- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Углеродные единицы страхуют от неожиданных обременений
Дважды не считается
Углеродные единицы страхуют от неожиданных обременений
Минэкономики намерено предупредить ситуацию двойного учета углеродных единиц, для чего предлагает внести ряд изменений в правила ведения их реестра. Среди прочего в нем должна содержаться информация об имеющихся обременениях единиц сокращения выбросов и выполнения квот, а также данные об их зачете. В Минэкономики отмечают, что нововведения направлены на защиту участников рынка и носят превентивный характер. Двойной учет может существенно дискредитировать систему национального углеродного рынка, отмечают эксперты.
Минэкономики опубликовало на regulation.gov.ru проект постановления правительства о правке правил создания и ведения реестра углеродных единиц, операций в нем и формы типового договора с оператором реестра. Напомним, реестр — ключевая часть инфраструктуры рынка сокращений выбросов, он заработал в РФ с 1 сентября 2022 года, оператор — АО «Контур». Участники рынка могут регистрировать в нем климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить с ними сделки (речь идет о возможности продать достигнутые в результате выполнения климатических проектов сокращения компаниям, которые не могут вписаться в квоты на выбросы). Также в реестре должны учитываться единицы выполнения квот при реализации сахалинского эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов .
Для упразднения возможности двойного учета и «двойных продаж» углеродных единиц (что неизбежно приведет к спорам хозяйствующих субъектов) предлагается обязать эмитентов предоставлять в реестр данные об обременениях выпущенных единиц и единиц выполнения квоты, а также сведения об их зачете. Также проект предусматривает информационное взаимодействие оператора с нотариусами и возможность проводить операции без распоряжения владельца счета, если на это есть судебный акт, исполнительный документ, акт других органов и должностных лиц или свидетельство о праве на наследство, это также должно устранить препятствия для их оборота. Еще одна норма — регистрация в системе заверений эмитентов о том, что сокращения выбросов при реализации климатического проекта не будут отчуждены или обременены вне реестра.
Как пояснил заместитель главы Минэкономики Илья Торосов, новелла призвана гармонизировать законодательство с международным опытом, в том числе с Парижским соглашением.
«Ее основная цель — исключение двойного учета углеродных единиц»,— сказал он, уточнив, что речь идет о защите интересов участников растущего рынка. Сейчас в реестре зарегистрировано семь климатических проектов, выпущено почти 84,5 тыс. углеродных единиц, около 2,47 млн углеродных единиц подлежит выпуску. При этом пояснительная записка к проекту ссылается на результаты правоприменительной практики, однако в министерстве настаивают на «превентивном» характере документа и утверждают, что со случаями «задвоения» не сталкивались.
При этом заявители климатических проектов действительно могут использовать различные опции по монетизации их результатов, в том числе обращаться в международные реестры или продавать результаты проектов на свободном рынке, говорит партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept (ранее входила в КПМГ) Владимир Лукин.
Двойной учет должны отслеживать независимые верификаторы, однако это не исключает риска, а это может существенно дискредитировать систему национального углеродного рынка»,— отмечает эксперт.
Отметим, что до 2022 года в вопросах углеродного регулирования РФ ориентировалась скорее на западные рынки, и на практике декарбонизация сопровождалась случаями обмана. Так, в 2015 году исследователи из Стокгольмского института окружающей среды раскритиковали проекты совместного осуществления в рамках Киотского протокола в России и на Украине за недостоверную отчетность большей их части. В частности, в ряде случаев в РФ выбросы парниковых газов сначала специально наращивались для продажи больших объемов сокращений на международном рынке.
Автор: Венера Петрова
Углеродные единицы страхуют от неожиданных обременений
Дважды не считается
Углеродные единицы страхуют от неожиданных обременений
Минэкономики намерено предупредить ситуацию двойного учета углеродных единиц, для чего предлагает внести ряд изменений в правила ведения их реестра. Среди прочего в нем должна содержаться информация об имеющихся обременениях единиц сокращения выбросов и выполнения квот, а также данные об их зачете. В Минэкономики отмечают, что нововведения направлены на защиту участников рынка и носят превентивный характер. Двойной учет может существенно дискредитировать систему национального углеродного рынка, отмечают эксперты.
Минэкономики опубликовало на regulation.gov.ru проект постановления правительства о правке правил создания и ведения реестра углеродных единиц, операций в нем и формы типового договора с оператором реестра. Напомним, реестр — ключевая часть инфраструктуры рынка сокращений выбросов, он заработал в РФ с 1 сентября 2022 года, оператор — АО «Контур». Участники рынка могут регистрировать в нем климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить с ними сделки (речь идет о возможности продать достигнутые в результате выполнения климатических проектов сокращения компаниям, которые не могут вписаться в квоты на выбросы). Также в реестре должны учитываться единицы выполнения квот при реализации сахалинского эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов .
Для упразднения возможности двойного учета и «двойных продаж» углеродных единиц (что неизбежно приведет к спорам хозяйствующих субъектов) предлагается обязать эмитентов предоставлять в реестр данные об обременениях выпущенных единиц и единиц выполнения квоты, а также сведения об их зачете. Также проект предусматривает информационное взаимодействие оператора с нотариусами и возможность проводить операции без распоряжения владельца счета, если на это есть судебный акт, исполнительный документ, акт других органов и должностных лиц или свидетельство о праве на наследство, это также должно устранить препятствия для их оборота. Еще одна норма — регистрация в системе заверений эмитентов о том, что сокращения выбросов при реализации климатического проекта не будут отчуждены или обременены вне реестра.
Как пояснил заместитель главы Минэкономики Илья Торосов, новелла призвана гармонизировать законодательство с международным опытом, в том числе с Парижским соглашением.
«Ее основная цель — исключение двойного учета углеродных единиц»,— сказал он, уточнив, что речь идет о защите интересов участников растущего рынка. Сейчас в реестре зарегистрировано семь климатических проектов, выпущено почти 84,5 тыс. углеродных единиц, около 2,47 млн углеродных единиц подлежит выпуску. При этом пояснительная записка к проекту ссылается на результаты правоприменительной практики, однако в министерстве настаивают на «превентивном» характере документа и утверждают, что со случаями «задвоения» не сталкивались.
При этом заявители климатических проектов действительно могут использовать различные опции по монетизации их результатов, в том числе обращаться в международные реестры или продавать результаты проектов на свободном рынке, говорит партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept (ранее входила в КПМГ) Владимир Лукин.
Двойной учет должны отслеживать независимые верификаторы, однако это не исключает риска, а это может существенно дискредитировать систему национального углеродного рынка»,— отмечает эксперт.
Отметим, что до 2022 года в вопросах углеродного регулирования РФ ориентировалась скорее на западные рынки, и на практике декарбонизация сопровождалась случаями обмана. Так, в 2015 году исследователи из Стокгольмского института окружающей среды раскритиковали проекты совместного осуществления в рамках Киотского протокола в России и на Украине за недостоверную отчетность большей их части. В частности, в ряде случаев в РФ выбросы парниковых газов сначала специально наращивались для продажи больших объемов сокращений на международном рынке.
Автор: Венера Петрова
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность