- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Признание незаконным отказа Управления Росприроднадзора в актуализации учетных сведений об объекте НВОС
В рубрике #экологическиекейсы Адвокаты по экологическим спорам и проверкам Zharov Group рассказывают об особенностях применения природоохранного законодательства.
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в силу п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Достаточно ли факта осуществления заявителем вида деятельности по ОКВЭД для присвоения объекту НВОС соответствующей категории?
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.07.2023 по делу № А82-21357/2022
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу А82-21357/2022
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.02.2024 № Ф01-9278/2023 по делу № А82-21357/2022
Фабула дела: Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным отказа Управления Росприроднадзора в актуализации учетных сведений об объекте НВОС и обязании провести актуализацию с присвоением объекту III категории. В связи с изменением юридического лица, эксплуатирующего промышленный комплекс, Общество обратилось в Управление Росприроднадзора с заявкой об актуализации сведений об объекте НВОС, и сохранением ранее присвоенной III категории. Управление отказало в актуализации, указав, что деятельность Общества предполагает присвоение I категории.
Доводы сторон:
Управление: Объекты НВОС, на которых осуществляется деятельность по производству химических веществ и химических продуктов путем смешивания нескольких исходных веществ, подлежат отнесению к объектам I категории НВОС.
Общество: Комплекс в предыдущий период находился в эксплуатации другого юридического лица, и ранее Комплексу была присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством. Изменения выполняемых на Комплексе технологических процессов, не происходили.
Позиция суда первой инстанции:
«Действительно, заявитель осуществляет деятельность по созданию смазочных материалов, однако нет доказательств производства перечисленных в критериях химических веществ и химических продуктов.
Бесспорных доказательств того, что Комплекс не соответствует III категории НВОС или что-то изменилось в деятельности Комплекса ответчиком не представлено. При этом сам факт осуществления заявителем вида деятельности по ОКВЭД достаточным доказательством не является.
Суд полагает, что при принятии оспариваемого отказа Межрегиональным управлением дана ошибочная оценка деятельности заявителя.»
Суд первой инстанции признал недействительным отказ в актуализации, обязал повторно рассмотреть заявление Общества и принять решение с учетом выводов суда.
По результатам рассмотрения жалоб Управления Росприроднадзора решение оставлено без изменений вышестоящими судами:
«В обоснование отнесения спорного объекта к I категории Управление Росприроднадзора сослалось исключительно на код вида деятельности на объекте в соответствии с ОКВЭД, но, как видно, с предшествующего периода (с 2019 года) он не изменялся; при этом ранее действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029 (далее – Критерии №1029), в подпунктах «и», «к» пункта 1 раздела 1 содержащие аналогичные положения по отнесению к объектам I категории объектов, на которых осуществляется хозяйственная деятельность по производству химических веществ и химических продуктов конкретных основных органических химических веществ и неорганических веществ.»
Вывод: Таким образом, отнесение объектов НВОС к I, II, III или IV категории осуществляется не только с учетом видов деятельности предприятий согласно ОКВЭД, но и с учетом иных факторов, установленных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Сам факт осуществления заявителем вида деятельности по ОКВЭД достаточным доказательством для отнесения к какой-либо категории не является.
Автор — Анастасия Каменева, юрист команды Zharov Group.
Признание незаконным отказа Управления Росприроднадзора в актуализации учетных сведений об объекте НВОС
В рубрике #экологическиекейсы Адвокаты по экологическим спорам и проверкам Zharov Group рассказывают об особенностях применения природоохранного законодательства.
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в силу п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Достаточно ли факта осуществления заявителем вида деятельности по ОКВЭД для присвоения объекту НВОС соответствующей категории?
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.07.2023 по делу № А82-21357/2022
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу А82-21357/2022
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.02.2024 № Ф01-9278/2023 по делу № А82-21357/2022
Фабула дела: Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным отказа Управления Росприроднадзора в актуализации учетных сведений об объекте НВОС и обязании провести актуализацию с присвоением объекту III категории. В связи с изменением юридического лица, эксплуатирующего промышленный комплекс, Общество обратилось в Управление Росприроднадзора с заявкой об актуализации сведений об объекте НВОС, и сохранением ранее присвоенной III категории. Управление отказало в актуализации, указав, что деятельность Общества предполагает присвоение I категории.
Доводы сторон:
Управление: Объекты НВОС, на которых осуществляется деятельность по производству химических веществ и химических продуктов путем смешивания нескольких исходных веществ, подлежат отнесению к объектам I категории НВОС.
Общество: Комплекс в предыдущий период находился в эксплуатации другого юридического лица, и ранее Комплексу была присвоена III категория негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством. Изменения выполняемых на Комплексе технологических процессов, не происходили.
Позиция суда первой инстанции:
«Действительно, заявитель осуществляет деятельность по созданию смазочных материалов, однако нет доказательств производства перечисленных в критериях химических веществ и химических продуктов.
Бесспорных доказательств того, что Комплекс не соответствует III категории НВОС или что-то изменилось в деятельности Комплекса ответчиком не представлено. При этом сам факт осуществления заявителем вида деятельности по ОКВЭД достаточным доказательством не является.
Суд полагает, что при принятии оспариваемого отказа Межрегиональным управлением дана ошибочная оценка деятельности заявителя.»
Суд первой инстанции признал недействительным отказ в актуализации, обязал повторно рассмотреть заявление Общества и принять решение с учетом выводов суда.
По результатам рассмотрения жалоб Управления Росприроднадзора решение оставлено без изменений вышестоящими судами:
«В обоснование отнесения спорного объекта к I категории Управление Росприроднадзора сослалось исключительно на код вида деятельности на объекте в соответствии с ОКВЭД, но, как видно, с предшествующего периода (с 2019 года) он не изменялся; при этом ранее действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1029 (далее – Критерии №1029), в подпунктах «и», «к» пункта 1 раздела 1 содержащие аналогичные положения по отнесению к объектам I категории объектов, на которых осуществляется хозяйственная деятельность по производству химических веществ и химических продуктов конкретных основных органических химических веществ и неорганических веществ.»
Вывод: Таким образом, отнесение объектов НВОС к I, II, III или IV категории осуществляется не только с учетом видов деятельности предприятий согласно ОКВЭД, но и с учетом иных факторов, установленных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Сам факт осуществления заявителем вида деятельности по ОКВЭД достаточным доказательством для отнесения к какой-либо категории не является.
Автор — Анастасия Каменева, юрист команды Zharov Group.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность