- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Источники бесперебойного питания. Как сдать в ФЭО, учитывая аффинаж драгметаллов?

Прошу помочь разобраться в следующем. В настоящее время природопользователи обязаны сдавать на утилизацию отходы I-II классов опасности во ФГУП «ФЭО», однако если речь идет об источниках бесперебойного питания (II класс опасности), то природопользователи также обязаны обеспечить аффинаж содержащихся в них драгоценных металлов (ФЗ № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), то есть, получается что мы не можем выполнить оба требования одновременно, ведь ФЭО не дает сведений о своих действиях в отношении наших отходов в части исполнение требований закона № 41-ФЗ, а насколько нам известно, он и не передает такие отходы на аффинаж.
Отсюда возникает несколько вопросов.
1) если будет проверка Пробирной палаты, нас накажут за то, что мы не исполняем требований № 41-ФЗ? Как мы докажем, что требования закона № 89-ФЗ приоритетны, ведь у этих документов равный статус?
2) Можем ли мы сдавать ФЭО только аккумуляторные батареи бесперебойников (такой код в ФККО есть), а остальное направлять в организацию, имеющую лицензию на обращение с драгметаллами?
3) Нужно ли в этом случае вносить в ФККО новый отход – источник бесперебойного питания без аккумуляторной батареи?
4) Или существует какой-то иной путь решения данной проблемы?
На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»
Лом и отходы драгоценных металлов — полуфабрикаты, промышленные продукты, ювелирные и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства в результате использования и (или) вследствие неисправимого брака, возникшего в процессе их производства, а также содержащие драгоценные металлы материалы и изделия, используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе их производства, лом и отходы производства, содержащие драгоценные металлы (ст. 2 Закона № 41-ФЗ).
В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина России от 09.12.2016 № 231н, учет драгоценных металлов о всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Также организациями учитываются (п. 10 Инструкции):
- изделия (продукция), содержащие драгоценные металлы, используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, а также брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащей драгоценные металлы (далее — лом драгоценных металлов), — по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству лома, общей массе лома и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в нем, а также в стоимостном выражении;
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства (далее - отходы драгоценных металлов) — по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству отходов, общей массе отходов и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в них, а также в стоимостном выражении.
При списании покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации ведут учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации), п. 22 Инструкции.
При списании оборудования организации, согласно п. 23 Инструкции, изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком.
При этом составляется акт ликвидации, в котором указывается отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и/или технической документации на данное оборудование. На основании этих актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.
Организации, осуществляющие деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при переработке по этим видам.
Таким образом, если следовать закону, то комплектующие детали, изделия, приборы, инструменты, оборудование, в т.ч. источники бесперебойного питания, содержащие драгоценные металлы не могут быть отнесены к отходам производства потребления, а должны быть переданы в организации, занимающиеся обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов (п. 56 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ) для изъятия из них деталей, содержащих драгоценные металлы и их сплавы. После изъятия должен быть составлен акт ликвидации ИБП, на основании которого это оборудование подлежит списанию с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов (но не отходов производства и потребления, а отходов драгоценных металлов) по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.
Остатки ИБП без изъятых деталей, содержащих ДМ, вы можете отнести к отходам производства и потребления, а какой это будет отход и какой у него класс опасности вы должны определить в соответствии с приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027, м.б. это и будет отход II класса опасности, который вы будете обязаны передать ФЭО.
Таким образом, вопрос не в том, как вам с ФЭО узнать, что они сделали, чтобы вы оказались «чисты» перед Федеральной пробирной палатой, а в том почему вы не соблюдаете Закон №41-ФЗ о драгоценных металлах и принятый в его исполнении Приказ Минфина России №231н. Для того чтобы соблюсти требований обоих законов надо сначала выполнить действия в отношении вещи, не отнесенной к ОПВК или других видам отходов по ФККО, а только потом решать вопрос о виде и классе опасности того отхода, который образуется у вас после уничтожения вещи вследствие извлечения из нее лома и отходов драгоценных металлов (ЛОДМ).
Источники бесперебойного питания. Как сдать в ФЭО, учитывая аффинаж драгметаллов?

Прошу помочь разобраться в следующем. В настоящее время природопользователи обязаны сдавать на утилизацию отходы I-II классов опасности во ФГУП «ФЭО», однако если речь идет об источниках бесперебойного питания (II класс опасности), то природопользователи также обязаны обеспечить аффинаж содержащихся в них драгоценных металлов (ФЗ № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), то есть, получается что мы не можем выполнить оба требования одновременно, ведь ФЭО не дает сведений о своих действиях в отношении наших отходов в части исполнение требований закона № 41-ФЗ, а насколько нам известно, он и не передает такие отходы на аффинаж.
Отсюда возникает несколько вопросов.
1) если будет проверка Пробирной палаты, нас накажут за то, что мы не исполняем требований № 41-ФЗ? Как мы докажем, что требования закона № 89-ФЗ приоритетны, ведь у этих документов равный статус?
2) Можем ли мы сдавать ФЭО только аккумуляторные батареи бесперебойников (такой код в ФККО есть), а остальное направлять в организацию, имеющую лицензию на обращение с драгметаллами?
3) Нужно ли в этом случае вносить в ФККО новый отход – источник бесперебойного питания без аккумуляторной батареи?
4) Или существует какой-то иной путь решения данной проблемы?
На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»
Лом и отходы драгоценных металлов — полуфабрикаты, промышленные продукты, ювелирные и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства в результате использования и (или) вследствие неисправимого брака, возникшего в процессе их производства, а также содержащие драгоценные металлы материалы и изделия, используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе их производства, лом и отходы производства, содержащие драгоценные металлы (ст. 2 Закона № 41-ФЗ).
В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина России от 09.12.2016 № 231н, учет драгоценных металлов о всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Также организациями учитываются (п. 10 Инструкции):
- изделия (продукция), содержащие драгоценные металлы, используемые для извлечения драгоценных металлов и утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, а также брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащей драгоценные металлы (далее — лом драгоценных металлов), — по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству лома, общей массе лома и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в нем, а также в стоимостном выражении;
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), используемые для извлечения драгоценных металлов и образовавшиеся в процессе производства (далее - отходы драгоценных металлов) — по наименованию и качеству драгоценных металлов, качеству отходов, общей массе отходов и массе химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в них, а также в стоимостном выражении.
При списании покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации ведут учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации), п. 22 Инструкции.
При списании оборудования организации, согласно п. 23 Инструкции, изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке (переработке) по этим видам. Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком.
При этом составляется акт ликвидации, в котором указывается отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и/или технической документации на данное оборудование. На основании этих актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.
Организации, осуществляющие деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при переработке по этим видам.
Таким образом, если следовать закону, то комплектующие детали, изделия, приборы, инструменты, оборудование, в т.ч. источники бесперебойного питания, содержащие драгоценные металлы не могут быть отнесены к отходам производства потребления, а должны быть переданы в организации, занимающиеся обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов (п. 56 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ) для изъятия из них деталей, содержащих драгоценные металлы и их сплавы. После изъятия должен быть составлен акт ликвидации ИБП, на основании которого это оборудование подлежит списанию с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов (но не отходов производства и потребления, а отходов драгоценных металлов) по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.
Остатки ИБП без изъятых деталей, содержащих ДМ, вы можете отнести к отходам производства и потребления, а какой это будет отход и какой у него класс опасности вы должны определить в соответствии с приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027, м.б. это и будет отход II класса опасности, который вы будете обязаны передать ФЭО.
Таким образом, вопрос не в том, как вам с ФЭО узнать, что они сделали, чтобы вы оказались «чисты» перед Федеральной пробирной палатой, а в том почему вы не соблюдаете Закон №41-ФЗ о драгоценных металлах и принятый в его исполнении Приказ Минфина России №231н. Для того чтобы соблюсти требований обоих законов надо сначала выполнить действия в отношении вещи, не отнесенной к ОПВК или других видам отходов по ФККО, а только потом решать вопрос о виде и классе опасности того отхода, который образуется у вас после уничтожения вещи вследствие извлечения из нее лома и отходов драгоценных металлов (ЛОДМ).
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность