- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Является ли уведомление РПН об инциденте на скважине, своевременным оповещением надзорного органа?
В рубрике #экологическиекейсы Адвокаты по экологическим спорам и проверкам Zharov Group рассказывают об особенностях применения природоохранного законодательства.
1 января 2024 года истек срок в течение которого отдельные организации обязаны были разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями п.п. 6 - 8 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, далее – Правила № 2451) . Таким образом, в настоящее время отсутствие утвержденных в соответствии с указанными требованиями планов является нарушением.
Ниже рассмотрим судебную практику, связанную с применением положений ст. 46 Закона об охране окружающей среды и Правил № 2451.
Решение АС Иркутской области от 06.04.2023 по делу № А19-23495/22 (оставлено без изменений Постановлением 4ААС от 08.12.2023 и Постановлением АС ВСО от 19.03.2024).
Фабула дела:
Согласно оперативному сообщению об инциденте, поступившему в адрес Росприроднадзора от 21.07.2022 в 20 час.:18 мин., 21.07.2022 с 07 час. 30 мин. до 09 час. 25 мин. в результате разгерметизации соединительного шланга произошел выход нефтегазовои? смеси, с последующим возгоранием. Надзорным органом проведена проверка, в результате которой установлено, что Общество не выполнило надлежащим образом обязанность по незамедлительному оповещению об инциденте, а также своевременно не разработало и не согласовало план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Обществу выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Общество, полагая, что выданное предписание не соответствует нормам законодательства, обратилось в суд.
Нормы права, по поводу которых возник спор: п. 1, п. 4, п. 6, п. 14 ст. 46, п. 1 ст. 55 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 25, 26 Правил № 2451.
Доводы сторон: Общество: предписание не соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.
Управление: по сути, все выявленные в ходе проверки нарушения связаны с несвоевременнои? разработкои? и согласованием плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Позиция суда первой инстанции:
Обязанность исполнения предписания в части устранения несвоевременного оповещения надзорного органа фактически исчерпана исполнением обязанности по разработке и согласованию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласно которому Общество взяло на себя обязательства по незамедлительному оповещению о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, а также по предупреждению инцидентов возгорания скважины.
Позиция судов апелляционной и кассационной инстанции:
«По смыслу приведенной нормы (п. 25 Правил № 2451) понятие «незамедлительно» означает «в самый минимальный срок, объективно необходимый для совершения действия», и указанное понятие неравнозначно понятию «день» или «сутки», а также учитывая форму передачи информации - электронный документооборот, в связи с чем довод Общества о выполнении им обязанности по незамедлительному оповещению об инциденте (выход нефтегазовой смеси) путем направления сообщения спустя 8 часов с момента инцидента».
Таким образом, в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных Правилами № 2451, оповещения об инцидентах необходимо направлять в самый минимальный срок, объективно необходимый для направления такого уведомления, а 8-часовой срок минимальным не является.
Автор — Дорофеева Ксения, юрист команды Zharov Group.
Является ли уведомление РПН об инциденте на скважине, своевременным оповещением надзорного органа?
В рубрике #экологическиекейсы Адвокаты по экологическим спорам и проверкам Zharov Group рассказывают об особенностях применения природоохранного законодательства.
1 января 2024 года истек срок в течение которого отдельные организации обязаны были разработать и утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями п.п. 6 - 8 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, далее – Правила № 2451) . Таким образом, в настоящее время отсутствие утвержденных в соответствии с указанными требованиями планов является нарушением.
Ниже рассмотрим судебную практику, связанную с применением положений ст. 46 Закона об охране окружающей среды и Правил № 2451.
Решение АС Иркутской области от 06.04.2023 по делу № А19-23495/22 (оставлено без изменений Постановлением 4ААС от 08.12.2023 и Постановлением АС ВСО от 19.03.2024).
Фабула дела:
Согласно оперативному сообщению об инциденте, поступившему в адрес Росприроднадзора от 21.07.2022 в 20 час.:18 мин., 21.07.2022 с 07 час. 30 мин. до 09 час. 25 мин. в результате разгерметизации соединительного шланга произошел выход нефтегазовои? смеси, с последующим возгоранием. Надзорным органом проведена проверка, в результате которой установлено, что Общество не выполнило надлежащим образом обязанность по незамедлительному оповещению об инциденте, а также своевременно не разработало и не согласовало план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Обществу выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Общество, полагая, что выданное предписание не соответствует нормам законодательства, обратилось в суд.
Нормы права, по поводу которых возник спор: п. 1, п. 4, п. 6, п. 14 ст. 46, п. 1 ст. 55 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 25, 26 Правил № 2451.
Доводы сторон: Общество: предписание не соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.
Управление: по сути, все выявленные в ходе проверки нарушения связаны с несвоевременнои? разработкои? и согласованием плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Позиция суда первой инстанции:
Обязанность исполнения предписания в части устранения несвоевременного оповещения надзорного органа фактически исчерпана исполнением обязанности по разработке и согласованию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласно которому Общество взяло на себя обязательства по незамедлительному оповещению о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, а также по предупреждению инцидентов возгорания скважины.
Позиция судов апелляционной и кассационной инстанции:
«По смыслу приведенной нормы (п. 25 Правил № 2451) понятие «незамедлительно» означает «в самый минимальный срок, объективно необходимый для совершения действия», и указанное понятие неравнозначно понятию «день» или «сутки», а также учитывая форму передачи информации - электронный документооборот, в связи с чем довод Общества о выполнении им обязанности по незамедлительному оповещению об инциденте (выход нефтегазовой смеси) путем направления сообщения спустя 8 часов с момента инцидента».
Таким образом, в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных Правилами № 2451, оповещения об инцидентах необходимо направлять в самый минимальный срок, объективно необходимый для направления такого уведомления, а 8-часовой срок минимальным не является.
Автор — Дорофеева Ксения, юрист команды Zharov Group.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность