А нужна ли лицензия на этот вид деятельности?

    /upl/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202024-08-29%20144905.jpg

    Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология https://t.me/legal_ecology задумались о деятельности без лицензии.

    Если в процессе вашей хозяйственной деятельности происходит преобразование IV (или III) класса опасности в V или отход превращается в продукт, то стоит задуматься: а нужна ли лицензия на этот вид деятельности?

    (Даже если это не вид деятельности, приносящий доход.)

    На примере обезвреживания ила рассмотрим две статьи в КоАП и две похожих истории, но с разным концом.

     

    В деле, о котором пойдет речь ниже, РПН обратился в суд о привлечении Общества к ответственности именно по ч. 1 ст. 19.20 КоАП (ну кто бы сомневался).

    РПН обратился в суд общей юрисдикции, однако суд переквалифицировал правонарушение по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и направил материалы дела об административном правонарушении по подсудности в Арбитражный суд.

    (если бы переквалификации не было, не исключено, что  исход мог бы быть другим, но об этом позже)

    Суд первой инстанции (арбитражный) согласился, что нарушение есть.

    Но Общество спасло от штрафа то, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.

    Несмотря на это, Общество пошло оспаривать решение первой инстанции, апеллируя к тому, что осуществляемая им деятельность  не требует лицензии.

    И что же это за спорная деятельность?

    Это всего лишь часть работы очистных сооружений в процессе оказания услуг водоотведения, не регулируется законодательством об отходах производства и потребления и не подлежит лицензированию – считает Общество.

    Но РПН считает иначе:

    ????Общество осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод на объекте HBOC № […];

    ????Согласно НООЛР - в результате работы очистных сооружений образуется отход: «ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 200 02 39 5);

    Избыточный ил сбрасывают на иловые площадки для обезвоживания.

    Согласно Декларации (табл. 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» декларации общества) » установлено образование «ил …» (код по ФККО 7 22 200 02 39 5) в количестве 0,001 т/год.

    Вывод РПН:

    Общество осуществляет деятельность по обезвреживанию отхода «ил …» (код по ФККО 7 22 200 01 39 4)  4 класса  опасности путем обезвреживания до 5 класса опасности,  в результате которого образуется «ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 200 02 39 5). 

    Однако апелляция (23.04.2024) не согласилась с РПН.

    • получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства, поэтому получение лицензии на данный вид деятельности не требуется
    • иловые площадки относятся к инженерным сооружениям, необходимым для осуществления предприятием его специфической деятельности, в том числе для обработки и обезвоживания осадка сточных вод, и ????не могут классифицироваться как объекты размещения отходов (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2015 № АС-03-02- 36/21630, письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.11.2013 № 05-12-44/21713 и от 18.08.2014 № 05-12-44/18132).
    • к иловым площадкам не применимы требования к объектам размещения отходов в смысле, придаваемом этому понятию законодательством об отходах производства и потребления,
    • в связи с чем Общество не осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов.????

     Источник: А32-2812/2024 (arbitr.ru)

     

    Следим за развитием событий, рассмотрение в кассации назначено на  17.10.2024 и будем надеется, что кассация поддержит апелляцию и Общество, в частности в том, что стадии единого производственное процесса не должны лицензироваться?? 

    Потому в практике судов можно всякое увидеть. Но часто это обусловлено тем, что каждом деле свои нюансы.

    Вот вторая история, с нюансом

    (Источник: Постановление Верховного Суда РФ от 10.05.2023 N 89-АД23-2-К7)

    Верховный суд оставил в силе судебные акты, которыми должностное лицо Водоканала (ответственное в Обществе за организацию, оформление… материалов по лицензированию) было привлечено к ответственности именно по ч.1 ст. 19.20 КоАП.

    В ходе проверки установлено, что у Общества на объекте НВОС осуществляется деятельность по обезвреживанию отходов "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" IV класса опасности. 

    И при этом осуществление такого вида деятельности имеющейся у Общества лицензией не предусмотрено.

    Суть производственного процесса, который исследовался судом:

    Образующиеся объемы активного изыточного ила являются выводятся из системы в цех мехобезвоживания. …

    В этом цехе производится обработка осадка (в цехе - сгущенный активный ил в общем резервуаре осадка смешивается с сырым осадком первичных отстойников). 

    С использованием флокулянта смесь осадков обезвоживается на декантерных центрифугах. 

    Полученный обезвоженный осадок (кек) выгружается на шнековый транспортер и автотранспортом вывозится на иловые площадки для подготовки осадков к дальнейшему использованию в качестве рекультиванта "…", изготавливаемого по ТУ …, с последующей его реализацией.

    Позиция судов:

    Согласно п. 4.16 ГОСТ Р 54534-2011

    Лицензирование деятельности по обращению с осадками сточных вод как с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно п. 4.20 ГОСТ Р 54534-2011

    Предприятие, на котором образуются осадки сточных вод, ведет учет образовавшихся и использованных для целей рекультивации осадков сточных вод, в том числе переданных другим предприятиям для использования в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами производства и потребления и федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета 

    Использование образовавшихся в процессе деятельности хозяйствующего субъекта отходов, включенных в ФККО в качестве источника сырья для получения побочной продукции не исключает их из категории отходов и не освобождает соответствующий субъект от исполнения установленных законодательством обязанностей по получению лицензии на деятельность по обращению с отходами!

     

    Заметили разницу в первом и втором примере?

    В первом примере – НЕ происходило превращение отхода в продукцию. Имело место понижение класса опасности отхода в на одной из стадии единого технологического процесса.

     

    А вот смотрите еще одно дело.

     

    Тоже Объект НВОС, тоже обезвоживание ила, и… не принятая судом трансформация компонента в побочный продукт в отсутствии лицензии

    Источник: решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 20.09.2023 по делу N 12-159/2023.

     

    Должностное лицо Общества - Директор по экологии - привлечено к ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП

    Общество осуществляет деятельность по производству бумаги и картона; по производству электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций

    В 2021 году Общество утвердило ТУ 02.20.14.190-015-00279278-2021 "Топливная смесь (на основе древесины)".

    Топливная смесь изготавливается из измельченных древесных материалов, а также обезвоженной взвеси на основе древесного волокна, образующегося при обезвоживании оборотных сточных вод ЦСВ …

    Составным элементом этой Топливной смеси является "взвесь обезвоженная", по сути являющаяся обработанными отходами IV класса опасности, образующаяся в результате обезвоживания отходов IV класса опасности "ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код ФККО 7 22 200 01 39)

    Росприроднадзор, опираясь в числе прочего на технологические регламенты Общества, убедил суд, что Общество осуществляет утилизацию отходов IV класса опасности для производства продукции - топливной смеси. 

    А на утилизацию НУЖНА лицензия ??

     

    29.08.2024, 14:49

    А нужна ли лицензия на этот вид деятельности?

    /upl/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202024-08-29%20144905.jpg

    Вместе с телеграм-каналом Legal Ecology_экология https://t.me/legal_ecology задумались о деятельности без лицензии.

    Если в процессе вашей хозяйственной деятельности происходит преобразование IV (или III) класса опасности в V или отход превращается в продукт, то стоит задуматься: а нужна ли лицензия на этот вид деятельности?

    (Даже если это не вид деятельности, приносящий доход.)

    На примере обезвреживания ила рассмотрим две статьи в КоАП и две похожих истории, но с разным концом.

     

    В деле, о котором пойдет речь ниже, РПН обратился в суд о привлечении Общества к ответственности именно по ч. 1 ст. 19.20 КоАП (ну кто бы сомневался).

    РПН обратился в суд общей юрисдикции, однако суд переквалифицировал правонарушение по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и направил материалы дела об административном правонарушении по подсудности в Арбитражный суд.

    (если бы переквалификации не было, не исключено, что  исход мог бы быть другим, но об этом позже)

    Суд первой инстанции (арбитражный) согласился, что нарушение есть.

    Но Общество спасло от штрафа то, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.

    Несмотря на это, Общество пошло оспаривать решение первой инстанции, апеллируя к тому, что осуществляемая им деятельность  не требует лицензии.

    И что же это за спорная деятельность?

    Это всего лишь часть работы очистных сооружений в процессе оказания услуг водоотведения, не регулируется законодательством об отходах производства и потребления и не подлежит лицензированию – считает Общество.

    Но РПН считает иначе:

    ????Общество осуществляет деятельность по сбору и обработке сточных вод на объекте HBOC № […];

    ????Согласно НООЛР - в результате работы очистных сооружений образуется отход: «ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 200 02 39 5);

    Избыточный ил сбрасывают на иловые площадки для обезвоживания.

    Согласно Декларации (табл. 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» декларации общества) » установлено образование «ил …» (код по ФККО 7 22 200 02 39 5) в количестве 0,001 т/год.

    Вывод РПН:

    Общество осуществляет деятельность по обезвреживанию отхода «ил …» (код по ФККО 7 22 200 01 39 4)  4 класса  опасности путем обезвреживания до 5 класса опасности,  в результате которого образуется «ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 200 02 39 5). 

    Однако апелляция (23.04.2024) не согласилась с РПН.

    • получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия. Соответственно, иловый осадок не является отходом, который образован в процессе производства, поэтому получение лицензии на данный вид деятельности не требуется
    • иловые площадки относятся к инженерным сооружениям, необходимым для осуществления предприятием его специфической деятельности, в том числе для обработки и обезвоживания осадка сточных вод, и ????не могут классифицироваться как объекты размещения отходов (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2015 № АС-03-02- 36/21630, письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.11.2013 № 05-12-44/21713 и от 18.08.2014 № 05-12-44/18132).
    • к иловым площадкам не применимы требования к объектам размещения отходов в смысле, придаваемом этому понятию законодательством об отходах производства и потребления,
    • в связи с чем Общество не осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов.????

     Источник: А32-2812/2024 (arbitr.ru)

     

    Следим за развитием событий, рассмотрение в кассации назначено на  17.10.2024 и будем надеется, что кассация поддержит апелляцию и Общество, в частности в том, что стадии единого производственное процесса не должны лицензироваться?? 

    Потому в практике судов можно всякое увидеть. Но часто это обусловлено тем, что каждом деле свои нюансы.

    Вот вторая история, с нюансом

    (Источник: Постановление Верховного Суда РФ от 10.05.2023 N 89-АД23-2-К7)

    Верховный суд оставил в силе судебные акты, которыми должностное лицо Водоканала (ответственное в Обществе за организацию, оформление… материалов по лицензированию) было привлечено к ответственности именно по ч.1 ст. 19.20 КоАП.

    В ходе проверки установлено, что у Общества на объекте НВОС осуществляется деятельность по обезвреживанию отходов "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" IV класса опасности. 

    И при этом осуществление такого вида деятельности имеющейся у Общества лицензией не предусмотрено.

    Суть производственного процесса, который исследовался судом:

    Образующиеся объемы активного изыточного ила являются выводятся из системы в цех мехобезвоживания. …

    В этом цехе производится обработка осадка (в цехе - сгущенный активный ил в общем резервуаре осадка смешивается с сырым осадком первичных отстойников). 

    С использованием флокулянта смесь осадков обезвоживается на декантерных центрифугах. 

    Полученный обезвоженный осадок (кек) выгружается на шнековый транспортер и автотранспортом вывозится на иловые площадки для подготовки осадков к дальнейшему использованию в качестве рекультиванта "…", изготавливаемого по ТУ …, с последующей его реализацией.

    Позиция судов:

    Согласно п. 4.16 ГОСТ Р 54534-2011

    Лицензирование деятельности по обращению с осадками сточных вод как с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно п. 4.20 ГОСТ Р 54534-2011

    Предприятие, на котором образуются осадки сточных вод, ведет учет образовавшихся и использованных для целей рекультивации осадков сточных вод, в том числе переданных другим предприятиям для использования в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами производства и потребления и федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета 

    Использование образовавшихся в процессе деятельности хозяйствующего субъекта отходов, включенных в ФККО в качестве источника сырья для получения побочной продукции не исключает их из категории отходов и не освобождает соответствующий субъект от исполнения установленных законодательством обязанностей по получению лицензии на деятельность по обращению с отходами!

     

    Заметили разницу в первом и втором примере?

    В первом примере – НЕ происходило превращение отхода в продукцию. Имело место понижение класса опасности отхода в на одной из стадии единого технологического процесса.

     

    А вот смотрите еще одно дело.

     

    Тоже Объект НВОС, тоже обезвоживание ила, и… не принятая судом трансформация компонента в побочный продукт в отсутствии лицензии

    Источник: решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 20.09.2023 по делу N 12-159/2023.

     

    Должностное лицо Общества - Директор по экологии - привлечено к ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП

    Общество осуществляет деятельность по производству бумаги и картона; по производству электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций

    В 2021 году Общество утвердило ТУ 02.20.14.190-015-00279278-2021 "Топливная смесь (на основе древесины)".

    Топливная смесь изготавливается из измельченных древесных материалов, а также обезвоженной взвеси на основе древесного волокна, образующегося при обезвоживании оборотных сточных вод ЦСВ …

    Составным элементом этой Топливной смеси является "взвесь обезвоженная", по сути являющаяся обработанными отходами IV класса опасности, образующаяся в результате обезвоживания отходов IV класса опасности "ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код ФККО 7 22 200 01 39)

    Росприроднадзор, опираясь в числе прочего на технологические регламенты Общества, убедил суд, что Общество осуществляет утилизацию отходов IV класса опасности для производства продукции - топливной смеси. 

    А на утилизацию НУЖНА лицензия ??

     

    29.08.2024, 14:49
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам