Возможно ли в договоре на обращение с ТКО предусмотреть обязанность приобретать контейнеры для накопления отходов?

    /upl/Group%20637%20(1)_1.png

    Законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО.

    Статьями 128 ГК РФ и 212 ГК РФ определено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению, а также, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

    Закон об отходах относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

    Таким образом, контейнеры и бункеры могут приобретаться в том числе:

    • органами местного самоуправления (в частности, при создании ими мест (площадок) накопления ТКО);

    • собственниками помещений в многоквартирном доме (при выполнении ими обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме);

    • региональными операторами по обращению с ТКО (в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены расходы на их приобретение).

     

    Постановление 13 ААС от 04.07.2024 по делу № А56-114600/2022

     

    Фабула дела: 

    Общество обратилось с иском к региональному оператору по обращению с ТКО об урегулировании разногласии?, возникших при заключении между сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в части включения в Договор обязанности регионального оператора обеспечивать Потребителя (по его заявке) контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов. 

     

    Доводы сторон: 

    Общество: в Договор необходимо включить положение, согласно которому, региональный оператор предоставляет потребителю (по его заявке) контейнеры для накопления ТКО.

    Региональный оператор: данная обязанность законом не закреплена и не должна быть предусмотрена Договором.

     

    Позиция суда: 

    1. Контейнеры и бункеры могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления; организациями, осуществляющими управление МКД, потребителями (собственниками помещений в МКД), региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на его услугу.

    Таким образом, императивных требований в части обязанности несения расходов на приобретение контейнеров законом не предусмотрено.

     

    2. Содержание общего имущества включает также работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

    Кроме того, на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить в том числе:

    • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; 

    • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

    Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

     

    3. В соответствии с необходимая валовая выручка регионального оператора определяется как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание. Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

    Доказательств того, что в структуре необходимой валовой выручки регионального оператора при установлении единого тарифа на услугу были предусмотрены расходы на приобретение контейнеров для накопления ТКО для потребителей, и такие расходы составляют менее 1%, не представлено. Следовательно, в порядке части 1 статьи 65 АПК и отсутствии императивной обязанности регионального оператора по несению расходов на установку контейнеров такая обязанность возлагается на Общество.

    В удовлетворении требования отказано. 

     

    Выводы из практики:

    • Содержание общего имущества МКД осуществляется управляющей организацией и включает также работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО. 

    • Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки, организация и содержание такой площадки невозможны без наличия на ней контейнера, а значит и обязанность по приобретению контейнеров в данном случае лежит на управляющей организации. 

    • Региональный оператор по обращению с ТКО непосредственно приобретает контейнеры и бункеры исключительно в случае, если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы, и доказано, что они составляют менее 1%.

    • Расходы управляющей организации, понесенные в связи с закупкой контейнеров для накопления ТКО, также не могут быть возложены на регионального оператора в качестве убытков.



     

    Автор: Евгений Жаров, адвокат, управляющий партнер Zharov Group

    25.07.2024, 13:06

    Возможно ли в договоре на обращение с ТКО предусмотреть обязанность приобретать контейнеры для накопления отходов?

    /upl/Group%20637%20(1)_1.png

    Законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО.

    Статьями 128 ГК РФ и 212 ГК РФ определено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению, а также, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

    Закон об отходах относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

    Таким образом, контейнеры и бункеры могут приобретаться в том числе:

    • органами местного самоуправления (в частности, при создании ими мест (площадок) накопления ТКО);

    • собственниками помещений в многоквартирном доме (при выполнении ими обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме);

    • региональными операторами по обращению с ТКО (в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены расходы на их приобретение).

     

    Постановление 13 ААС от 04.07.2024 по делу № А56-114600/2022

     

    Фабула дела: 

    Общество обратилось с иском к региональному оператору по обращению с ТКО об урегулировании разногласии?, возникших при заключении между сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в части включения в Договор обязанности регионального оператора обеспечивать Потребителя (по его заявке) контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов. 

     

    Доводы сторон: 

    Общество: в Договор необходимо включить положение, согласно которому, региональный оператор предоставляет потребителю (по его заявке) контейнеры для накопления ТКО.

    Региональный оператор: данная обязанность законом не закреплена и не должна быть предусмотрена Договором.

     

    Позиция суда: 

    1. Контейнеры и бункеры могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления; организациями, осуществляющими управление МКД, потребителями (собственниками помещений в МКД), региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на его услугу.

    Таким образом, императивных требований в части обязанности несения расходов на приобретение контейнеров законом не предусмотрено.

     

    2. Содержание общего имущества включает также работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

    Кроме того, на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить в том числе:

    • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; 

    • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

    Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

     

    3. В соответствии с необходимая валовая выручка регионального оператора определяется как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание. Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

    Доказательств того, что в структуре необходимой валовой выручки регионального оператора при установлении единого тарифа на услугу были предусмотрены расходы на приобретение контейнеров для накопления ТКО для потребителей, и такие расходы составляют менее 1%, не представлено. Следовательно, в порядке части 1 статьи 65 АПК и отсутствии императивной обязанности регионального оператора по несению расходов на установку контейнеров такая обязанность возлагается на Общество.

    В удовлетворении требования отказано. 

     

    Выводы из практики:

    • Содержание общего имущества МКД осуществляется управляющей организацией и включает также работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО. 

    • Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки, организация и содержание такой площадки невозможны без наличия на ней контейнера, а значит и обязанность по приобретению контейнеров в данном случае лежит на управляющей организации. 

    • Региональный оператор по обращению с ТКО непосредственно приобретает контейнеры и бункеры исключительно в случае, если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы, и доказано, что они составляют менее 1%.

    • Расходы управляющей организации, понесенные в связи с закупкой контейнеров для накопления ТКО, также не могут быть возложены на регионального оператора в качестве убытков.



     

    Автор: Евгений Жаров, адвокат, управляющий партнер Zharov Group

    25.07.2024, 13:06
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам