- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Про уплату штрафа в льготном размере
Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология решили поговорить о реализации права на уплату административного штрафа в льготном размере (50 %) и не только по результатам КНМ (закон №248-ФЗ), а также об исчислении сроков.
Вспомним. Обязанность по уплате штрафа можно считать исполненной:
1) в случае полной уплаты штрафа не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении АШ в законную силу (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ);
2) в случае, если 50 % назначенного штрафа было уплачено в течение 20 дней с момента вынесения постановления (часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ).
(Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.10.2023 № 16-5798/2023).
Условиями применения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ являются:
1) отсутствие правонарушения в числе перечисленных в статье исключений (при которых уплата АШ в уменьшенном размере невозможна).
Применительно к правонарушениям природоохранного законодательства отметим: ни одна из статей из главы 8 КоАП в исключения не попала;
2) выявление правонарушения в ходе государственного контроля.
Судебная практика расширительно толкует это условие:
«предоставленное законом право льготного механизма уплаты административного штрафа распространяется и на штрафы, вынесенные по делам об административном правонарушении, возбужденным без проведения контрольных (надзорных) мероприятий».
К этому выводу пришел АС Поволжского округа (Постановление от 06.03.2024 № Ф06-522/2024 по делу № А49-7493/2023):
… в целях применения положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Сходная правовая позиция относительно толкования понятия "государственный контроль (надзор)" при применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2019 № 307-ЭС19-12049, от 27.03.2019 № 301-ЭС19-1849.»
Не только № 248-ФЗ!
Возможно, этим и обусловлено, что 05.08.2024 Минюст внес поправку в КОАП (ID 148882), которой планируется исключить слова «в ходе осуществления контроля (надзора), муниципального контроля».
Возможность реализовать право на уплату штрафа в льготном размере действует ограниченное время!
Если пропустить 20 календарных дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, то право на уплату АШ в льготном размере обнуляется!
КоАП дает возможность восстановить срок на уплату штрафа «в льготном размере».
Однако
1. Перечень оснований для восстановления срок крайне ограничен.
«Только если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней».
Но ведь постановление может поступить в адрес юридического лица посредством Госуслуг (в личный кабинет).
Привлекаемыми к административной ответственности лицами напрасно также игнорируется тот факт, что на них лежит обязанность по получению почтовой корреспонденции по месту своей регистрации. Случается, что должностное лицо юридического лица не получает корреспонденцию лишь потому, что его фактическое место жительства не совпадает с местом регистрации (причин тому множество), и при этом не принимает мер к тому, чтоб адресованная ему корреспонденция перенаправлялась по его фактическому месту жительства.
2. Процедура восстановления срока на бумаге выглядит гладко, а на деле упускаются «овраги».
Судите сами: «Пропущенный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности».
Означает ли это, что платеж со скидкой в 50 % можно вносить после вынесения определения о восстановлении срока? Ответа в КоАП нет.
Мое мнение: нельзя.
Т. к. определение может быть вынесено за пределами 20-дневного срока от даты получения постановления и право на скидку обнулится.
И вообще, если хочется реализовать свое право на скидку, не надо ждать последнего дня срока. Мало ли что… Да и спор о сроке получения постановления ни к чему. Лишние хлопоты.
Обратите внимание! Уплата АШ в льготном размере не лишает вас права на оспаривание постановления.
На эту же тему:
Позиция Конституционного суда от 18.07.2024 .
Про уплату штрафа в льготном размере
Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология решили поговорить о реализации права на уплату административного штрафа в льготном размере (50 %) и не только по результатам КНМ (закон №248-ФЗ), а также об исчислении сроков.
Вспомним. Обязанность по уплате штрафа можно считать исполненной:
1) в случае полной уплаты штрафа не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении АШ в законную силу (часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ);
2) в случае, если 50 % назначенного штрафа было уплачено в течение 20 дней с момента вынесения постановления (часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ).
(Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.10.2023 № 16-5798/2023).
Условиями применения части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ являются:
1) отсутствие правонарушения в числе перечисленных в статье исключений (при которых уплата АШ в уменьшенном размере невозможна).
Применительно к правонарушениям природоохранного законодательства отметим: ни одна из статей из главы 8 КоАП в исключения не попала;
2) выявление правонарушения в ходе государственного контроля.
Судебная практика расширительно толкует это условие:
«предоставленное законом право льготного механизма уплаты административного штрафа распространяется и на штрафы, вынесенные по делам об административном правонарушении, возбужденным без проведения контрольных (надзорных) мероприятий».
К этому выводу пришел АС Поволжского округа (Постановление от 06.03.2024 № Ф06-522/2024 по делу № А49-7493/2023):
… в целях применения положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Сходная правовая позиция относительно толкования понятия "государственный контроль (надзор)" при применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2019 № 307-ЭС19-12049, от 27.03.2019 № 301-ЭС19-1849.»
Не только № 248-ФЗ!
Возможно, этим и обусловлено, что 05.08.2024 Минюст внес поправку в КОАП (ID 148882), которой планируется исключить слова «в ходе осуществления контроля (надзора), муниципального контроля».
Возможность реализовать право на уплату штрафа в льготном размере действует ограниченное время!
Если пропустить 20 календарных дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, то право на уплату АШ в льготном размере обнуляется!
КоАП дает возможность восстановить срок на уплату штрафа «в льготном размере».
Однако
1. Перечень оснований для восстановления срок крайне ограничен.
«Только если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней».
Но ведь постановление может поступить в адрес юридического лица посредством Госуслуг (в личный кабинет).
Привлекаемыми к административной ответственности лицами напрасно также игнорируется тот факт, что на них лежит обязанность по получению почтовой корреспонденции по месту своей регистрации. Случается, что должностное лицо юридического лица не получает корреспонденцию лишь потому, что его фактическое место жительства не совпадает с местом регистрации (причин тому множество), и при этом не принимает мер к тому, чтоб адресованная ему корреспонденция перенаправлялась по его фактическому месту жительства.
2. Процедура восстановления срока на бумаге выглядит гладко, а на деле упускаются «овраги».
Судите сами: «Пропущенный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности».
Означает ли это, что платеж со скидкой в 50 % можно вносить после вынесения определения о восстановлении срока? Ответа в КоАП нет.
Мое мнение: нельзя.
Т. к. определение может быть вынесено за пределами 20-дневного срока от даты получения постановления и право на скидку обнулится.
И вообще, если хочется реализовать свое право на скидку, не надо ждать последнего дня срока. Мало ли что… Да и спор о сроке получения постановления ни к чему. Лишние хлопоты.
Обратите внимание! Уплата АШ в льготном размере не лишает вас права на оспаривание постановления.
На эту же тему:
Позиция Конституционного суда от 18.07.2024 .
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность