- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
- Уточнены полномочия и обязанности субъектов гидроэнергетики. Федеральный закон от 29.05.2023 N 191-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации". В частности, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация освобождается от обязанности разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения. Закрепляются, в том числе, понятия "авария гидротехнического сооружения", "вероятный вред". Предусмотрено, что органы власти регионов согласовывают вероятный вред в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если такой вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего региона, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Большинство поправок вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
- Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности. "Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности" (утв. Минобороны России). В перечне содержатся в том числе: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, а также предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований; категории лиц, обязанных соблюдать указанные требования.
- Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ. "Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" (утв. Минприроды России). Перечень содержит в числе прочего: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать данные требования; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований.
- Установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Федеральный закон от 29.05.2023 N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В качестве административного наказания предусматривается предупреждение или административный штраф в размере от 3000 рублей до 5000 рублей. Указанное правонарушение, совершенное повторно, повлечет повышенную ответственность в виде штрафа от 5000 рублей до 15000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.
- С 1 сентября 2023 года действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации". Обновление порядка исчисления и взимания платы за НВОС обусловлено необходимостью конкретизации отдельных положений в целях исключения некорректного исчисления размера платы, что позволит снизить риски привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности. С вступлением в силу новых правил утратит силу постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255.
- Утверждены правила определения финансовой обеспеченности юрлица или ИП, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 880 "О порядке определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, и о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на получение сведений о сделке и документов в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", и на направление уведомления о такой сделке". Правила применяются в случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юрлица, которому принадлежит отдельный производственный объект, соответствующий установленным характеристикам. Установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об определении финансовой обеспеченности заявителя, порядок их рассмотрения и принятия решения. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует 6 лет.
- С 1 сентября 2023 года устанавливаются требования к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 828 "О требованиях, предъявляемых к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий или несколькими такими планами мероприятий, и о порядке утверждения перечня таких организаций". Такая организация должна являться банком с универсальной или базовой лицензией, иметь кредитный рейтинг не ниже определенного уровня. Также предусмотрены требования к организации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды" вправе заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и к организации, которая вправе открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий. Определены также правила утверждения перечня вышеуказанных организаций.
- Правительством предусмотрена возможность изменения границ охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением. Постановление Правительства РФ от 19.05.2023 N 791 "О внесении изменений в Положение об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением". Границы охранной зоны изменяются в случае принятия Росгидрометом решения о переносе стационарного пункта наблюдений. Кроме того, определены сведения, которые необходимо указывать в решении об изменении охранной зоны.
- Минфином даны разъяснения по вопросам исчисления и порядка уплаты сбора за пользование объектами водных биоресурсов градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями. Минфина России от 19.04.2023 N 03-06-05-03/35727){КонсультантПлюс}" target="_blank" rel="nofollow">Письмо ФНС России от 19.05.2023 N СД-4-3/6352@ "О направлении письма". Данная категория плательщиков сбора уплачивает сбор в общеустановленном порядке - в виде разового и регулярных взносов. Разовый взнос в размере 15 процентов рассчитывается исходя из суммы сбора, исчисленной с учетом установленных пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ ставок сбора. Для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций и рыболовецких артелей (колхозов) не предусмотрена уплата сбора в виде единовременного взноса.
- С 1 сентября 2023 года устанавливается форма акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Приказ Минприроды России от 23.03.2023 N 142"Об утверждении формы и содержания акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта" Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2023 N 73302. Речь идет о производственном объекте, указанном в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Необходимость утверждения формы и содержания акта предусматривает Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- В новой редакции изложен перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для исполнения требований технического регламента ЕАЭС "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017). Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2023 N 61 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 июля 2018 г. N 118". Настоящее Решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.
- С 1 сентября 2023 г. устанавливаются правила осуществления маркшейдерской деятельности. Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 N 186 "Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности". Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73638. Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации, и прочее. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
- С 1 сентября 2023 г. применяется актуализированный нормативный документ в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства чугуна, стали и ферросплавов". Приказ Минприроды России от 26.01.2023 N 46 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства чугуна, стали и ферросплавов" Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2023 N 73334. Приводятся технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям. Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 14 июня 2019 г. N 377, которым утвержден аналогичный нормативный документ. Настоящий приказ действует в течение шести лет.
Обзор изменений экологического законодательства (май 2023 г.)
Обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий. Всего за май 2023 года принято 36 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области обращения с отходами, экологической отчетности и учета, недропользования, лесопользования и отходов. Ниже представлен обзор по разделам.
Читайте также обзоры по другим темам:
- Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация.
- Выбросы.
- Недропользование, землепользование, лесопользование.
- Водопользование, водные биоресурсы.
Далее представлен подробный обзор по разделу "Экологический надзор, экологическая ответственность, экологический учет и отчетность".
Экологический надзор
Экологическая ответственность
Экологический учет и отчетность
- Уточнены полномочия и обязанности субъектов гидроэнергетики. Федеральный закон от 29.05.2023 N 191-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации". В частности, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация освобождается от обязанности разработки и согласования с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения. Закрепляются, в том числе, понятия "авария гидротехнического сооружения", "вероятный вред". Предусмотрено, что органы власти регионов согласовывают вероятный вред в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если такой вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего региона, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Большинство поправок вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
- Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности. "Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Управлением государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности" (утв. Минобороны России). В перечне содержатся в том числе: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования, а также предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований; категории лиц, обязанных соблюдать указанные требования.
- Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ. "Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" (утв. Минприроды России). Перечень содержит в числе прочего: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц актов, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать данные требования; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение таких требований.
- Установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Федеральный закон от 29.05.2023 N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В качестве административного наказания предусматривается предупреждение или административный штраф в размере от 3000 рублей до 5000 рублей. Указанное правонарушение, совершенное повторно, повлечет повышенную ответственность в виде штрафа от 5000 рублей до 15000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.
- С 1 сентября 2023 года действуют новые правила взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации". Обновление порядка исчисления и взимания платы за НВОС обусловлено необходимостью конкретизации отдельных положений в целях исключения некорректного исчисления размера платы, что позволит снизить риски привлечения к ответственности субъектов предпринимательской деятельности. С вступлением в силу новых правил утратит силу постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255.
- Утверждены правила определения финансовой обеспеченности юрлица или ИП, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 880 "О порядке определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, и о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на получение сведений о сделке и документов в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", и на направление уведомления о такой сделке". Правила применяются в случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юрлица, которому принадлежит отдельный производственный объект, соответствующий установленным характеристикам. Установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению об определении финансовой обеспеченности заявителя, порядок их рассмотрения и принятия решения. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует 6 лет.
- С 1 сентября 2023 года устанавливаются требования к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Постановление Правительства РФ от 27.05.2023 N 828 "О требованиях, предъявляемых к организациям, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вправе выдавать независимые гарантии уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий, и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом мероприятий или несколькими такими планами мероприятий, и о порядке утверждения перечня таких организаций". Такая организация должна являться банком с универсальной или базовой лицензией, иметь кредитный рейтинг не ниже определенного уровня. Также предусмотрены требования к организации, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Закона "Об охране окружающей среды" вправе заключать договор поручительства по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, и к организации, которая вправе открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий. Определены также правила утверждения перечня вышеуказанных организаций.
- Правительством предусмотрена возможность изменения границ охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением. Постановление Правительства РФ от 19.05.2023 N 791 "О внесении изменений в Положение об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением". Границы охранной зоны изменяются в случае принятия Росгидрометом решения о переносе стационарного пункта наблюдений. Кроме того, определены сведения, которые необходимо указывать в решении об изменении охранной зоны.
- Минфином даны разъяснения по вопросам исчисления и порядка уплаты сбора за пользование объектами водных биоресурсов градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями. Минфина России от 19.04.2023 N 03-06-05-03/35727){КонсультантПлюс}" target="_blank" rel="nofollow">Письмо ФНС России от 19.05.2023 N СД-4-3/6352@ "О направлении письма". Данная категория плательщиков сбора уплачивает сбор в общеустановленном порядке - в виде разового и регулярных взносов. Разовый взнос в размере 15 процентов рассчитывается исходя из суммы сбора, исчисленной с учетом установленных пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ ставок сбора. Для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций и рыболовецких артелей (колхозов) не предусмотрена уплата сбора в виде единовременного взноса.
- С 1 сентября 2023 года устанавливается форма акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта. Приказ Минприроды России от 23.03.2023 N 142"Об утверждении формы и содержания акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта" Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2023 N 73302. Речь идет о производственном объекте, указанном в пункте 1 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Необходимость утверждения формы и содержания акта предусматривает Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- В новой редакции изложен перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для исполнения требований технического регламента ЕАЭС "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017). Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.05.2023 N 61 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 июля 2018 г. N 118". Настоящее Решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.
- С 1 сентября 2023 г. устанавливаются правила осуществления маркшейдерской деятельности. Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 N 186 "Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности". Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2023 N 73638. Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации, и прочее. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.
- С 1 сентября 2023 г. применяется актуализированный нормативный документ в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства чугуна, стали и ферросплавов". Приказ Минприроды России от 26.01.2023 N 46 "Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды "Технологические показатели наилучших доступных технологий производства чугуна, стали и ферросплавов" Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2023 N 73334. Приводятся технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям. Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 14 июня 2019 г. N 377, которым утвержден аналогичный нормативный документ. Настоящий приказ действует в течение шести лет.
Обзор изменений экологического законодательства (май 2023 г.)
Обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий. Всего за май 2023 года принято 36 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области обращения с отходами, экологической отчетности и учета, недропользования, лесопользования и отходов. Ниже представлен обзор по разделам.
Читайте также обзоры по другим темам:
- Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация.
- Выбросы.
- Недропользование, землепользование, лесопользование.
- Водопользование, водные биоресурсы.
Далее представлен подробный обзор по разделу "Экологический надзор, экологическая ответственность, экологический учет и отчетность".
Экологический надзор
Экологическая ответственность
Экологический учет и отчетность
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность