- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
- Установлены случаи, при которых допускается выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 N 1001 "О внесении изменения в пункт 7(2) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336". Определено, что если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
- Закреплен порядок проведения досмотра и отбора проб (образцов) партии пестицидов и агрохимикатов на складах временного хранения. Постановление Правительства РФ от 27.06.2023 N 1035 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами". Установлено, в частности, что в случае перемещения партий пестицидов и агрохимикатов через автомобильные, железнодорожные, морские или воздушные пункты пропуска досмотр партий пестицидов и агрохимикатов с отбором проб (образцов) осуществляется в специально оборудованных и оснащенных местах в пунктах пропуска или на складах временного хранения. Продолжительность проведения федерального государственного контроля на складах временного хранения составляет не более 72 часов с момента поступления партии пестицидов и (или) агрохимикатов на склад временного хранения.
- Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Приказ Минсельхоза России от 30.03.2023 N 323 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), утвержденный приказом Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. N 343" Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73952. В указанный перечень включены следующие индикаторы: сокращение срока гашения ветеринарного сопроводительного документа на партию подконтрольного товара более чем в 2 раза по сравнению со средним сроком гашения ветеринарных сопроводительных документов, оформленных при перемещении подконтрольного товара аналогичным транспортным средством по аналогичному маршруту (по информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии); несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ветеринарном сопроводительном документе, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд. Кроме этого, документом скорректированы ранее утвержденные индикаторы.
- Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Приказ Минсельхоза России от 30.03.2023 N 323 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), утвержденный приказом Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. N 343" Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73952. В указанный перечень включены следующие индикаторы: сокращение срока гашения ветеринарного сопроводительного документа на партию подконтрольного товара более чем в 2 раза по сравнению со средним сроком гашения ветеринарных сопроводительных документов, оформленных при перемещении подконтрольного товара аналогичным транспортным средством по аналогичному маршруту (по информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии); несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ветеринарном сопроводительном документе, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд. Кроме этого, документом скорректированы ранее утвержденные индикаторы.
- Установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Федеральный закон от 29.05.2023 N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В качестве административного наказания предусматривается предупреждение или административный штраф в размере от 3000 рублей до 5000 рублей. Указанное правонарушение, совершенное повторно, повлечет повышенную ответственность в виде штрафа от 5000 рублей до 15000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.
- Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными. Федеральный закон от 13.06.2023 N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". КоАП РФ дополнен новыми статьями 8.52 - 8.54, предусматривающими ответственность за: несоблюдение требований к содержанию животных; несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, в частности, за жестокое обращение с животными, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для граждан - в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей; для должностных лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, повлечет административный штраф для граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В указанном случае административная ответственность не будет применяться к владельцу животного, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии либо с нарушением требований лицензии повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
- Уточнены основания для применения мер административной ответственности за нарушение правил пользования объектами животного мира. Федеральный закон от 13.06.2023 N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно внесенным изменениям к отношениям в сфере охоты и рыболовства не будет применяться предусмотренная частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа за нарушение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ правил, регламентирующих виды пользования животным миром.
- В новой редакции изложен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Приказ Ространснадзора от 29.05.2023 N ВБ-163фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности". Приказ Ространснадзора от 25.04.2023 N ВБ-117фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" признан утратившим силу.
- В новой редакции изложен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Приказ Ространснадзора от 29.05.2023 N ВБ-163фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности". Приказ Ространснадзора от 25.04.2023 N ВБ-117фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" признан утратившим силу.
- Установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчета о выбросах парниковых газов либо представление в указанном отчете заведомо недостоверной информации. Федеральный закон от 13.06.2023 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Совершение указанного правонарушения повлечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2025 года.
Обзор изменений экологического законодательства (июнь 2023 г.). Часть 1
Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.
Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.
Всего за июнь 2023 года принято 40 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области экологического учета и отчетности, обращения с отходами, выбросов, водные биологические ресурсы. Ниже представлен обзор по разделам.
Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.
Читайте также обзоры по другим темам:
Экологический учет и отчетность
Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация
Выбросы
Недропользование, землепользование, лесопользование, животный мир
Водопользование, водные биоресурсы
Экологический надзор
Экологическая ответственность
- Установлены случаи, при которых допускается выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 N 1001 "О внесении изменения в пункт 7(2) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336". Определено, что если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
- Закреплен порядок проведения досмотра и отбора проб (образцов) партии пестицидов и агрохимикатов на складах временного хранения. Постановление Правительства РФ от 27.06.2023 N 1035 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами". Установлено, в частности, что в случае перемещения партий пестицидов и агрохимикатов через автомобильные, железнодорожные, морские или воздушные пункты пропуска досмотр партий пестицидов и агрохимикатов с отбором проб (образцов) осуществляется в специально оборудованных и оснащенных местах в пунктах пропуска или на складах временного хранения. Продолжительность проведения федерального государственного контроля на складах временного хранения составляет не более 72 часов с момента поступления партии пестицидов и (или) агрохимикатов на склад временного хранения.
- Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Приказ Минсельхоза России от 30.03.2023 N 323 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), утвержденный приказом Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. N 343" Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73952. В указанный перечень включены следующие индикаторы: сокращение срока гашения ветеринарного сопроводительного документа на партию подконтрольного товара более чем в 2 раза по сравнению со средним сроком гашения ветеринарных сопроводительных документов, оформленных при перемещении подконтрольного товара аналогичным транспортным средством по аналогичному маршруту (по информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии); несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ветеринарном сопроводительном документе, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд. Кроме этого, документом скорректированы ранее утвержденные индикаторы.
- Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). Приказ Минсельхоза России от 30.03.2023 N 323 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), утвержденный приказом Минсельхоза России от 28 мая 2021 г. N 343" Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73952. В указанный перечень включены следующие индикаторы: сокращение срока гашения ветеринарного сопроводительного документа на партию подконтрольного товара более чем в 2 раза по сравнению со средним сроком гашения ветеринарных сопроводительных документов, оформленных при перемещении подконтрольного товара аналогичным транспортным средством по аналогичному маршруту (по информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии); несоответствие объема партии подконтрольного товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации, при его вводе в оборот и объема той же партии подконтрольного товара, указанного в ветеринарном сопроводительном документе, оформленном при производстве подконтрольного товара, не менее 5 раз в течение 7 календарных дней подряд. Кроме этого, документом скорректированы ранее утвержденные индикаторы.
- Установлена административная ответственность за неисполнение должностными лицами контролирующих органов и учреждений обязанности по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений или о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Федеральный закон от 29.05.2023 N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В качестве административного наказания предусматривается предупреждение или административный штраф в размере от 3000 рублей до 5000 рублей. Указанное правонарушение, совершенное повторно, повлечет повышенную ответственность в виде штрафа от 5000 рублей до 15000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.
- Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными. Федеральный закон от 13.06.2023 N 230-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". КоАП РФ дополнен новыми статьями 8.52 - 8.54, предусматривающими ответственность за: несоблюдение требований к содержанию животных; несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, в частности, за жестокое обращение с животными, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа: для граждан - в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей; для должностных лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, повлечет административный штраф для граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. В указанном случае административная ответственность не будет применяться к владельцу животного, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц. Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии либо с нарушением требований лицензии повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
- Уточнены основания для применения мер административной ответственности за нарушение правил пользования объектами животного мира. Федеральный закон от 13.06.2023 N 234-ФЗ "О внесении изменения в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно внесенным изменениям к отношениям в сфере охоты и рыболовства не будет применяться предусмотренная частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа за нарушение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ правил, регламентирующих виды пользования животным миром.
- В новой редакции изложен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Приказ Ространснадзора от 29.05.2023 N ВБ-163фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности". Приказ Ространснадзора от 25.04.2023 N ВБ-117фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" признан утратившим силу.
- В новой редакции изложен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности. Приказ Ространснадзора от 29.05.2023 N ВБ-163фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности". Приказ Ространснадзора от 25.04.2023 N ВБ-117фс "О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 15.12.2020 N ВБ-870фс "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности" признан утратившим силу.
- Установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчета о выбросах парниковых газов либо представление в указанном отчете заведомо недостоверной информации. Федеральный закон от 13.06.2023 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Совершение указанного правонарушения повлечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2025 года.
Обзор изменений экологического законодательства (июнь 2023 г.). Часть 1
Представляем обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.
Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.
Всего за июнь 2023 года принято 40 регулирующих нормативных акта. Больше всего в сфере регулирования отношений в области экологического учета и отчетности, обращения с отходами, выбросов, водные биологические ресурсы. Ниже представлен обзор по разделам.
Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.
Читайте также обзоры по другим темам:
Экологический учет и отчетность
Отходы: вторичные ресурсы, побочный продукт, утилизация
Выбросы
Недропользование, землепользование, лесопользование, животный мир
Водопользование, водные биоресурсы
Экологический надзор
Экологическая ответственность
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность