- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Можно ли пересчитать вместимость ОРО?
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (далее – ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).
Порядок ведения ГРОРО установлен приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
Для включения ОРО в ГРОРО, внесения изменений в сведения об ОРО в ГРОРО хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ОРО, представляет в территориальный орган Росприроднадзора характеристику ОРО, составляемую по результатам инвентаризации ОРО по форме и в порядке, установленным Правилами инвентаризации ОРО, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
Инвентаризация ОРО проводится эксплуатантами ОРО не реже 1 раза в 5 лет (п. 4 Правил инвентаризации ОРО).
Характеристика ОРО включает информацию о вместимости ОРО.
При этом указаний относительно заполнения графы о вместимости ОРО Правила инвентаризации ОРО не содержат.
В соответствии с п. 5 Правил инвентаризации ОРО источниками информации для инвентаризации ОРО являются:
– проектная документация на строительство ОРО;
– данные обследований (натурных, инструментальных, иных) ОРО;
– фондовые материалы;
– иная документация.
Таким образом, перечень информации для инвентаризации ОРО является открытым и не ограничивается проектной документацией на строительство ОРО.
Можно ли увеличить вместимость ОРО относительно той, которая была указана в ранее направленной характеристике ОРО?
Решение АС г. Москвы от 26.01.2024 по делу № А40-273041/2023.
Постановление 9ААС от 26.03.2024 по делу № А40-273041/2023.
Постановление АС Московского округа от 05.08.2024 по делу № А40-273041/2023.
Фабула дела: Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Росприроднадзору о признании незаконным отказа во внесении изменений в ГРОРО.
Доводы сторон:
Управление: в представленной Обществом характеристике ОРО отсутствует информация о проектной документации, подтверждающей изменение вместимости ОРО.
Общество: вместимость уточнена на основании данных обследований в виде топосъемки и расчета коэффициента, учитывающего уплотнение и биологическое разложение отходов в процессе эксплуатации за весь срок.
Позиция суда первой инстанции
Вместимость ОРО определяется проектной документацией, а не рассчитывается впоследствии по истечении определенного времени при заполнении полигона.
Проектная документация на ОРО изначально должна учитывать степень уплотнения отходов на полигоне при расчете вместимости ОРО.
Изменение количества отходов, планируемых к размещению на ОРО, неизбежным образом приведет и к увеличению объема негативного воздействия на окружающую среду.
Оценка изменениям относительно вместимости ОРО, учитывая изменения коэффициента уплотнения и биологического разложения отходов, дается исключительно в рамках государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) проектной документации, которая предусматривает такие изменения и содержит соответствующие обосновывающие расчеты.
Необходимость наличия проектной документации, являющейся объектом ГЭЭ согласно п. 7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», обусловлена увеличением количества отходов, планируемых к размещению на ОРО, влекущим закономерное увеличение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.
В удовлетворении требований отказано.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда первой инстанции без изменения.
Вывод:
Как следует из представленной судебной практики, вместимость ОРО должна быть рассчитана в проектной документации на строительство/реконструкцию ОРО.
В случае увеличения вместимости ОРО в связи с естественным уплотнением отходов надзорные органы и суды требуют наличия проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, как и в случае, когда увеличение вместимости происходит в результате реконструкции ОРО.
При этом увеличение вместимости в связи с уплотнением отходов не требует проведения работ по реконструкции ОРО, следовательно, не требует разработки проектной документации.
Документация, содержащая расчет (пересчет) вместимости ОРО, полученный по результатам топографической съемки и иных инструментальных измерений, также не является объектом ГЭЭ.
В соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (в редакции, действовавшей до 01.09.2024) объект ГЭЭ, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, является объектом ГЭЭ в случае:
– реализации объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ;
– внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ.
Таким образом, увеличение вместимости ОРО может попадать под вышеуказанные основания.
При этом суд не указал, на основании какого положения Федерального закона «Об экологической экспертизе» увеличение вместимости влечет необходимость прохождения ГЭЭ.
В случае, если проектная документация на строительство ОРО, получившая положительное заключение ГЭЭ, отсутствует, требование пройти ГЭЭ при пересчете вместимости ОРО будет противоречить Федеральному закону «Об экологической экспертизе».
Можно ли пересчитать вместимость ОРО?
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (далее – ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).
Порядок ведения ГРОРО установлен приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
Для включения ОРО в ГРОРО, внесения изменений в сведения об ОРО в ГРОРО хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ОРО, представляет в территориальный орган Росприроднадзора характеристику ОРО, составляемую по результатам инвентаризации ОРО по форме и в порядке, установленным Правилами инвентаризации ОРО, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
Инвентаризация ОРО проводится эксплуатантами ОРО не реже 1 раза в 5 лет (п. 4 Правил инвентаризации ОРО).
Характеристика ОРО включает информацию о вместимости ОРО.
При этом указаний относительно заполнения графы о вместимости ОРО Правила инвентаризации ОРО не содержат.
В соответствии с п. 5 Правил инвентаризации ОРО источниками информации для инвентаризации ОРО являются:
– проектная документация на строительство ОРО;
– данные обследований (натурных, инструментальных, иных) ОРО;
– фондовые материалы;
– иная документация.
Таким образом, перечень информации для инвентаризации ОРО является открытым и не ограничивается проектной документацией на строительство ОРО.
Можно ли увеличить вместимость ОРО относительно той, которая была указана в ранее направленной характеристике ОРО?
Решение АС г. Москвы от 26.01.2024 по делу № А40-273041/2023.
Постановление 9ААС от 26.03.2024 по делу № А40-273041/2023.
Постановление АС Московского округа от 05.08.2024 по делу № А40-273041/2023.
Фабула дела: Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Росприроднадзору о признании незаконным отказа во внесении изменений в ГРОРО.
Доводы сторон:
Управление: в представленной Обществом характеристике ОРО отсутствует информация о проектной документации, подтверждающей изменение вместимости ОРО.
Общество: вместимость уточнена на основании данных обследований в виде топосъемки и расчета коэффициента, учитывающего уплотнение и биологическое разложение отходов в процессе эксплуатации за весь срок.
Позиция суда первой инстанции
Вместимость ОРО определяется проектной документацией, а не рассчитывается впоследствии по истечении определенного времени при заполнении полигона.
Проектная документация на ОРО изначально должна учитывать степень уплотнения отходов на полигоне при расчете вместимости ОРО.
Изменение количества отходов, планируемых к размещению на ОРО, неизбежным образом приведет и к увеличению объема негативного воздействия на окружающую среду.
Оценка изменениям относительно вместимости ОРО, учитывая изменения коэффициента уплотнения и биологического разложения отходов, дается исключительно в рамках государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) проектной документации, которая предусматривает такие изменения и содержит соответствующие обосновывающие расчеты.
Необходимость наличия проектной документации, являющейся объектом ГЭЭ согласно п. 7.2 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», обусловлена увеличением количества отходов, планируемых к размещению на ОРО, влекущим закономерное увеличение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.
В удовлетворении требований отказано.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда первой инстанции без изменения.
Вывод:
Как следует из представленной судебной практики, вместимость ОРО должна быть рассчитана в проектной документации на строительство/реконструкцию ОРО.
В случае увеличения вместимости ОРО в связи с естественным уплотнением отходов надзорные органы и суды требуют наличия проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, как и в случае, когда увеличение вместимости происходит в результате реконструкции ОРО.
При этом увеличение вместимости в связи с уплотнением отходов не требует проведения работ по реконструкции ОРО, следовательно, не требует разработки проектной документации.
Документация, содержащая расчет (пересчет) вместимости ОРО, полученный по результатам топографической съемки и иных инструментальных измерений, также не является объектом ГЭЭ.
В соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (в редакции, действовавшей до 01.09.2024) объект ГЭЭ, ранее получивший положительное заключение ГЭЭ, является объектом ГЭЭ в случае:
– реализации объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ;
– внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ.
Таким образом, увеличение вместимости ОРО может попадать под вышеуказанные основания.
При этом суд не указал, на основании какого положения Федерального закона «Об экологической экспертизе» увеличение вместимости влечет необходимость прохождения ГЭЭ.
В случае, если проектная документация на строительство ОРО, получившая положительное заключение ГЭЭ, отсутствует, требование пройти ГЭЭ при пересчете вместимости ОРО будет противоречить Федеральному закону «Об экологической экспертизе».
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность