- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Кому принадлежит право собственности на вторичные ресурсы, полученные из ТКО?
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах»1 право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) передают эти отходы региональному оператору на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом формой типового договора на оказание услуг по обращению ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, не установлено, что образователи ТКО передают региональному оператору право собственности на ТКО.
Формой договора также не предусмотрены положения, определяющие право собственности на полезные компоненты, входящие в состав ТКО.
Региональный оператор вправе заключать договоры с операторами, которые осуществляют обращение с ТКО, в т. ч. осуществляющими обработку отходов, – предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В результате обработки ТКО, как и других отходов, могут образовываться вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.
При этом между региональным оператором и оператором по обращению с ТКО могут возникнуть разногласия относительно того, кому принадлежат получаемые при обработке ТКО вторичные ресурсы.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.04.2024 по делу № А33-23039/2021.
Постановление 3 ААС от 26.08.2024 по делу № А33-23039/2021.
Фабула дела: Мусоросортировочный комплекс (далее – оператор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к региональному оператору об изменении договора на оказание услуг по обработке ТКО.
Разногласия возникли касаемо пункта договора, устанавливающего право собственности на вторичные ресурсы, образуемые после обработки ТКО.
Доводы сторон:
Оператор: право собственности на вторичные ресурсы, получаемые в результате обработки ТКО, должно принадлежать оператору. Действующим законодательством не запрещается получать доходы от реализации вторичных ресурсов оператору по обработке ТКО. Кроме того, предыдущим договором на оказание услуг по обработке ТКО между оператором и региональным оператором не было предусмотрено, что право на вторичные ресурсы после обработки ТКО принадлежит региональному оператору. Таким образом, договорная практика между сторонами складывалась так, что вторичные ресурсы оставались в распоряжении оператора и региональный оператор не имел притязаний на вторичные ресурсы, отобранные в процессе сортировки ТКО.
Региональный оператор: право на вторичные ресурсы после обработки ТКО принадлежит региональному оператору.
Позиция суда первой инстанции:
«Договором на оказание услуг по обработке несортированных ТКО не может быть предусмотрен переход к оператору права собственности на результат обработки ТКО.
В силу федерального законодательства оператор оказывает региональному оператору услугу по обработке отходов, то есть только один вид деятельности из всех предусмотренных понятием «обращение с отходами». Региональный оператор в своей хозяйственной деятельности осуществляет с отходами полный цикл всех видов деятельности, предусмотренных понятием «обращение с отходами», в том числе, передает отходы сначала на обработку, а после обработки – на утилизацию.
Учитывая вышеизложенное, региональным оператором, заключившим договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО права на ТКО не могут быть переданы оператору, соответственно, отсутствуют основания для обязания регионального оператора передавать право собственности на вторичные ресурсы оператору для их дальнейшей утилизации, в связи с чем включение в договор условия о передаче вторичных ресурсов оператору после сортировки является необоснованным.».
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска оператора и оставил спорный пункт договора в редакции регионального оператора, а именно: «Право на вторичные материальные ресурсы после обработки ТКО принадлежит Региональному оператору».
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Позиция суда апелляционной инстанции:
«Данное в законе определение термину «региональный оператор по обращению с ТКО», содержащее указание на заключение этим лицом договора на оказание услуг по обращению с ТКО именно с собственником таких отходов, позволяет исключить указанное лицо из числа собственников ТКО.
Региональный оператор реализовать полномочия (в том числе полномочия по отчуждению иному лицу, включая оператора) в отношении отходов, переданных ему по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, не вправе».
Вывод:
Вторичные ресурсы, полученные в результате обработки ТКО, принадлежат региональному оператору по обращению с ТКО, а не оператору, фактически осуществившему обработку ТКО.
[1]Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 08.08.2024).
Автор: Евгений Жаров, адвокат, управляющий партнер Zharov Group
Кому принадлежит право собственности на вторичные ресурсы, полученные из ТКО?
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах»1 право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) передают эти отходы региональному оператору на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом формой типового договора на оказание услуг по обращению ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, не установлено, что образователи ТКО передают региональному оператору право собственности на ТКО.
Формой договора также не предусмотрены положения, определяющие право собственности на полезные компоненты, входящие в состав ТКО.
Региональный оператор вправе заключать договоры с операторами, которые осуществляют обращение с ТКО, в т. ч. осуществляющими обработку отходов, – предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В результате обработки ТКО, как и других отходов, могут образовываться вторичные ресурсы – отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.
При этом между региональным оператором и оператором по обращению с ТКО могут возникнуть разногласия относительно того, кому принадлежат получаемые при обработке ТКО вторичные ресурсы.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.04.2024 по делу № А33-23039/2021.
Постановление 3 ААС от 26.08.2024 по делу № А33-23039/2021.
Фабула дела: Мусоросортировочный комплекс (далее – оператор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к региональному оператору об изменении договора на оказание услуг по обработке ТКО.
Разногласия возникли касаемо пункта договора, устанавливающего право собственности на вторичные ресурсы, образуемые после обработки ТКО.
Доводы сторон:
Оператор: право собственности на вторичные ресурсы, получаемые в результате обработки ТКО, должно принадлежать оператору. Действующим законодательством не запрещается получать доходы от реализации вторичных ресурсов оператору по обработке ТКО. Кроме того, предыдущим договором на оказание услуг по обработке ТКО между оператором и региональным оператором не было предусмотрено, что право на вторичные ресурсы после обработки ТКО принадлежит региональному оператору. Таким образом, договорная практика между сторонами складывалась так, что вторичные ресурсы оставались в распоряжении оператора и региональный оператор не имел притязаний на вторичные ресурсы, отобранные в процессе сортировки ТКО.
Региональный оператор: право на вторичные ресурсы после обработки ТКО принадлежит региональному оператору.
Позиция суда первой инстанции:
«Договором на оказание услуг по обработке несортированных ТКО не может быть предусмотрен переход к оператору права собственности на результат обработки ТКО.
В силу федерального законодательства оператор оказывает региональному оператору услугу по обработке отходов, то есть только один вид деятельности из всех предусмотренных понятием «обращение с отходами». Региональный оператор в своей хозяйственной деятельности осуществляет с отходами полный цикл всех видов деятельности, предусмотренных понятием «обращение с отходами», в том числе, передает отходы сначала на обработку, а после обработки – на утилизацию.
Учитывая вышеизложенное, региональным оператором, заключившим договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО права на ТКО не могут быть переданы оператору, соответственно, отсутствуют основания для обязания регионального оператора передавать право собственности на вторичные ресурсы оператору для их дальнейшей утилизации, в связи с чем включение в договор условия о передаче вторичных ресурсов оператору после сортировки является необоснованным.».
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска оператора и оставил спорный пункт договора в редакции регионального оператора, а именно: «Право на вторичные материальные ресурсы после обработки ТКО принадлежит Региональному оператору».
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Позиция суда апелляционной инстанции:
«Данное в законе определение термину «региональный оператор по обращению с ТКО», содержащее указание на заключение этим лицом договора на оказание услуг по обращению с ТКО именно с собственником таких отходов, позволяет исключить указанное лицо из числа собственников ТКО.
Региональный оператор реализовать полномочия (в том числе полномочия по отчуждению иному лицу, включая оператора) в отношении отходов, переданных ему по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, не вправе».
Вывод:
Вторичные ресурсы, полученные в результате обработки ТКО, принадлежат региональному оператору по обращению с ТКО, а не оператору, фактически осуществившему обработку ТКО.
[1]Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 08.08.2024).
Автор: Евгений Жаров, адвокат, управляющий партнер Zharov Group
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность