Является ли уведомление РПН об инциденте на скважине, своевременным оповещением надзорного органа?

    /upl/Group%20637_3.png

    В рубрике #экологическиекейсы Адвокаты  по экологическим спорам и проверкам Zharov Group рассказывают об особенностях применения природоохранного законодательства.

     

    1 января 2024 года истек срок в течение которого отдельные организации обязаны были разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями п.п. 6 - 8 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, далее – Правила № 2451) . Таким образом, в настоящее время отсутствие утвержденных в соответствии с указанными требованиями планов является нарушением.

     

    Ниже рассмотрим судебную практику, связанную с применением положений ст. 46 Закона об охране окружающей среды и Правил № 2451.

     

    Решение АС Иркутской области от 06.04.2023 по делу № А19-23495/22 (оставлено без изменений Постановлением 4ААС от 08.12.2023 и Постановлением АС ВСО от 19.03.2024).

     

    Фабула дела: 

    Согласно оперативному сообщению об инциденте, поступившему в адрес Росприроднадзора от 21.07.2022 в 20 час.:18 мин., 21.07.2022 с 07 час. 30 мин. до 09 час. 25 мин. в результате разгерметизации соединительного шланга произошел выход нефтегазовои? смеси, с последующим возгоранием. Надзорным органом проведена проверка, в результате которой установлено, что Общество не выполнило надлежащим образом обязанность по незамедлительному оповещению об инциденте, а также своевременно не разработало и не согласовало план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Обществу выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

    Общество, полагая, что выданное предписание не соответствует нормам законодательства, обратилось в суд.

    Нормы права, по поводу которых возник спор: п. 1, п. 4, п. 6, п. 14 ст. 46, п. 1 ст. 55 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 25, 26 Правил № 2451.

    Доводы сторон: Общество: предписание не соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.

    Управление: по сути, все выявленные в ходе проверки нарушения связаны с несвоевременнои? разработкои? и согласованием плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

    Позиция суда первой инстанции

    Обязанность исполнения предписания в части устранения несвоевременного оповещения надзорного органа фактически исчерпана исполнением обязанности по разработке и согласованию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласно которому Общество взяло на себя обязательства по незамедлительному оповещению о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, а также по предупреждению инцидентов возгорания скважины.

    Позиция судов апелляционной и кассационной инстанции: 

    «По смыслу приведенной нормы (п. 25 Правил № 2451) понятие «незамедлительно» означает «в самый минимальный срок, объективно необходимый для совершения действия», и указанное понятие неравнозначно понятию «день» или «сутки», а также учитывая форму передачи информации - электронный документооборот, в связи с чем довод Общества о выполнении им обязанности по незамедлительному оповещению об инциденте (выход нефтегазовой смеси) путем направления сообщения спустя 8 часов с момента инцидента».

     

    Таким образом, в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных Правилами № 2451, оповещения об инцидентах необходимо направлять в самый минимальный срок, объективно необходимый для направления такого уведомления, а 8-часовой срок минимальным не является.

     

    Автор — Дорофеева Ксения, юрист команды Zharov Group.

     

     
    30.05.2024, 10:20

    Является ли уведомление РПН об инциденте на скважине, своевременным оповещением надзорного органа?

    /upl/Group%20637_3.png

    В рубрике #экологическиекейсы Адвокаты  по экологическим спорам и проверкам Zharov Group рассказывают об особенностях применения природоохранного законодательства.

     

    1 января 2024 года истек срок в течение которого отдельные организации обязаны были разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями п.п. 6 - 8 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, далее – Правила № 2451) . Таким образом, в настоящее время отсутствие утвержденных в соответствии с указанными требованиями планов является нарушением.

     

    Ниже рассмотрим судебную практику, связанную с применением положений ст. 46 Закона об охране окружающей среды и Правил № 2451.

     

    Решение АС Иркутской области от 06.04.2023 по делу № А19-23495/22 (оставлено без изменений Постановлением 4ААС от 08.12.2023 и Постановлением АС ВСО от 19.03.2024).

     

    Фабула дела: 

    Согласно оперативному сообщению об инциденте, поступившему в адрес Росприроднадзора от 21.07.2022 в 20 час.:18 мин., 21.07.2022 с 07 час. 30 мин. до 09 час. 25 мин. в результате разгерметизации соединительного шланга произошел выход нефтегазовои? смеси, с последующим возгоранием. Надзорным органом проведена проверка, в результате которой установлено, что Общество не выполнило надлежащим образом обязанность по незамедлительному оповещению об инциденте, а также своевременно не разработало и не согласовало план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Обществу выдано предписание об устранении допущенных нарушений.

    Общество, полагая, что выданное предписание не соответствует нормам законодательства, обратилось в суд.

    Нормы права, по поводу которых возник спор: п. 1, п. 4, п. 6, п. 14 ст. 46, п. 1 ст. 55 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 25, 26 Правил № 2451.

    Доводы сторон: Общество: предписание не соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.

    Управление: по сути, все выявленные в ходе проверки нарушения связаны с несвоевременнои? разработкои? и согласованием плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

    Позиция суда первой инстанции

    Обязанность исполнения предписания в части устранения несвоевременного оповещения надзорного органа фактически исчерпана исполнением обязанности по разработке и согласованию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласно которому Общество взяло на себя обязательства по незамедлительному оповещению о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, а также по предупреждению инцидентов возгорания скважины.

    Позиция судов апелляционной и кассационной инстанции: 

    «По смыслу приведенной нормы (п. 25 Правил № 2451) понятие «незамедлительно» означает «в самый минимальный срок, объективно необходимый для совершения действия», и указанное понятие неравнозначно понятию «день» или «сутки», а также учитывая форму передачи информации - электронный документооборот, в связи с чем довод Общества о выполнении им обязанности по незамедлительному оповещению об инциденте (выход нефтегазовой смеси) путем направления сообщения спустя 8 часов с момента инцидента».

     

    Таким образом, в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных Правилами № 2451, оповещения об инцидентах необходимо направлять в самый минимальный срок, объективно необходимый для направления такого уведомления, а 8-часовой срок минимальным не является.

     

    Автор — Дорофеева Ксения, юрист команды Zharov Group.

     

     
    30.05.2024, 10:20
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам