мы можем получать от САКВ, и далее – что мы с ними делаем, какие для этого нужны законы, стандарты и другие НПА. Представители этого регулятора должны присутствовать и на приемке САКВ в работу на объектах, вести реестр всех САКВ, анализировать и обрабатывать данные от САКВ, отслеживать качество их работы и своевременно инициировать изменения правовой базы с учетом потребности в информации и реальных возможностей поставщиков САКВ.
2. Текущие цели САКВ
Существующее положение
САКВ контролирует концентрации загрязняющих веществ (мг/м3) и расхода воздушного потока (м3/час). По сути, САКВ только повторяет метрологию датчиков, установленных на объекте, и делает расчеты массового выброса, у которого нет метрологических характеристик, следовательно, данные расчета не могут применяться в отчетности.
Предложение
Цель САКВ – это контроль массового выброса в г/с и т/год. САКВ должна проверять достоверность и применимость измеренных значений от датчиков и производить расчеты массового выброса с расчетом суммарной погрешности и при необходимости (во время вынужденного простоя измерительной части) подставлять расчетные/прогнозные значения, чтобы не было пробелов в годовой отчетности (симбиоз инструментального и предиктивного методов).
3. Сертификация
Существующее положение
Нет единых требований, устанавливающих, в соответствии с какими стандартами нужно проводить испытания в целях утверждения типа средств измерений (СИ) для САКВ. Кто-то ставит САКВ с сертификацией «по месту», кто-то сертифицирует только верхний уровень, большинство же устанавливает САКВ, внесенные в реестр СИ как серийные изделия, и в этом случае невозможна сертификация на массовый выброс, т.к неизвестны конкретные параметры газохода, конкретный набор СИ из «конструктора» и их исполнение (с какими диапазонами измерения будут установлены конкретные СИ, указанные в стандартном описании типа). Кто-то сертифицирует по ГОСТам от ВНИИМ им. Менделеева (к которым тоже есть вопросы), кто-то по другим ГОСТам, тем самым упрощая себе жизнь при проведении поверок.
Предложение
Внесение САКВ в реестр СИ только по месту, как узел учета валовых выбросов (СИ единичного образца) в соответствии с утвержденным перечнем НПА и ГОСТов. При этом в описании типа должны быть указаны не только названия приборов и их регистрационные номера, но и конкретное исполнение с конкретными диапазонами измерения и с их метрологическими характеристиками. Так же необходимо обозначить полный список метрологически значимых параметров САКВ, например: время, измерительное сечение и расположение врезок и т.д. Есть и другие вопросы, требующие конкретизации:
- Кто и в каком порядке утверждает и проверяет алгоритм расчета массового выброса и суммарной погрешности?
- Нужно ли вносить в САКВ значение ПДВ?
- Кто и на основании чего вносит/меняет значения ПДВ в ПО?
- Испытания и поверка САКВ должна проводиться с помощью переносных приборов или референтных лабораторных методов, которые сейчас применяются при проведении инвентаризации и контрольно-надзорных мероприятий (чтобы была преемственность существующей отчетности)?
Переносные приборы для поверки и испытаний САКВ предлагаю ежегодно поверять на стенде во ВНИИМ им Менделеева. Метрологические характеристики существующих электрохимических газоанализаторов, например Полар, позволяют им стать эталонами для САКВ.
4. Передача данных
Существующее положение
Принятый в настоящее время протокол передачи данных больше приспособлен для учета данных конкретного предприятия, и есть моменты, которые могут не позволить агрегировать данные в сводных расчетах.
Предложение
Протокол должен позволять делать сводные отчеты по массовым выбросам, по регионам и отраслям, а не только по отдельным предприятиям. Нужно исходить из задачи – для чего мы ставим САКВ, какая информация для этого нужна и какая нужна для контроля качества работы САКВ, например фиксация в журнале событий информации об изменении значений ПДВ или в алгоритме расчета выбросов.
Конечно, будут ситуации, когда нет оборудования на конкретные источники, эти ситуации нужно сначала зафиксировать, описать, проранжировать и уже потом разрабатывать программу с бюджетным финансированием под конкретные задачи (условия, измеряемые компоненты, диапазоны и метрология).
Поэтому нужно в первую очередь оснастить те источники выбросов, для которых уже есть отечественные решения. На этом массиве отработать механизмы сертификации, обслуживания, приема и обработки информации на федеральном уровне. А российские поставщики оборудования были и есть, но многих из них смыло из информационного поля волной от справочника ИТС-22.1 в редакции 2016 г., написанного под иностранное оборудование. В 2021 г. справочник переписали, за это время появились новые отечественные поставщики со своими решениями, а как только заработает рынок, то будут активно разрабатываться новые методы и решения, если, конечно, им сейчас не ставить заслоны на законодательном уровне. Как говорится, дорогу осилит идущий. Нужно только начать шагать, а не подпрыгивать на месте.
Оснащение стационарных источников системами автоматического контроля. Как сделать, чтобы закон заработал?
Здравствуйте, друзья и коллеги! После подписания Закона № 177-ФЗ планируется внесение изменений в Постановления Правительства РФ в части оснащения источников выбросов системами автоматического контроля (САКВ). Чтобы не получилось, как с Законом № 219-ФЗ от 2014 г., предлагаю всем заинтересованным погрузиться в эту тему с целью участия в формировании работающего законодательства.
Поэтому выношу на обсуждение свои предложения о том, как перезапустить процесс оснащения источников выбросов САКВ:
1. Упростить правила игры
Существующее положение
Разработкой и утверждением законов, стандартов и правил занимаются разные ведомства и разные люди, которые мало общаются как между собой, так и с поставщиками и пользователями САКВ. Как следствие – все делается долго и неэффективно.
Предложение
У процесса много заинтересованных участников (законодатели, исполнительная власть и различные регуляторы, поставщики САКВ, природопользователи и общественные организации). У всего этого оркестра должен быть дирижёр (оператор, регулятор). Логичней всего, что это должна быть структура при Росприроднадзоре, которая определяет цели и задачи, начиная с того, какие данные мы можем получать от САКВ, и далее – что мы с ними делаем, какие для этого нужны законы, стандарты и другие НПА. Представители этого регулятора должны присутствовать и на приемке САКВ в работу на объектах, вести реестр всех САКВ, анализировать и обрабатывать данные от САКВ, отслеживать качество их работы и своевременно инициировать изменения правовой базы с учетом потребности в информации и реальных возможностей поставщиков САКВ.
2. Текущие цели САКВ
Существующее положение
САКВ контролирует концентрации загрязняющих веществ (мг/м3) и расхода воздушного потока (м3/час). По сути, САКВ только повторяет метрологию датчиков, установленных на объекте, и делает расчеты массового выброса, у которого нет метрологических характеристик, следовательно, данные расчета не могут применяться в отчетности.
Предложение
Цель САКВ – это контроль массового выброса в г/с и т/год. САКВ должна проверять достоверность и применимость измеренных значений от датчиков и производить расчеты массового выброса с расчетом суммарной погрешности и при необходимости (во время вынужденного простоя измерительной части) подставлять расчетные/прогнозные значения, чтобы не было пробелов в годовой отчетности (симбиоз инструментального и предиктивного методов).
3. Сертификация
Существующее положение
Нет единых требований, устанавливающих, в соответствии с какими стандартами нужно проводить испытания в целях утверждения типа средств измерений (СИ) для САКВ. Кто-то ставит САКВ с сертификацией «по месту», кто-то сертифицирует только верхний уровень, большинство же устанавливает САКВ, внесенные в реестр СИ как серийные изделия, и в этом случае невозможна сертификация на массовый выброс, т.к неизвестны конкретные параметры газохода, конкретный набор СИ из «конструктора» и их исполнение (с какими диапазонами измерения будут установлены конкретные СИ, указанные в стандартном описании типа). Кто-то сертифицирует по ГОСТам от ВНИИМ им. Менделеева (к которым тоже есть вопросы), кто-то по другим ГОСТам, тем самым упрощая себе жизнь при проведении поверок.
Предложение
Внесение САКВ в реестр СИ только по месту, как узел учета валовых выбросов (СИ единичного образца) в соответствии с утвержденным перечнем НПА и ГОСТов. При этом в описании типа должны быть указаны не только названия приборов и их регистрационные номера, но и конкретное исполнение с конкретными диапазонами измерения и с их метрологическими характеристиками. Так же необходимо обозначить полный список метрологически значимых параметров САКВ, например: время, измерительное сечение и расположение врезок и т.д. Есть и другие вопросы, требующие конкретизации:
- Кто и в каком порядке утверждает и проверяет алгоритм расчета массового выброса и суммарной погрешности?
- Нужно ли вносить в САКВ значение ПДВ?
- Кто и на основании чего вносит/меняет значения ПДВ в ПО?
- Испытания и поверка САКВ должна проводиться с помощью переносных приборов или референтных лабораторных методов, которые сейчас применяются при проведении инвентаризации и контрольно-надзорных мероприятий (чтобы была преемственность существующей отчетности)?
Переносные приборы для поверки и испытаний САКВ предлагаю ежегодно поверять на стенде во ВНИИМ им Менделеева. Метрологические характеристики существующих электрохимических газоанализаторов, например Полар, позволяют им стать эталонами для САКВ.
4. Передача данных
Существующее положение
Принятый в настоящее время протокол передачи данных больше приспособлен для учета данных конкретного предприятия, и есть моменты, которые могут не позволить агрегировать данные в сводных расчетах.
Предложение
Протокол должен позволять делать сводные отчеты по массовым выбросам, по регионам и отраслям, а не только по отдельным предприятиям. Нужно исходить из задачи – для чего мы ставим САКВ, какая информация для этого нужна и какая нужна для контроля качества работы САКВ, например фиксация в журнале событий информации об изменении значений ПДВ или в алгоритме расчета выбросов.
Конечно, будут ситуации, когда нет оборудования на конкретные источники, эти ситуации нужно сначала зафиксировать, описать, проранжировать и уже потом разрабатывать программу с бюджетным финансированием под конкретные задачи (условия, измеряемые компоненты, диапазоны и метрология).
Поэтому нужно в первую очередь оснастить те источники выбросов, для которых уже есть отечественные решения. На этом массиве отработать механизмы сертификации, обслуживания, приема и обработки информации на федеральном уровне. А российские поставщики оборудования были и есть, но многих из них смыло из информационного поля волной от справочника ИТС-22.1 в редакции 2016 г., написанного под иностранное оборудование. В 2021 г. справочник переписали, за это время появились новые отечественные поставщики со своими решениями, а как только заработает рынок, то будут активно разрабатываться новые методы и решения, если, конечно, им сейчас не ставить заслоны на законодательном уровне. Как говорится, дорогу осилит идущий. Нужно только начать шагать, а не подпрыгивать на месте.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность