Оснащение стационарных источников системами автоматического контроля. Как сделать, чтобы закон заработал?

    /upl/MS3550-screen2.png

    Здравствуйте, друзья и коллеги! После подписания Закона № 177-ФЗ планируется внесение изменений в Постановления Правительства РФ в части оснащения источников выбросов системами автоматического контроля (САКВ). Чтобы не получилось, как с Законом № 219-ФЗ от 2014 г., предлагаю всем заинтересованным погрузиться в эту тему с целью участия в формировании работающего законодательства.

    Поэтому выношу на обсуждение свои предложения о том, как перезапустить процесс оснащения источников выбросов САКВ:

    1. Упростить правила игры  

    Существующее положение

     Разработкой и утверждением законов, стандартов и правил занимаются разные ведомства и разные люди, которые мало общаются как между собой, так и с поставщиками и пользователями САКВ. Как следствие – все делается долго и неэффективно.

    Предложение

    У процесса много заинтересованных участников (законодатели, исполнительная власть и различные регуляторы, поставщики САКВ, природопользователи и общественные организации). У всего этого оркестра должен быть дирижёр (оператор, регулятор). Логичней всего, что это должна быть структура при Росприроднадзоре, которая определяет цели и задачи, начиная с того, какие данные мы можем получать от САКВ, и далее – что мы с ними делаем, какие для этого нужны законы, стандарты и другие НПА. Представители этого регулятора должны присутствовать и на приемке САКВ в работу на объектах, вести реестр всех САКВ, анализировать и обрабатывать данные от САКВ, отслеживать качество их работы и своевременно инициировать изменения правовой базы с учетом потребности в информации и реальных возможностей поставщиков САКВ.

    2. Текущие цели САКВ  

    Существующее положение

    САКВ контролирует концентрации загрязняющих веществ (мг/м3) и расхода воздушного потока (м3/час). По сути, САКВ только повторяет метрологию датчиков, установленных на объекте, и делает расчеты массового выброса, у которого нет метрологических характеристик, следовательно, данные расчета не могут применяться в отчетности.

    Предложение

    Цель САКВ – это контроль массового выброса в г/с и т/год. САКВ должна проверять достоверность и применимость измеренных значений от датчиков и производить расчеты массового выброса с расчетом суммарной погрешности и при необходимости (во время вынужденного простоя измерительной части) подставлять расчетные/прогнозные значения, чтобы не было пробелов в годовой отчетности (симбиоз инструментального и предиктивного методов).

    3. Сертификация  

    Существующее положение

    Нет единых требований, устанавливающих, в соответствии с какими стандартами нужно проводить испытания в целях утверждения типа средств измерений (СИ) для САКВ. Кто-то ставит САКВ с сертификацией «по месту»,  кто-то сертифицирует только верхний уровень, большинство же устанавливает САКВ, внесенные в реестр СИ как серийные изделия, и в этом случае невозможна сертификация на массовый выброс, т.к неизвестны конкретные параметры газохода, конкретный набор СИ из «конструктора» и их исполнение (с какими диапазонами измерения будут установлены конкретные СИ, указанные в стандартном описании типа). Кто-то сертифицирует по ГОСТам от ВНИИМ им. Менделеева (к которым тоже есть вопросы), кто-то по другим ГОСТам, тем самым упрощая себе жизнь при проведении поверок.

    Предложение

    Внесение САКВ в реестр СИ только по месту, как узел учета валовых выбросов (СИ единичного образца) в соответствии с утвержденным перечнем НПА и ГОСТов. При этом в описании типа должны быть указаны не только названия приборов и их регистрационные номера, но и конкретное исполнение с конкретными диапазонами измерения и с их метрологическими характеристиками. Так же необходимо обозначить полный список метрологически значимых параметров САКВ, например: время, измерительное сечение и расположение врезок и т.д. Есть и другие вопросы, требующие конкретизации:

    - Кто и в каком порядке утверждает и проверяет алгоритм расчета массового выброса и суммарной погрешности?

    - Нужно ли вносить в САКВ значение ПДВ?

    - Кто и на основании чего вносит/меняет значения ПДВ в ПО?

    - Испытания и поверка САКВ должна проводиться с помощью переносных приборов или референтных лабораторных методов, которые сейчас применяются при проведении инвентаризации и контрольно-надзорных мероприятий (чтобы была преемственность существующей отчетности)?

    Переносные приборы для поверки и испытаний САКВ предлагаю ежегодно поверять на стенде во ВНИИМ им Менделеева. Метрологические характеристики существующих электрохимических газоанализаторов, например Полар, позволяют им стать эталонами для САКВ.

    4. Передача данных

    Существующее положение

    Принятый в настоящее время протокол передачи данных больше приспособлен для учета данных конкретного предприятия, и есть моменты, которые могут не позволить агрегировать данные в сводных расчетах.

    Предложение

    Протокол должен позволять делать сводные отчеты по массовым выбросам, по регионам и отраслям, а не только по отдельным предприятиям. Нужно исходить из задачи – для чего мы ставим САКВ, какая информация для этого нужна и какая нужна для контроля качества работы САКВ, например фиксация в журнале событий информации об изменении значений ПДВ или в алгоритме расчета выбросов.
    Конечно, будут ситуации, когда нет оборудования на конкретные источники, эти ситуации нужно сначала зафиксировать, описать, проранжировать и уже потом разрабатывать программу с бюджетным финансированием под конкретные задачи (условия, измеряемые компоненты, диапазоны и метрология).
    Поэтому нужно в первую очередь оснастить те источники выбросов, для которых уже есть отечественные решения. На этом массиве отработать механизмы сертификации, обслуживания, приема и обработки информации на федеральном уровне. А российские поставщики оборудования были и есть, но многих из них смыло из информационного поля волной от справочника ИТС-22.1 в редакции 2016 г., написанного под иностранное оборудование. В 2021 г. справочник переписали, за это время появились новые отечественные поставщики со своими решениями, а как только заработает рынок, то будут активно разрабатываться новые методы и решения, если, конечно, им сейчас не ставить заслоны на законодательном уровне. Как говорится, дорогу осилит идущий. Нужно только начать шагать, а не подпрыгивать на месте.

    12.05.2023, 12:46

    Оснащение стационарных источников системами автоматического контроля. Как сделать, чтобы закон заработал?

    /upl/MS3550-screen2.png

    Здравствуйте, друзья и коллеги! После подписания Закона № 177-ФЗ планируется внесение изменений в Постановления Правительства РФ в части оснащения источников выбросов системами автоматического контроля (САКВ). Чтобы не получилось, как с Законом № 219-ФЗ от 2014 г., предлагаю всем заинтересованным погрузиться в эту тему с целью участия в формировании работающего законодательства.

    Поэтому выношу на обсуждение свои предложения о том, как перезапустить процесс оснащения источников выбросов САКВ:

    1. Упростить правила игры  

    Существующее положение

     Разработкой и утверждением законов, стандартов и правил занимаются разные ведомства и разные люди, которые мало общаются как между собой, так и с поставщиками и пользователями САКВ. Как следствие – все делается долго и неэффективно.

    Предложение

    У процесса много заинтересованных участников (законодатели, исполнительная власть и различные регуляторы, поставщики САКВ, природопользователи и общественные организации). У всего этого оркестра должен быть дирижёр (оператор, регулятор). Логичней всего, что это должна быть структура при Росприроднадзоре, которая определяет цели и задачи, начиная с того, какие данные мы можем получать от САКВ, и далее – что мы с ними делаем, какие для этого нужны законы, стандарты и другие НПА. Представители этого регулятора должны присутствовать и на приемке САКВ в работу на объектах, вести реестр всех САКВ, анализировать и обрабатывать данные от САКВ, отслеживать качество их работы и своевременно инициировать изменения правовой базы с учетом потребности в информации и реальных возможностей поставщиков САКВ.

    2. Текущие цели САКВ  

    Существующее положение

    САКВ контролирует концентрации загрязняющих веществ (мг/м3) и расхода воздушного потока (м3/час). По сути, САКВ только повторяет метрологию датчиков, установленных на объекте, и делает расчеты массового выброса, у которого нет метрологических характеристик, следовательно, данные расчета не могут применяться в отчетности.

    Предложение

    Цель САКВ – это контроль массового выброса в г/с и т/год. САКВ должна проверять достоверность и применимость измеренных значений от датчиков и производить расчеты массового выброса с расчетом суммарной погрешности и при необходимости (во время вынужденного простоя измерительной части) подставлять расчетные/прогнозные значения, чтобы не было пробелов в годовой отчетности (симбиоз инструментального и предиктивного методов).

    3. Сертификация  

    Существующее положение

    Нет единых требований, устанавливающих, в соответствии с какими стандартами нужно проводить испытания в целях утверждения типа средств измерений (СИ) для САКВ. Кто-то ставит САКВ с сертификацией «по месту»,  кто-то сертифицирует только верхний уровень, большинство же устанавливает САКВ, внесенные в реестр СИ как серийные изделия, и в этом случае невозможна сертификация на массовый выброс, т.к неизвестны конкретные параметры газохода, конкретный набор СИ из «конструктора» и их исполнение (с какими диапазонами измерения будут установлены конкретные СИ, указанные в стандартном описании типа). Кто-то сертифицирует по ГОСТам от ВНИИМ им. Менделеева (к которым тоже есть вопросы), кто-то по другим ГОСТам, тем самым упрощая себе жизнь при проведении поверок.

    Предложение

    Внесение САКВ в реестр СИ только по месту, как узел учета валовых выбросов (СИ единичного образца) в соответствии с утвержденным перечнем НПА и ГОСТов. При этом в описании типа должны быть указаны не только названия приборов и их регистрационные номера, но и конкретное исполнение с конкретными диапазонами измерения и с их метрологическими характеристиками. Так же необходимо обозначить полный список метрологически значимых параметров САКВ, например: время, измерительное сечение и расположение врезок и т.д. Есть и другие вопросы, требующие конкретизации:

    - Кто и в каком порядке утверждает и проверяет алгоритм расчета массового выброса и суммарной погрешности?

    - Нужно ли вносить в САКВ значение ПДВ?

    - Кто и на основании чего вносит/меняет значения ПДВ в ПО?

    - Испытания и поверка САКВ должна проводиться с помощью переносных приборов или референтных лабораторных методов, которые сейчас применяются при проведении инвентаризации и контрольно-надзорных мероприятий (чтобы была преемственность существующей отчетности)?

    Переносные приборы для поверки и испытаний САКВ предлагаю ежегодно поверять на стенде во ВНИИМ им Менделеева. Метрологические характеристики существующих электрохимических газоанализаторов, например Полар, позволяют им стать эталонами для САКВ.

    4. Передача данных

    Существующее положение

    Принятый в настоящее время протокол передачи данных больше приспособлен для учета данных конкретного предприятия, и есть моменты, которые могут не позволить агрегировать данные в сводных расчетах.

    Предложение

    Протокол должен позволять делать сводные отчеты по массовым выбросам, по регионам и отраслям, а не только по отдельным предприятиям. Нужно исходить из задачи – для чего мы ставим САКВ, какая информация для этого нужна и какая нужна для контроля качества работы САКВ, например фиксация в журнале событий информации об изменении значений ПДВ или в алгоритме расчета выбросов.
    Конечно, будут ситуации, когда нет оборудования на конкретные источники, эти ситуации нужно сначала зафиксировать, описать, проранжировать и уже потом разрабатывать программу с бюджетным финансированием под конкретные задачи (условия, измеряемые компоненты, диапазоны и метрология).
    Поэтому нужно в первую очередь оснастить те источники выбросов, для которых уже есть отечественные решения. На этом массиве отработать механизмы сертификации, обслуживания, приема и обработки информации на федеральном уровне. А российские поставщики оборудования были и есть, но многих из них смыло из информационного поля волной от справочника ИТС-22.1 в редакции 2016 г., написанного под иностранное оборудование. В 2021 г. справочник переписали, за это время появились новые отечественные поставщики со своими решениями, а как только заработает рынок, то будут активно разрабатываться новые методы и решения, если, конечно, им сейчас не ставить заслоны на законодательном уровне. Как говорится, дорогу осилит идущий. Нужно только начать шагать, а не подпрыгивать на месте.

    12.05.2023, 12:46
Жаркое лето скидок и подарков!
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам