Плата за НВОС, когда нет разрешения на выброс

    /upl/photo_2024-06-07_17-01-22.jpg

    Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология утверждаем: на то, что написано пером ВС, глаза не закрыть и рукой не махнуть.

    Судебная практика о применении коэффициента к плате за НВОС.

    Помните такую статью в законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

    статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)…

    если объект I или II категории, то повышающий коэффициент при сверх установленных, а для II категории сверх задекларированных, равен 100;

    у III категории тоже есть повышающий коэффициент, только он 25.

    И история, описанная ниже, и выводы суда будут полезны всем категориям, даже IV.

    А началось все с того, что…

    У Общества в спорный отчетный период не было КЭР (комплексного экологического разрешения) на выбросы по объекту I категории и утвержденных нормативов выбросов.

    Как мы с вами вспоминали выше, коэффициент 100 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

    «Превышающих» - именно на этом слове была выстроена позиция Общества:

    коэффициент 100 к плате за негативное воздействие применяется при превышении установленных разрешительной документацией выбросов ЗВ! А вот при расчете платы за НВОС коэффициент 100 вовсе не предусмотрен.

    Суды трех инстанций поддержали позицию Общества.

    Однако Верховный суд, кассационная инстанция, 23.11.2023 (№ 306-ЭС23-12340) все три судебные акта отменил и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

    12.04.2024 в передаче надзорной жалобы (для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ) Общества (природопользоватю) было отказано.

    Ознакомившись с позицией Верховного суда, полагаю сомнений в том, каким будет решение суда первой инстанции, у вас не останется.

    Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия указала на необоснованность выводов судов о применении при расчете платы за НВОС коэффициента 25.

    Применение максимального коэффициента  направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов.

    В данном случае правовая природа повышающего коэффициента раскрывает его как компенсационную, восстановительную меру за противоправное негативное воздействие на окружающую природную среду.

    При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, пренебрегающему требованиями закона и не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов.

    Такой подход, прежде всего, направлен на недопущение неразрешенного и бесконтрольного негативного загрязнения окружающей среды.

    Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 № 5-П, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт «е» Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации)

    Источник

    Обращаю внимание на сформулированный подход Верховного суда еще и потому, то с 01.09.2024, когда не надо будет ставить на учет IV категорию, у кого-нибудь да будет соблазн «не светиться» с III категорией. Так вот, пойманная III-я, считающая себя IV-й, словит не только административку за неисполнение обязанностей, возложенных на III-ю, но и при наличии сбросов/выбросов заплатит с повышающим коэффициентом (но только 25, поскольку у III он именно 25; в то время как у I и II - 100). 

     

    04.07.2024, 08:54

    Плата за НВОС, когда нет разрешения на выброс

    /upl/photo_2024-06-07_17-01-22.jpg

    Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология утверждаем: на то, что написано пером ВС, глаза не закрыть и рукой не махнуть.

    Судебная практика о применении коэффициента к плате за НВОС.

    Помните такую статью в законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

    статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)…

    если объект I или II категории, то повышающий коэффициент при сверх установленных, а для II категории сверх задекларированных, равен 100;

    у III категории тоже есть повышающий коэффициент, только он 25.

    И история, описанная ниже, и выводы суда будут полезны всем категориям, даже IV.

    А началось все с того, что…

    У Общества в спорный отчетный период не было КЭР (комплексного экологического разрешения) на выбросы по объекту I категории и утвержденных нормативов выбросов.

    Как мы с вами вспоминали выше, коэффициент 100 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

    «Превышающих» - именно на этом слове была выстроена позиция Общества:

    коэффициент 100 к плате за негативное воздействие применяется при превышении установленных разрешительной документацией выбросов ЗВ! А вот при расчете платы за НВОС коэффициент 100 вовсе не предусмотрен.

    Суды трех инстанций поддержали позицию Общества.

    Однако Верховный суд, кассационная инстанция, 23.11.2023 (№ 306-ЭС23-12340) все три судебные акта отменил и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

    12.04.2024 в передаче надзорной жалобы (для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ) Общества (природопользоватю) было отказано.

    Ознакомившись с позицией Верховного суда, полагаю сомнений в том, каким будет решение суда первой инстанции, у вас не останется.

    Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия указала на необоснованность выводов судов о применении при расчете платы за НВОС коэффициента 25.

    Применение максимального коэффициента  направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов.

    В данном случае правовая природа повышающего коэффициента раскрывает его как компенсационную, восстановительную меру за противоправное негативное воздействие на окружающую природную среду.

    При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, пренебрегающему требованиями закона и не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов.

    Такой подход, прежде всего, направлен на недопущение неразрешенного и бесконтрольного негативного загрязнения окружающей среды.

    Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 № 5-П, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт «е» Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации)

    Источник

    Обращаю внимание на сформулированный подход Верховного суда еще и потому, то с 01.09.2024, когда не надо будет ставить на учет IV категорию, у кого-нибудь да будет соблазн «не светиться» с III категорией. Так вот, пойманная III-я, считающая себя IV-й, словит не только административку за неисполнение обязанностей, возложенных на III-ю, но и при наличии сбросов/выбросов заплатит с повышающим коэффициентом (но только 25, поскольку у III он именно 25; в то время как у I и II - 100). 

     

    04.07.2024, 08:54
Жаркое лето скидок и подарков!
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам