- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение
В статье «Обзор экологических дел Верховного Суда РФ за март–апрель 2023 года» из № 3 журнала «ЭкоСпоры» мы подробно рассмотрели дело «об урегулировании разногласий при оказании услуг по обращению с ТКО» (см. Дело № 5). Сейчас публикуем комментарий к этому делу.
Верховный Суд Российской Федерации 18.05.2023 в рамках рассмотрения дела №А60-19516/2021 отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
На сегодняшний опубликована лишь резолютивная часть определения ВС РФ, однако исходя из сути дела и доводов, приведенных истцом в кассационной жалобе, можно с осторожностью сделать вывод о том, что подход правоприменителя по отнесению медицинских отходов класса «А» к ТКО должен поменяться.
Как правильно отметил суд первой инстанции ключевым разногласием между истцом и ответчиком «является вопрос о том, относятся ли медицинские отходы класса «А», которые образуются в результате деятельности истца при исключении образования по данным объектам твердых коммунальных отходов, к категории «Твердые коммунальные отходы», поскольку от ответа на этот вопрос зависит наличие или отсутствие у истца обязанности заключать в отношении данных объектов публичный договор с региональным оператором и, как следствие, платить по этому договору за транспортировку ТКО.
На наш взгляд, исходя из буквального толкования положений ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ФЗ 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проводить тождество между ТКО и медицинскими отходами класса «А» нельзя, однако судебная практика по этому вопросу расходится, так Арбитражный суд Свердловской области в своем решении от 23.06.2022 по делу №А60-2111/2022 отмечает, что «любые отходы, образующиеся в процессе осуществления заявленных обществом видов медицинской деятельности, являются медицинскими отходами…собственники медицинских отходов класса А не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором, как с единственным поставщиком услуги», 17 ААС соглашается с указанными выводами. Аналогичная позиция содержится в решении Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2022 по делу №А60-30794/2022, тем не менее все тот же суд в своем решении от 19.05.2022 №А60-12246/2022, хотя и отказывает в исковых требованиях, приходит к выводу - «медицинские отходы класса «А» могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам». Отметим, что судьи по каждому из дел были разные, а предметом спора являлись требования региональных операторов о взыскании с мед. учреждений платы за вывоз отходов класса «А», хотя фактически их транспортировку осуществляли другие лица.
Позиция об отнесении медицинских отходов класса «А» к ТКО прослеживается в постановлениях 19 ААС от 19.01.2022 по делу №А08-4995/2021, Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2021 по делу №А76-28502/2020 и других.
В деле, о котором мы говорили в начале, суды трех инстанций также приравняли медицинские отходы класса «А» к ТКО и пришли к выводу о распространении норм законодательства, связанных с заключением договора с региональным оператором на обращение на обращение с медицинскими отходами класса «А», однако ни одна из инстанций не приняла во внимание подзаконные и ведомственные акты, которые предъявляют различные требования к обращению с указанными отходами.
Действительно, в письме Минприроды России от 2 ноября 2020 г. № 25-47/28897 прямо указывается, что «медицинские отходы, образующиеся в учреждениях осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, не относятся к ТКО», а в письме ФАС России от 12 ноября 2020 г. № 17/99041/20, что «собственники медицинских отходов класса А не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором, как с единственным поставщиком услуги на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ».
Суды опирались на п. 158 СанПиН 2.1.3684-21, в котором указано на необходимость применения Санитарных правил, предъявляемых к твердым коммунальным отходам, к обращению с медицинскими отходами класса «А», п. п. 7.1, 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10, в которых разрешается транспортировка медицинских отходов класса «А» транспортом, используемым для перевозки ТКО, однако, на наш взгляд, санитарное законодательство и законодательство об обращении с отходами применяются в разных сферах, более того положения тех же СанПиН 2.1.3684-21 позволяют сделать вывод о разграничении ТКО и мед. отходов класса «А», так п. 193 предъявляет требования к дезинфекции оборотных межкорпусных контейнеров для сбора отходов медицинских классов А и Б, кузовов автомашин производится в местах разгрузки не менее одного раза в неделю специализированной организацией, п. 204 устанавливает, что транспортные средства и многоразовые контейнеры для транспортировки медицинских отходов класса А подлежат мытью, дезинфекции и дезинсекции не реже 1 раза в неделю, чего не устанавливается в отношении ТКО, п. 203 разрешает транспортирование мед. отходов класса А с территории мед. учреждения тем же транспортом, что используется для перевозки. ТКО, что свидетельствует о том, что законодатель их все же разграничивает. Наконец, пунктом 14 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…» установлен запрет на складирование в контейнерах для ТКО медицинских отходов.
Таким образом, мы считаем, что медицинские отходы и ТКО необходимо разделять и, по всей видимости, судьи Верховного Суда РФ пришли к такому же выводу.
Примечание:
На настоящий момент на рассмотрении Государственной Думой находится законопроект №264349-8 «О внесении изменений в ст. 49 ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О ветеринарии», которым вносятся изменения в определение «медицинских отходов класса А», а именно слово «бытовым» заменяется словом «коммунальным», если законопроект примут, то законодательное определение медицинских отходов класса «А» будет звучать следующим образом: класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым коммунальным отходам.
ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение
В статье «Обзор экологических дел Верховного Суда РФ за март–апрель 2023 года» из № 3 журнала «ЭкоСпоры» мы подробно рассмотрели дело «об урегулировании разногласий при оказании услуг по обращению с ТКО» (см. Дело № 5). Сейчас публикуем комментарий к этому делу.
Верховный Суд Российской Федерации 18.05.2023 в рамках рассмотрения дела №А60-19516/2021 отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
На сегодняшний опубликована лишь резолютивная часть определения ВС РФ, однако исходя из сути дела и доводов, приведенных истцом в кассационной жалобе, можно с осторожностью сделать вывод о том, что подход правоприменителя по отнесению медицинских отходов класса «А» к ТКО должен поменяться.
Как правильно отметил суд первой инстанции ключевым разногласием между истцом и ответчиком «является вопрос о том, относятся ли медицинские отходы класса «А», которые образуются в результате деятельности истца при исключении образования по данным объектам твердых коммунальных отходов, к категории «Твердые коммунальные отходы», поскольку от ответа на этот вопрос зависит наличие или отсутствие у истца обязанности заключать в отношении данных объектов публичный договор с региональным оператором и, как следствие, платить по этому договору за транспортировку ТКО.
На наш взгляд, исходя из буквального толкования положений ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ФЗ 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проводить тождество между ТКО и медицинскими отходами класса «А» нельзя, однако судебная практика по этому вопросу расходится, так Арбитражный суд Свердловской области в своем решении от 23.06.2022 по делу №А60-2111/2022 отмечает, что «любые отходы, образующиеся в процессе осуществления заявленных обществом видов медицинской деятельности, являются медицинскими отходами…собственники медицинских отходов класса А не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором, как с единственным поставщиком услуги», 17 ААС соглашается с указанными выводами. Аналогичная позиция содержится в решении Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2022 по делу №А60-30794/2022, тем не менее все тот же суд в своем решении от 19.05.2022 №А60-12246/2022, хотя и отказывает в исковых требованиях, приходит к выводу - «медицинские отходы класса «А» могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам». Отметим, что судьи по каждому из дел были разные, а предметом спора являлись требования региональных операторов о взыскании с мед. учреждений платы за вывоз отходов класса «А», хотя фактически их транспортировку осуществляли другие лица.
Позиция об отнесении медицинских отходов класса «А» к ТКО прослеживается в постановлениях 19 ААС от 19.01.2022 по делу №А08-4995/2021, Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2021 по делу №А76-28502/2020 и других.
В деле, о котором мы говорили в начале, суды трех инстанций также приравняли медицинские отходы класса «А» к ТКО и пришли к выводу о распространении норм законодательства, связанных с заключением договора с региональным оператором на обращение на обращение с медицинскими отходами класса «А», однако ни одна из инстанций не приняла во внимание подзаконные и ведомственные акты, которые предъявляют различные требования к обращению с указанными отходами.
Действительно, в письме Минприроды России от 2 ноября 2020 г. № 25-47/28897 прямо указывается, что «медицинские отходы, образующиеся в учреждениях осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, не относятся к ТКО», а в письме ФАС России от 12 ноября 2020 г. № 17/99041/20, что «собственники медицинских отходов класса А не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором, как с единственным поставщиком услуги на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ».
Суды опирались на п. 158 СанПиН 2.1.3684-21, в котором указано на необходимость применения Санитарных правил, предъявляемых к твердым коммунальным отходам, к обращению с медицинскими отходами класса «А», п. п. 7.1, 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10, в которых разрешается транспортировка медицинских отходов класса «А» транспортом, используемым для перевозки ТКО, однако, на наш взгляд, санитарное законодательство и законодательство об обращении с отходами применяются в разных сферах, более того положения тех же СанПиН 2.1.3684-21 позволяют сделать вывод о разграничении ТКО и мед. отходов класса «А», так п. 193 предъявляет требования к дезинфекции оборотных межкорпусных контейнеров для сбора отходов медицинских классов А и Б, кузовов автомашин производится в местах разгрузки не менее одного раза в неделю специализированной организацией, п. 204 устанавливает, что транспортные средства и многоразовые контейнеры для транспортировки медицинских отходов класса А подлежат мытью, дезинфекции и дезинсекции не реже 1 раза в неделю, чего не устанавливается в отношении ТКО, п. 203 разрешает транспортирование мед. отходов класса А с территории мед. учреждения тем же транспортом, что используется для перевозки. ТКО, что свидетельствует о том, что законодатель их все же разграничивает. Наконец, пунктом 14 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…» установлен запрет на складирование в контейнерах для ТКО медицинских отходов.
Таким образом, мы считаем, что медицинские отходы и ТКО необходимо разделять и, по всей видимости, судьи Верховного Суда РФ пришли к такому же выводу.
Примечание:
На настоящий момент на рассмотрении Государственной Думой находится законопроект №264349-8 «О внесении изменений в ст. 49 ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О ветеринарии», которым вносятся изменения в определение «медицинских отходов класса А», а именно слово «бытовым» заменяется словом «коммунальным», если законопроект примут, то законодательное определение медицинских отходов класса «А» будет звучать следующим образом: класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым коммунальным отходам.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность