- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
-
обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;
-
создания санитарно — защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
-
организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.
-
сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
-
сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
-
обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
-
перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с п. 5 Правил № 222;
-
обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в пп. «б» п. 5 Правил № 222, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
-
проект санитарно-защитной зоны;
-
экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Установление комплексной (единой) санитарно-защитной зоны для нескольких предприятий
Санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в т.ч. путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
СЗЗ: специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
СЗЗ являются важным инструментом для обеспечения безопасности населения и окружающей среды от воздействия промышленных предприятий. Однако, часто возникает необходимость установления комплексной (единой) санитарно-защитной зоны для нескольких предприятий, что может быть вызвано их близким расположением или взаимозависимостью в производственных процессах.
В соответствии с п. 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Однако четко регламентированный порядок установления единой СЗЗ для промышленного узла отсутствует.
Определение потребности в комплексной санитарно-защитной зоне для нескольких предприятий – важный этап планирования и организации деятельности в промышленных районах. Санитарно-защитная зона представляет собой территорию, прилегающую к промышленным объектам, где устанавливаются ограничения для использования земель и ресурсов с целью обеспечения безопасного проживания и работы населения.
Определение потребности в комплексной СЗЗ начинается с анализа характеристик предприятий, действующих в данном районе. Основными параметрами для установления СЗЗ являются виды производственной деятельности, уровень опасности для окружающей среды, объем выбросов вредных веществ, а также географическое расположение предприятий.
Важно учитывать не только отдельные характеристики каждого предприятия, но и их взаимодействие друг с другом. Например, в случае если несколько предприятий выпускают вредные выбросы, их суммарное воздействие на окружающую среду может быть значительно. Поэтому необходимо провести комплексное исследование всех факторов, которые могут повлиять на формирование СЗЗ.
Другим аспектом, который следует учитывать при определении потребности в комплексной СЗЗ, является наличие населенных пунктов или объектов инфраструктуры в окрестностях предприятий. Безопасность и комфорт жителей, а также функционирование транспортных коммуникаций и других систем жизнеобеспечения должны быть гарантированы в условиях работы промышленных предприятий.
Проектирование и установление СЗЗ регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Правилами установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правила № 222) с учетом положений Генерального плана городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других градостроительных документов.
Необходимо учитывать, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей Правилам № 222.
Размер СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).
Для них устанавливается единая расчетная СЗЗ, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны.
СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Территория СЗЗ предназначена для:
Проекты СЗЗ разрабатываются для всех предприятий (объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др.), являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 1,0 ПДК и/или ПДУ (п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В проекте СЗЗ, согласно п. 16 Правил № 222, должны быть определены:
В силу п. 3 Правил № 222 решения об установлении СЗЗ принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении СЗЗ, форма которого утверждена Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000. В то же время, в текущей форме заявления не предусмотрена возможность для совместной подачи от группы лиц.
По мнению Роспотребнадзора, изложенному в письме от 02.04.2020 № 09-4488-2020-40, установление единой СЗЗ для группы объектов возможно при условии предоставления доверенности на подачу заявления об установлении СЗЗ от каждого из объектов, для которых устанавливается единая СЗЗ. Одновременно, сбор доверенностей предполагает заинтересованность иных объектов в установлении единой СЗЗ.
Пунктом 14 Правил № 222 установлен перечень документов, который необходимо приложить к заявлению:
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
Заявление и необходимые документы представляются или направляются в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью.
СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.
В силу отсутствия четко установленной процедуры для установления единой СЗЗ на промышленных объектах возникают трудности в определении ответственности и осуществления контроля. Это приводит к неясности при определении ответственных лиц и лица, кто представляет интересы группы предприятий в государственных органах, осуществлении контроля за процессом разработки проекта, финансирования измерений, проведенных лабораториями, и разработки проекта в целом. Полагаем, что все эти аспекты могут быть урегулированы путем заключения договора между юридическими лицами.
Установление размера санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) осуществляется либо в целом для групп промышленных объектов и производств, либо индивидуально для каждого объекта. Организации самостоятельно выбирают предпочтительный вариант установления размера санитарно-защитной зоны.
Автор: Евгений Жаров, адвокат, управляющий партнер Zharov Group
-
обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;
-
создания санитарно — защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
-
организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.
-
сведения о размерах санитарно-защитной зоны;
-
сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
-
обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
-
перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с п. 5 Правил № 222;
-
обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в пп. «б» п. 5 Правил № 222, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
-
проект санитарно-защитной зоны;
-
экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Установление комплексной (единой) санитарно-защитной зоны для нескольких предприятий
Санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) - это зона с особыми условиями использования территорий, которые направлены на создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в т.ч. путем реализации мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
СЗЗ: специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
СЗЗ являются важным инструментом для обеспечения безопасности населения и окружающей среды от воздействия промышленных предприятий. Однако, часто возникает необходимость установления комплексной (единой) санитарно-защитной зоны для нескольких предприятий, что может быть вызвано их близким расположением или взаимозависимостью в производственных процессах.
В соответствии с п. 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Однако четко регламентированный порядок установления единой СЗЗ для промышленного узла отсутствует.
Определение потребности в комплексной санитарно-защитной зоне для нескольких предприятий – важный этап планирования и организации деятельности в промышленных районах. Санитарно-защитная зона представляет собой территорию, прилегающую к промышленным объектам, где устанавливаются ограничения для использования земель и ресурсов с целью обеспечения безопасного проживания и работы населения.
Определение потребности в комплексной СЗЗ начинается с анализа характеристик предприятий, действующих в данном районе. Основными параметрами для установления СЗЗ являются виды производственной деятельности, уровень опасности для окружающей среды, объем выбросов вредных веществ, а также географическое расположение предприятий.
Важно учитывать не только отдельные характеристики каждого предприятия, но и их взаимодействие друг с другом. Например, в случае если несколько предприятий выпускают вредные выбросы, их суммарное воздействие на окружающую среду может быть значительно. Поэтому необходимо провести комплексное исследование всех факторов, которые могут повлиять на формирование СЗЗ.
Другим аспектом, который следует учитывать при определении потребности в комплексной СЗЗ, является наличие населенных пунктов или объектов инфраструктуры в окрестностях предприятий. Безопасность и комфорт жителей, а также функционирование транспортных коммуникаций и других систем жизнеобеспечения должны быть гарантированы в условиях работы промышленных предприятий.
Проектирование и установление СЗЗ регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Правилами установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правила № 222) с учетом положений Генерального плана городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других градостроительных документов.
Необходимо учитывать, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей Правилам № 222.
Размер СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).
Для них устанавливается единая расчетная СЗЗ, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны.
СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Территория СЗЗ предназначена для:
Проекты СЗЗ разрабатываются для всех предприятий (объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др.), являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 1,0 ПДК и/или ПДУ (п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В проекте СЗЗ, согласно п. 16 Правил № 222, должны быть определены:
В силу п. 3 Правил № 222 решения об установлении СЗЗ принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении СЗЗ, форма которого утверждена Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 № 1000. В то же время, в текущей форме заявления не предусмотрена возможность для совместной подачи от группы лиц.
По мнению Роспотребнадзора, изложенному в письме от 02.04.2020 № 09-4488-2020-40, установление единой СЗЗ для группы объектов возможно при условии предоставления доверенности на подачу заявления об установлении СЗЗ от каждого из объектов, для которых устанавливается единая СЗЗ. Одновременно, сбор доверенностей предполагает заинтересованность иных объектов в установлении единой СЗЗ.
Пунктом 14 Правил № 222 установлен перечень документов, который необходимо приложить к заявлению:
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
Заявление и необходимые документы представляются или направляются в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью.
СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.
В силу отсутствия четко установленной процедуры для установления единой СЗЗ на промышленных объектах возникают трудности в определении ответственности и осуществления контроля. Это приводит к неясности при определении ответственных лиц и лица, кто представляет интересы группы предприятий в государственных органах, осуществлении контроля за процессом разработки проекта, финансирования измерений, проведенных лабораториями, и разработки проекта в целом. Полагаем, что все эти аспекты могут быть урегулированы путем заключения договора между юридическими лицами.
Установление размера санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) осуществляется либо в целом для групп промышленных объектов и производств, либо индивидуально для каждого объекта. Организации самостоятельно выбирают предпочтительный вариант установления размера санитарно-защитной зоны.
Автор: Евгений Жаров, адвокат, управляющий партнер Zharov Group
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность