Расширенная ответственность производителя: сдача отчетности и уплата экологического сбора

    /upl/%D0%B4.jpg

    В последние годы в РФ явно просматривалась необходимость принципиальных изменений в системе обращения с отходами производства и потребления, в частности, введения расширенной ответственности производителя (далее — РОП). Эти изменения реализованы на законодательном уровне, согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации отходов от использования товаров.

    Сейчас готовятся большие перемены в рамках расширенной ответственности производства и потребления, 01.01.2024 вступит в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правительство РФ совместно с Минприроды России и другими федеральными ведомствами уже опубликовало ряд НПА, которые призваны реализовать отдельные положения федерального закона № 451-ФЗ.

    Поправки направлены в первую очередь на стимулирование отрасли переработки и утилизации отходов, на вторичное использование отходов; исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.

    В Проекте Постановления Правительства РФ «Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции)» предлагается утвердить методику расчета ставок сбора для товаров, упаковки, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

    Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
    дополнить Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 370» […]

     

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделяется полномочиями по ведению реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов от использования товаров.

    Полномочие Росприроднадзора

    Срок исполнения

    Контроль правильности и достоверности представления в Росприроднадзор производителями/импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации

    1 апреля

    Прием и проверка достоверности сведений о количестве выпущенной (импортируемой) продукции

    1 апреля

    Администрирование экологического сбора, уплачиваемого производителями/импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров

    15 апреля

    Законодательно установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

    Извлечение из Федерального закона № 451-ФЗ
    В случае осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности сведения о товарах (продукции), производимых лицензиатом с использованием отходов I - IV классов опасности, и о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудовании и (или) установках, используемых при обработке, утилизации, обезвреживании отходов I - IV классов опасности, и об их производственной мощности включаются в реестр лицензий.
    В случае изменения перечня товаров (продукции), производимых лицензиатом с использованием отходов I - IV классов опасности, и (или) производственной мощности оборудования и (или) установок, требуется внесение соответствующих изменений в реестр лицензий.

     

    Порядок ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров Минприроды России в рамках реализации закона о расширенной ответственности производителей и импортеров подготовило проект Порядка ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.

    Проект постановления «Об утверждении Правил представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, отчетности о массе отходов от использования товаров и (или) полученного из них вторичного сырья и об их доле, использованных при производстве товаров (продукции)» устанавливает порядок и форму представления отчетности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров (далее — утилизаторы).

    Извлечение из Федерального закона № 451-ФЗ
    В случае увеличения производственной мощности оборудования и (или) установок, указанных в пункте 6 настоящей статьи, производства новых товаров (продукции) с использованием отходов I-IV классов опасности вносятся изменения в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий по результатам проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям в связи с данным изменением.

     

    Если упаковка производится как готовый товар, включенный в Перечень, и реализуется потребителю, то уплачивать экологический сбор и представлять соответствующую отчетность (расчет суммы экологического сбора, декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств) обязано лицо, которое производит упаковку.

    Однако если произведенная упаковка реализуется другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции, то в таком случае уплачивать экологический сбор (и представлять все установленные законодательством формы отчетности) обязан производитель, использующий упаковку для производства собственных товаров.

    При заключении между производителем, импортером товаров и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), региональным оператором или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением ТКО), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяют условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуются исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

    Росприроднадзор полагает, что выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в достаточной мере подтверждается актами утилизации таких отходов и иными документами, свидетельствующими об утилизации отходов, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующего законодательства.

    Правовое регулирование

    Проектом постановления «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2024−2029 годы, нормативов утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, упаковки на 2024 год» утверждаются перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты такими товарами, такой упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств, включающие позиции товаров и упаковки, содержащиеся в ранее утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р Перечне товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств и Перечне упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ею потребительских свойств, а также новые товарные позиции, а также нормативы утилизации отходов от использования товаров на  2024−2029 годы, нормативы утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, упаковки на 2024 год.

    Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора».

    Исходя из данного приказа Росприроднадзора установлены следующие формы документов:
    • акт совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
    • заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
    • заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
    • решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
    • заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
    • решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
    • решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора. 

    Действующая редакция ст. 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами без дифференциации таких нарушений для природопользователей, не соблюдающих требования природоохранного законодательства, в частности, в сфере ответственности производителей, импортеров товаров и их ассоциаций за следующие нарушения:
    • несвоевременное представление, умышленное искажение деклараций о количестве товаров, подлежащих утилизации, а также о количестве потребительской упаковки;
    • несвоевременное представление, умышленное искажение отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации;
    • неуплата в установленные сроки экологического сбора.

    Заявители могут представлять отчетность одним из трех способов:
    1) с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
    2) с помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Личного кабинета природопользователя;
    3) с помощью иного программного обеспечения при соблюдении требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.

    В случае непредставления отчетности в сроки, установленные п. 11 Правил № 1342, Росприроднадзор (его территориальный орган) направляет производителю или импортеру товаров требование о необходимости представления отчетности.

    За непредставление (несвоевременное представление) отчетности и за представление недостоверных сведений в отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Функции администрирования: начисление, учет, взыскание, возврат/зачет излишних платежей возврат/зачет пеней, штрафов.

    Средства экологического сбора расходуются посредством реализации госпрограмм РФ в форме предоставления субсидий субъектам РФ пропорционально численности их населения на следующие цели:
    • софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
    • покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров;
    • покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с ТКО;
    • выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов;
    • строительство и оснащение таких объектов.

    По словам заместителя председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елены Зленко (см. clck.ru/35a3GK) для эффективной реализации закона необходимо принять более 20 ведомственных НПА.

    07.09.2023, 09:14

    Расширенная ответственность производителя: сдача отчетности и уплата экологического сбора

    /upl/%D0%B4.jpg

    В последние годы в РФ явно просматривалась необходимость принципиальных изменений в системе обращения с отходами производства и потребления, в частности, введения расширенной ответственности производителя (далее — РОП). Эти изменения реализованы на законодательном уровне, согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации отходов от использования товаров.

    Сейчас готовятся большие перемены в рамках расширенной ответственности производства и потребления, 01.01.2024 вступит в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правительство РФ совместно с Минприроды России и другими федеральными ведомствами уже опубликовало ряд НПА, которые призваны реализовать отдельные положения федерального закона № 451-ФЗ.

    Поправки направлены в первую очередь на стимулирование отрасли переработки и утилизации отходов, на вторичное использование отходов; исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.

    В Проекте Постановления Правительства РФ «Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции)» предлагается утвердить методику расчета ставок сбора для товаров, упаковки, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

    Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
    дополнить Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 370» […]

     

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделяется полномочиями по ведению реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов от использования товаров.

    Полномочие Росприроднадзора

    Срок исполнения

    Контроль правильности и достоверности представления в Росприроднадзор производителями/импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации

    1 апреля

    Прием и проверка достоверности сведений о количестве выпущенной (импортируемой) продукции

    1 апреля

    Администрирование экологического сбора, уплачиваемого производителями/импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров

    15 апреля

    Законодательно установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

    Извлечение из Федерального закона № 451-ФЗ
    В случае осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности сведения о товарах (продукции), производимых лицензиатом с использованием отходов I - IV классов опасности, и о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании оборудовании и (или) установках, используемых при обработке, утилизации, обезвреживании отходов I - IV классов опасности, и об их производственной мощности включаются в реестр лицензий.
    В случае изменения перечня товаров (продукции), производимых лицензиатом с использованием отходов I - IV классов опасности, и (или) производственной мощности оборудования и (или) установок, требуется внесение соответствующих изменений в реестр лицензий.

     

    Порядок ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров Минприроды России в рамках реализации закона о расширенной ответственности производителей и импортеров подготовило проект Порядка ведения реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.

    Проект постановления «Об утверждении Правил представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, отчетности о массе отходов от использования товаров и (или) полученного из них вторичного сырья и об их доле, использованных при производстве товаров (продукции)» устанавливает порядок и форму представления отчетности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сведения о которых внесены в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров (далее — утилизаторы).

    Извлечение из Федерального закона № 451-ФЗ
    В случае увеличения производственной мощности оборудования и (или) установок, указанных в пункте 6 настоящей статьи, производства новых товаров (продукции) с использованием отходов I-IV классов опасности вносятся изменения в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий по результатам проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям в связи с данным изменением.

     

    Если упаковка производится как готовый товар, включенный в Перечень, и реализуется потребителю, то уплачивать экологический сбор и представлять соответствующую отчетность (расчет суммы экологического сбора, декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств) обязано лицо, которое производит упаковку.

    Однако если произведенная упаковка реализуется другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции, то в таком случае уплачивать экологический сбор (и представлять все установленные законодательством формы отчетности) обязан производитель, использующий упаковку для производства собственных товаров.

    При заключении между производителем, импортером товаров и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), региональным оператором или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением ТКО), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяют условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуются исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

    Росприроднадзор полагает, что выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в достаточной мере подтверждается актами утилизации таких отходов и иными документами, свидетельствующими об утилизации отходов, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующего законодательства.

    Правовое регулирование

    Проектом постановления «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2024−2029 годы, нормативов утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, упаковки на 2024 год» утверждаются перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты такими товарами, такой упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств, включающие позиции товаров и упаковки, содержащиеся в ранее утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р Перечне товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств и Перечне упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ею потребительских свойств, а также новые товарные позиции, а также нормативы утилизации отходов от использования товаров на  2024−2029 годы, нормативы утилизации отходов от использования товаров, являющихся упаковкой, упаковки на 2024 год.

    Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора».

    Исходя из данного приказа Росприроднадзора установлены следующие формы документов:
    • акт совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
    • заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора;
    • заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
    • решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
    • заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
    • решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора;
    • решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора. 

    Действующая редакция ст. 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами без дифференциации таких нарушений для природопользователей, не соблюдающих требования природоохранного законодательства, в частности, в сфере ответственности производителей, импортеров товаров и их ассоциаций за следующие нарушения:
    • несвоевременное представление, умышленное искажение деклараций о количестве товаров, подлежащих утилизации, а также о количестве потребительской упаковки;
    • несвоевременное представление, умышленное искажение отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации;
    • неуплата в установленные сроки экологического сбора.

    Заявители могут представлять отчетность одним из трех способов:
    1) с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
    2) с помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Личного кабинета природопользователя;
    3) с помощью иного программного обеспечения при соблюдении требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.

    В случае непредставления отчетности в сроки, установленные п. 11 Правил № 1342, Росприроднадзор (его территориальный орган) направляет производителю или импортеру товаров требование о необходимости представления отчетности.

    За непредставление (несвоевременное представление) отчетности и за представление недостоверных сведений в отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Функции администрирования: начисление, учет, взыскание, возврат/зачет излишних платежей возврат/зачет пеней, штрафов.

    Средства экологического сбора расходуются посредством реализации госпрограмм РФ в форме предоставления субсидий субъектам РФ пропорционально численности их населения на следующие цели:
    • софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
    • покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров;
    • покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с ТКО;
    • выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов;
    • строительство и оснащение таких объектов.

    По словам заместителя председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елены Зленко (см. clck.ru/35a3GK) для эффективной реализации закона необходимо принять более 20 ведомственных НПА.

    07.09.2023, 09:14
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам