- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Плата за НВОС, когда нет разрешения на выброс
Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология утверждаем: на то, что написано пером ВС, глаза не закрыть и рукой не махнуть.
Судебная практика о применении коэффициента к плате за НВОС.
Помните такую статью в законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)…
если объект I или II категории, то повышающий коэффициент при сверх установленных, а для II категории сверх задекларированных, равен 100;
у III категории тоже есть повышающий коэффициент, только он 25.
И история, описанная ниже, и выводы суда будут полезны всем категориям, даже IV.
А началось все с того, что…
У Общества в спорный отчетный период не было КЭР (комплексного экологического разрешения) на выбросы по объекту I категории и утвержденных нормативов выбросов.
Как мы с вами вспоминали выше, коэффициент 100 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
«Превышающих» - именно на этом слове была выстроена позиция Общества:
коэффициент 100 к плате за негативное воздействие применяется при превышении установленных разрешительной документацией выбросов ЗВ! А вот при расчете платы за НВОС коэффициент 100 вовсе не предусмотрен.
Суды трех инстанций поддержали позицию Общества.
Однако Верховный суд, кассационная инстанция, 23.11.2023 (№ 306-ЭС23-12340) все три судебные акта отменил и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
12.04.2024 в передаче надзорной жалобы (для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ) Общества (природопользоватю) было отказано.
Ознакомившись с позицией Верховного суда, полагаю сомнений в том, каким будет решение суда первой инстанции, у вас не останется.
Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия указала на необоснованность выводов судов о применении при расчете платы за НВОС коэффициента 25.
Применение максимального коэффициента направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов.
В данном случае правовая природа повышающего коэффициента раскрывает его как компенсационную, восстановительную меру за противоправное негативное воздействие на окружающую природную среду.
При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, пренебрегающему требованиями закона и не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов.
Такой подход, прежде всего, направлен на недопущение неразрешенного и бесконтрольного негативного загрязнения окружающей среды.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 № 5-П, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт «е» Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации)
Обращаю внимание на сформулированный подход Верховного суда еще и потому, то с 01.09.2024, когда не надо будет ставить на учет IV категорию, у кого-нибудь да будет соблазн «не светиться» с III категорией. Так вот, пойманная III-я, считающая себя IV-й, словит не только административку за неисполнение обязанностей, возложенных на III-ю, но и при наличии сбросов/выбросов заплатит с повышающим коэффициентом (но только 25, поскольку у III он именно 25; в то время как у I и II - 100).
Плата за НВОС, когда нет разрешения на выброс
Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология утверждаем: на то, что написано пером ВС, глаза не закрыть и рукой не махнуть.
Судебная практика о применении коэффициента к плате за НВОС.
Помните такую статью в законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)…
если объект I или II категории, то повышающий коэффициент при сверх установленных, а для II категории сверх задекларированных, равен 100;
у III категории тоже есть повышающий коэффициент, только он 25.
И история, описанная ниже, и выводы суда будут полезны всем категориям, даже IV.
А началось все с того, что…
У Общества в спорный отчетный период не было КЭР (комплексного экологического разрешения) на выбросы по объекту I категории и утвержденных нормативов выбросов.
Как мы с вами вспоминали выше, коэффициент 100 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
«Превышающих» - именно на этом слове была выстроена позиция Общества:
коэффициент 100 к плате за негативное воздействие применяется при превышении установленных разрешительной документацией выбросов ЗВ! А вот при расчете платы за НВОС коэффициент 100 вовсе не предусмотрен.
Суды трех инстанций поддержали позицию Общества.
Однако Верховный суд, кассационная инстанция, 23.11.2023 (№ 306-ЭС23-12340) все три судебные акта отменил и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
12.04.2024 в передаче надзорной жалобы (для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ) Общества (природопользоватю) было отказано.
Ознакомившись с позицией Верховного суда, полагаю сомнений в том, каким будет решение суда первой инстанции, у вас не останется.
Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия указала на необоснованность выводов судов о применении при расчете платы за НВОС коэффициента 25.
Применение максимального коэффициента направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов.
В данном случае правовая природа повышающего коэффициента раскрывает его как компенсационную, восстановительную меру за противоправное негативное воздействие на окружающую природную среду.
При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, пренебрегающему требованиями закона и не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов.
Такой подход, прежде всего, направлен на недопущение неразрешенного и бесконтрольного негативного загрязнения окружающей среды.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 № 5-П, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт «е» Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации)
Обращаю внимание на сформулированный подход Верховного суда еще и потому, то с 01.09.2024, когда не надо будет ставить на учет IV категорию, у кого-нибудь да будет соблазн «не светиться» с III категорией. Так вот, пойманная III-я, считающая себя IV-й, словит не только административку за неисполнение обязанностей, возложенных на III-ю, но и при наличии сбросов/выбросов заплатит с повышающим коэффициентом (но только 25, поскольку у III он именно 25; в то время как у I и II - 100).
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность