Обзор изменений экологического законодательства (май 2023 г.)

    /upl/5mqh_DuAoqU.jpg

    Обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий. Всего за май 2023 года принято 36 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области обращения с отходами, экологической отчетности и учета, недропользования, лесопользования и отходов. Ниже представлен обзор по разделам.

    Читайте также обзоры по другим темам: 
    - Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация.
    Выбросы.
    - Недропользование, землепользование, лесопользование.
    - Водопользование, водные биоресурсы.

    Далее представлен подробный обзор по разделу "Экологический надзор, экологическая ответственность, экологический учет и отчетность".

    Экологический надзор

    1. Уточнены полномочия и обязанности субъектов гидроэнергетики. Федеральный закон от 29.05.2023 N 191-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации". В частности, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация освобождается от обязанности разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения. Закрепляются, в том числе, понятия "авария гидротехнического сооружения", "вероятный вред". Предусмотрено, что органы власти регионов согласовывают вероятный вред в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если такой вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего региона, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Большинство поправок вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
    2. Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности. "Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности" (утв. Минобороны России). В перечне содержатся в том числе: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, а также предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований; категории лиц, обязанных соблюдать указанные требования.
    3. Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ. "Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" (утв. Минприроды России). Перечень содержит в числе прочего: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать данные требования; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований.

    Экологическая ответственность

    1. Установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Федеральный закон от 29.05.2023 N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В качестве административного наказания предусматривается предупреждение или административный штраф в размере от 3000 рублей до 5000 рублей. Указанное правонарушение, совершенное повторно, повлечет повышенную ответственность в виде штрафа от 5000 рублей до 15000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.

    Экологический учет и отчетность

    1. С 1 сентября 2023 года действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации". Обновление порядка исчисления и взимания платы за НВОС обусловлено необходимостью конкретизации отдельных положений в целях исключения некорректного исчисления размера платы, что позволит снизить риски привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности. С вступлением в силу новых правил утратит силу постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255.
    2. Утверждены правила определения финансовой обеспеченности юрлица или ИП, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 880 "О порядке определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, и о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на получение сведений о сделке и документов в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", и на направление уведомления о такой сделке". Правила применяются в случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юрлица, которому принадлежит отдельный производственный объект, соответствующий установленным характеристикам. Установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об определении финансовой обеспеченности заявителя, порядок их рассмотрения и принятия решения. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует 6 лет.
    3. С 1 сентября 2023 года устанавливаются требования к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 828 "О требованиях, предъявляемых к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий или несколькими такими планами мероприятий, и о порядке утверждения перечня таких организаций". Такая организация должна являться банком с универсальной или базовой лицензией, иметь кредитный рейтинг не ниже определенного уровня. Также предусмотрены требования к организации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды" вправе заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и к организации, которая вправе открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий. Определены также правила утверждения перечня вышеуказанных организаций.
    4. Правительством предусмотрена возможность изменения границ охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением. Постановление Правительства РФ от 19.05.2023 N 791 "О внесении изменений в Положение об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением". Границы охранной зоны изменяются в случае принятия Росгидрометом решения о переносе стационарного пункта наблюдений. Кроме того, определены сведения, которые необходимо указывать в решении об изменении охранной зоны.
    5. Минфином даны разъяснения по вопросам исчисления и порядка уплаты сбора за пользование объектами водных биоресурсов градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями. Минфина России от 19.04.2023 N 03-06-05-03/35727){КонсультантПлюс}" target="_blank" rel="nofollow">Письмо ФНС России от 19.05.2023 N СД-4-3/6352@ "О направлении письма". Данная категория плательщиков сбора уплачивает сбор в общеустановленном порядке - в виде разового и регулярных взносов. Разовый взнос в размере 15 процентов рассчитывается исходя из суммы сбора, исчисленной с учетом установленных пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ ставок сбора. Для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций и рыболовецких артелей (колхозов) не предусмотрена уплата сбора в виде единовременного взноса.
    6. С 1 сентября 2023 года устанавливается форма акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Приказ Минприроды России от 23.03.2023 N 142"Об утверждении формы и содержания акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта" Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2023 N 73302. Речь идет о производственном объекте, указанном в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Необходимость утверждения формы и содержания акта предусматривает Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    7. В новой редакции изложен перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для исполнения требований технического регламента ЕАЭС "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017). Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2023 N 61 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 июля 2018 г. N 118". Настоящее Решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.
    8. С 1 сентября 2023 г. устанавливаются правила осуществления маркшейдерской деятельности. Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 N 186 "Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности". Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73638. Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации, и прочее. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
    9. С 1 сентября 2023 г. применяется актуализированный нормативный документ в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства чугуна, стали и ферросплавов". Приказ Минприроды России от 26.01.2023 N 46 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства чугуна, стали и ферросплавов" Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2023 N 73334. Приводятся технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям. Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 14 июня 2019 г. N 377, которым утвержден аналогичный нормативный документ. Настоящий приказ действует в течение шести лет.
    13.06.2023, 17:12

    Обзор изменений экологического законодательства (май 2023 г.)

    /upl/5mqh_DuAoqU.jpg

    Обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий. Всего за май 2023 года принято 36 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области обращения с отходами, экологической отчетности и учета, недропользования, лесопользования и отходов. Ниже представлен обзор по разделам.

    Читайте также обзоры по другим темам: 
    - Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация.
    Выбросы.
    - Недропользование, землепользование, лесопользование.
    - Водопользование, водные биоресурсы.

    Далее представлен подробный обзор по разделу "Экологический надзор, экологическая ответственность, экологический учет и отчетность".

    Экологический надзор

    1. Уточнены полномочия и обязанности субъектов гидроэнергетики. Федеральный закон от 29.05.2023 N 191-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации". В частности, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация освобождается от обязанности разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения. Закрепляются, в том числе, понятия "авария гидротехнического сооружения", "вероятный вред". Предусмотрено, что органы власти регионов согласовывают вероятный вред в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если такой вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего региона, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Большинство поправок вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
    2. Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности. "Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности" (утв. Минобороны России). В перечне содержатся в том числе: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, а также предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований; категории лиц, обязанных соблюдать указанные требования.
    3. Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ. "Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" (утв. Минприроды России). Перечень содержит в числе прочего: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать данные требования; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований.

    Экологическая ответственность

    1. Установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Федеральный закон от 29.05.2023 N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В качестве административного наказания предусматривается предупреждение или административный штраф в размере от 3000 рублей до 5000 рублей. Указанное правонарушение, совершенное повторно, повлечет повышенную ответственность в виде штрафа от 5000 рублей до 15000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.

    Экологический учет и отчетность

    1. С 1 сентября 2023 года действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации". Обновление порядка исчисления и взимания платы за НВОС обусловлено необходимостью конкретизации отдельных положений в целях исключения некорректного исчисления размера платы, что позволит снизить риски привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности. С вступлением в силу новых правил утратит силу постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255.
    2. Утверждены правила определения финансовой обеспеченности юрлица или ИП, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 880 "О порядке определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, и о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на получение сведений о сделке и документов в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", и на направление уведомления о такой сделке". Правила применяются в случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юрлица, которому принадлежит отдельный производственный объект, соответствующий установленным характеристикам. Установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об определении финансовой обеспеченности заявителя, порядок их рассмотрения и принятия решения. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует 6 лет.
    3. С 1 сентября 2023 года устанавливаются требования к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 828 "О требованиях, предъявляемых к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий или несколькими такими планами мероприятий, и о порядке утверждения перечня таких организаций". Такая организация должна являться банком с универсальной или базовой лицензией, иметь кредитный рейтинг не ниже определенного уровня. Также предусмотрены требования к организации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды" вправе заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и к организации, которая вправе открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий. Определены также правила утверждения перечня вышеуказанных организаций.
    4. Правительством предусмотрена возможность изменения границ охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением. Постановление Правительства РФ от 19.05.2023 N 791 "О внесении изменений в Положение об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением". Границы охранной зоны изменяются в случае принятия Росгидрометом решения о переносе стационарного пункта наблюдений. Кроме того, определены сведения, которые необходимо указывать в решении об изменении охранной зоны.
    5. Минфином даны разъяснения по вопросам исчисления и порядка уплаты сбора за пользование объектами водных биоресурсов градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями. Минфина России от 19.04.2023 N 03-06-05-03/35727){КонсультантПлюс}" target="_blank" rel="nofollow">Письмо ФНС России от 19.05.2023 N СД-4-3/6352@ "О направлении письма". Данная категория плательщиков сбора уплачивает сбор в общеустановленном порядке - в виде разового и регулярных взносов. Разовый взнос в размере 15 процентов рассчитывается исходя из суммы сбора, исчисленной с учетом установленных пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ ставок сбора. Для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций и рыболовецких артелей (колхозов) не предусмотрена уплата сбора в виде единовременного взноса.
    6. С 1 сентября 2023 года устанавливается форма акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Приказ Минприроды России от 23.03.2023 N 142"Об утверждении формы и содержания акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта" Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2023 N 73302. Речь идет о производственном объекте, указанном в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Необходимость утверждения формы и содержания акта предусматривает Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    7. В новой редакции изложен перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для исполнения требований технического регламента ЕАЭС "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017). Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2023 N 61 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 июля 2018 г. N 118". Настоящее Решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.
    8. С 1 сентября 2023 г. устанавливаются правила осуществления маркшейдерской деятельности. Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 N 186 "Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности". Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73638. Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации, и прочее. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
    9. С 1 сентября 2023 г. применяется актуализированный нормативный документ в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства чугуна, стали и ферросплавов". Приказ Минприроды России от 26.01.2023 N 46 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства чугуна, стали и ферросплавов" Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2023 N 73334. Приводятся технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям. Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 14 июня 2019 г. N 377, которым утвержден аналогичный нормативный документ. Настоящий приказ действует в течение шести лет.
    13.06.2023, 17:12
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам