- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Новый Трудовой кодекс внесен на рассмотрение Государственной Думы

Соответствующий законопроект размещен в СОЗД ГД (https://sozd.duma.gov.ru/bill/858157-8)
Основными положениями законопроекта являются:
1. Последовательная реализация принципа толкования противоречий, неясностей в нормативных правовых актах о труде, в локальных нормативных актах, договорных и индивидуальных актах в пользу работника.
2. Определение порядка применения трудового законодательства по аналогии права и закона в трудовых правоотношениях для минимизации негативных последствий возможных пробелов закона.
3. Новое определение социального партнёрства в сфере труда как согласованного взаимодействия между работниками, их представителями, работодателями, их объединениями, а также государством в целях регулирования трудовых и социально-экономических отношений на основе диалога и взаимного уважения.
4. Введение новой главы о чрезвычайных полномочиях органов исполнительной власти в сфере труда и занятости при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности на всей территории страны или в отдельном регионе.
5. При введении режима повышенной готовности работодатели обязаны установить и регламентировать режим оплачиваемых нерабочих дней для работников, находящихся в данном режиме.
Режим оплачиваемых нерабочих дней должен обеспечивать соответствующее вознаграждение работникам, находящимся в режиме повышенной готовности, за дни, когда они не привлекаются к выполнению основных рабочих обязанностей.
Работодатели имеют право устанавливать условия и порядок оплаты нерабочих дней в режиме повышенной готовности, соблюдая минимальные стандарты, установленные законодательством.
На режим повышенной готовности распространяются иные нормы Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), включая нормы, касающиеся вынужденного простоя, а также иных режимов, установленных законодательством.
6. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, если в договоре не предусмотрено иное, а действие коллективного договора, заключённого в филиале, представительстве или ином обособленном подразделении организации, - на всех работников структурного соответствующего подразделения, если в договоре не предусмотрено иное.
7. Устанавливается право работников на участие в определении условий труда и в обсуждении вопросов, касающихся их рабочих мест, заработной платы, условий охраны труда, профессиональной подготовки и других аспектов, влияющих на их трудовую деятельность, посредством их представителей или общего согласования с работодателем.
8. В действующем трудовом законодательстве не полностью проработаны вопросы восполнения ущерба, причинённого работником. В соответствии с законопроектом работник имеет право заменить порядок компенсации, причинённого ущерба выполнением альтернативной работы в организации. При выполнении альтернативных видов работ заключается дополнительное соглашение
9. Законопроектом предполагается, что в случае несогласия с прекращением трудового договора работник вправе получить письменное заключение профсоюзной организации, в которой он состоит. Увольнение работника возможно после получения соответствующего заключения. Эта норма позволяет дополнительно защитить интересы работников.
10. Ключевые новеллы законопроекта направлены на улучшение демографической ситуации в стране путём улучшения условий труда работников, что оказывает непосредственное воздействие на важнейший фактор существования страны - рождаемость.
Введена норма о том, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 30 часов в неделю.
Для одиноких родителей устанавливается право на сокращённое рабочее время (на один час), необходимое для осуществления обязанностей по заботе и воспитанию детей до четырнадцати лет.
Устанавливается запрет на привлечение беременных женщин в первые месяцы после родов к работе с ненормированным рабочим днём. Им предоставляется право на беспрепятственное посещение медицинских учреждений для прохождения медицинских осмотров и консультаций.
Для женщин, работающих в сельской местности, установлена норма о повышении для них на 30 процентов размера оплаты труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2-х часов).
В целях социальной поддержки женщин, воспитывающих детей в возрасте до трёх лет без официального трудоустройства предлагается установить для них выплаты не менее минимального размера оплаты труда, что позволит укрепить материальную стабильность семей, где женщины занимаются уходом за младшими детьми и не могут работать на постоянной основе.
Предлагается заключение многодетными матерями трудового договора с Социальным фондом России до достижения младшим ребёнком 18-летнего возраста. Такой трудовой договор должен включать в себя как обязанности по уходу за ребёнком, так и права на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.
Такие правоотношения должны учитываться при расчёте трудового стажа и назначении пенсии многодетным матерям, занимающимся воспитанием детей до 18 лет.
11. Предлагается увеличить отдельным категориям работников продолжительность отпуска без сохранения заработной платы с возможностью подачи письменного заявления:
- участникам Великой Отечественной войны - до 50 календарных дней в году вместо 30 календарных дней согласно ТК РФ;
- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 30 календарных дней в году вместо 14 календарных дней;
- работающим инвалидам - до 90 календарных дней в году с распределением на период календарного года вместо 60 календарных дней.
12. Законопроектом предусмотрено, что законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Работодатели обязаны сотрудничать с профсоюзами, а профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно получать доступ к информации о трудовых правах и условиях труда работников.
13. В целях защиты интересов работников при ведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров любые профсоюзные организации, действующие на территории Российской Федерации, имеют право представлять интересы работников в соответствии с уставами общероссийских профсоюзов.
Профсоюзы, действующие на местах, могут также представлять интересы работников в коллективных переговорах и коллективных трудовых спорах, если они соответствуют установленным требованиям.
Работодатели обязаны признавать профсоюзные организации как законных представителей интересов работников при проведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров.
Действия, направленные на ограничение или подавление законной деятельности профсоюзов, а также ущемление их прав и интересов, запрещаются и влекут за собой установленную законом ответственность.
14. Работники, избранные в состав профсоюзных органов и комиссий по трудовым спорам, приобретают повышенные гарантии и права. Установлен порядок увольнения таких работников. Так, они не могут быть уволены без предварительного письменного согласия соответствующего профсоюза или комиссии. Причиной увольнения должны быть лишь объективные обстоятельства, которые не связаны с выполнением работником своих обязанностей в профсоюзных органах или комиссиях по трудовым спорам.
В случае признания увольнения работника, избранного в профсоюзные органы или комиссии по трудовым спорам, незаконным работодатель обязан восстановить работника на прежней должности с выплатой компенсации за упущенное время и моральный вред, а также обеспечить его работу в условиях, не нарушающих его права и интересы.
15. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем только с согласия представительного органа работников.
16. Законопроект предусматривает выплату заработной платы или её части в неденежной форме при письменном волеизъявлении работника. Работник имеет право выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при конкретной выплате, так и в течение определённого срока (например, в течение квартала, года).
17. Вводится квота для приёма на работу граждан, получивших среднеспециальное или высшее образование и которые трудоустраиваются впервые:
- для работодателей, у которых численность работников превышает 100 человек, - в размере от двух до четырёх процентов от среднесписочной численности работников;
- для работодателей, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, - в размере не более трёх процентов от среднесписочной численности работников.
18. Возвращено понятие минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
МРОТ – это минимальный размер вознаграждения, который работодатель обязан заплатить работнику за выполненную работу в течение указанного периода времени и который не может быть сокращён по коллективному или индивидуальному трудовому договору. В состав МРОТ не входят компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, равного 35 000 рублей, с учётом ежегодной индексации, исходя из текущей экономической ситуации, инфляции и других социально-экономических факторов и пересматривается минимум раз в год, с целью обеспечения достойного уровня оплаты труда и соответствия прожиточному минимуму.
19. Усиливается защита прав работника при изменении условий трудовой деятельности. При изменении должности, места работы или рабочих условий работника работодатель обязан в письменной форме предложить ему альтернативную трудовую занятость, чтобы работник имел возможность ознакомиться с предложенной трудовой занятостью и принять решение об её принятии или отклонении в течение разумного срока.
В случае согласия работника на предложенную трудовую занятость работодатель обязан заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, урегулировав в нём все соответствующие условия.
20. Вместо отменённых в 2011 году единых тарифных сеток (ЕТС) вводится Единая система оплаты труда, которая включает:
а) оклады, устанавливаемые в соответствии с квалификацией и сложностью выполняемой работы;
б) надбавки, предоставляемые на основе профессиональных навыков, образования и стажа работника;
в) выплаты стимулирующего характера, направленные на поощрение выдающихся результатов и достижений в работе;
г) выплаты компенсационного характера, предоставляемые в случае выполнения работ, связанных с повышенными рисками и неблагоприятными условиями труда.
При этом стимулирующие выплаты не могут заменять основную заработную плату работников и не подлежат налогообложению.
Тарифная ставка (оклад) первого разряда должна быть не ниже величины МРОТ.
Профсоюзные организации совместно с работодателем разрабатывают единую систему оплаты труда, положения которой должны быть закреплены в трудовом договоре и не могут быть ухудшены по сравнению с нормами трудового права, установленными трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными актами.
21. Устанавливается обязательное регулирование минимального процента ежегодной индексации заработной платы, который должен составлять не менее уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации на момент проведения индексации.
Дополнительно к минимальному проценту ежегодной индексации заработная плата каждого работника должна повышаться не менее чем на 1% в год. Этот повышенный уровень ежегодной индексации обеспечивает рост реальной заработной платы работников и компенсацию инфляционных потерь.
22. Правительство Российской Федерации обязано устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В целях обеспечения социальной справедливости и поддержания высокого уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов предлагается, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не могут составлять менее 85 процентов заработной платы (оплаты труда) работников. В статью «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» добавлено положение о том, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалифицированным группам не могут составлять менее 85 процентов заработной платы (оплаты труда) работников.
23. В целях обеспечения социальной справедливости и уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов устанавливается обязательное повышение минимальной окладной части зарплаты, которая должна составлять не менее 85% от МРОТ.
24. Существенные изменения внесены в порядок оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Дополнительно к минимальному проценту индексации минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должен составлять 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
25. Законопроектом предлагается введение сдельной системы оплаты труда и определение расценок при сдельной оплате труда с учётом, в частности, советского опыта.
При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).
Сдельная расценка определяется путём деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. Сдельная расценка может быть определена также путём умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.
Организации, применяющие сдельную систему оплаты труда, обязаны разработать и утвердить методику определения расценок для каждого вида работ, которые подлежат оплате по сдельной системе.
Внедрение сдельной системы оплаты труда должно осуществляться с соблюдением прозрачности и справедливости. Работники должны быть информированы о сдельных расценках и нормах выработки, а также иметь возможность оспаривать их в случае несогласия.
26. При установлении заработной платы при применении к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей устанавливается, что это не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности
Применение к работнику дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание, и не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.
27. Для обеспечения социальной защиты работников в случае простоя, связанного с обстоятельствами, не зависящими от их воли и желания, предусматривается обязательное обеспечение оплаты простоя в размере 100% от средней заработной платы работника. В действующем Трудовом кодексе время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
28. В зависимости от выполнения работником работ различной квалификации меняется оплата труда:
- при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам более высокой квалификации;
- при выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.
Если с учётом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.
В конкретной организации должна быть предусмотрена возможность ведения количественного учёта объёма выполненных работ и возможность установления сдельных расценок и норм выработки.
29. Расширяются гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.
30. В соответствии с законопроектом право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
На льготных условиях (с понижением возраста и стажа или только возраста) имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на других работах с тяжёлыми условиями труда, работницы предприятий текстильной промышленности по спискам производств и профессий; женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста; рабочие и служащие - инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; некоторые другие категории рабочих и служащих.
31. Законопроектом устанавливается порядок внедрения электронного кадрового документооборота (ЭКДО) – создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, и путям их решения, цифровизации трудовых отношений.
32. Введена статья об особенностях регулирования труда лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Лицами предпенсионного возраста считаются лица, подходящие к установленному законодательством Российской Федерации возрасту для выхода на пенсию в течение 5 лет. Работодатели обязаны предоставить лицам пенсионного и предпенсионного возраста равные с более молодыми работниками возможности для трудоустройства.
33. Законопроектом регулируются трудовые отношения работников–инвалидов и лиц с особыми потребностями и устанавливаются особенности и льготы, направленные на обеспечение равных возможностей и социальной защиты данной категории работников. Определён порядок сопровождения работодателями труда инвалидов I и II групп в соответствии с принципами равных возможностей и не дискриминации.
34. В Трудовой кодекс включён правовой статус безработного, прописаны права и гарантии безработного.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить в соответствии с законодательством Российской Федерации.
35. Определены особенности регулирования труда осуждённых и лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Государство обеспечивает им условия для труда с учётом их возможностей и квалификации. Осуждённые, находящиеся в учреждениях исполнения наказания, могут быть заняты на работах, обеспечивающих их социальную реабилитацию и подготовку к возвращению в общество.
Труд осуждённых должен соответствовать их физическим и психологическим способностям. Запрещается использование принудительного труда и труда, связанного с унижением человеческого достоинства. Осуждённые имеют право на заработок, соответствующий их квалификации и нормам оплаты труда, установленным законодательством.
36. Установлены особенности регулирования труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Работами с вредными условиями труда считаются те, которые связаны с воздействием производственных факторов на работника, приводящим к его заболеванию или ухудшению здоровья. Работами с опасными условиями труда считаются те, которые связаны с повышенным риском производственного травматизма для работников.
Работодатель обязан проводить систематические инструктажи для работников, включая обучение по безопасным методам и приёмам работы, предоставлять средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работы в условиях, отличающихся от обычных, а также осуществлять регулярную проверку и техническое обслуживание оборудования для обеспечения безопасности работников.
Работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, подлежат обязательным периодическим медицинским осмотрам.
Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, предоставляются дополнительные гарантии социальной защиты, включая компенсации, льготы и другие пособия в случае возникновения профессиональных заболеваний или травм.
37. Ряд новелл относится к регулированию труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районы Крайнего Севера).
В трудовой стаж включается время работы в районах Крайнего Севера по трудовому договору без учёта вида собственности и организационно-правовой формы работодателя.
Включение в стаж периодов работы в районах Крайнего Севера при нестандартных формах занятости происходит при условии уплаты страховых взносов.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
Оплата труда в районах Крайнего Севера осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате: оклад или тарифная ставка; компенсационные выплаты - доплаты и надбавки, возмещающие затраты в особых климатических условиях; стимулирующие выплаты.
Процентная надбавка к заработной плате выплачивается ежемесячно при наличии у работника соответствующего стажа работы в указанных районах и местностях. Трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, исчисляется со дня начала работы по трудовому договору и суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
Если работник получает премии, предусмотренные трудовым договором, которые выплачиваются по итогам труда за определённый период, например, квартал или год, то суммы этих премий для начисления надбавок распределяются по месяцам, которые входят в отчётный период, при пропорциональном соотнесении надбавок с отработанным временем сотрудника в каждом из соответствующих месяцев.
Надбавка лицам, работающим в районах Крайнего Севера, должна начисляться на компенсацию за простои, возникшие по причинам, не зависящим от работодателя либо сотрудника.
Работникам, трудящимся дистанционно и надомникам, соответствующая надбавка положена независимо от географического расположения работодателя, за исключением случаев, когда работники организаций, находящихся в районах Крайнего Севера, фактически трудятся в месте, где надбавка не установлена.
Гарантии медицинского обеспечения работников работодателем в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, включают в себя: оплату стоимости проезда для медицинских консультаций, оплату стоимости лечения или операций, возмещение расходов на приобретение лекарств и протезирующих средств.
38. Законопроектом вводится новая глава об особенностях регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, в которой дан ряд терминов и определений, в частности, кто такие работник государственной корпорации, работник публично-правовой компании, работник государственной компании.
Раскрыты понятия конфликт интересов и личная заинтересованность, определены основные государственные гарантии работников государственной корпорации, публично-правовой компании, государственной компании, особенности регулирования службы и статус государственных гражданских служащих.
39. Вводится новая глава «Правовые механизмы гарантий для лиц, реализующих своё право на труд в нестандартных формах занятости».
Под нестандартными (неформальными) формами занятости работников понимается система социально-трудовых отношений, по тем или иным признакам отклоняющаяся от законодательно установленных норм трудовой деятельности. Под нестандартной (неформальной) занятостью понимаются все формы оплачиваемой занятости, которые формально не зарегистрированы и, следовательно, не учитываются статистикой организаций и налоговыми органами.
Основные критерии нестандартных форм занятости работников:
продолжительность рабочего времени;
формы оформления трудовых отношений (неформальная занятость, занятость в рамках гражданско-правового договора, самозанятость (лица, применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»);
взаимоотношения с работодателями - заказчиками работ, услуг (занятость на дому, дистанционная занятость).
Раскрыто понятие «стандартной занятости» как занятости по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора.
40. Для эффективного разрешения трудовых споров и соблюдения принципа социального партнёрства в трудовых отношениях предусматривается создание специализированных трудовых судов.
Специализированный трудовой суд состоит из следующих членов:
- профессиональный судья, ответственный за независимое и беспристрастное разрешение трудовых споров;
- два заседателя, один из которых представляет интересы объединений работодателей, а другой - интересы объединений работников.
Специализированные трудовые суды рассматривают трудовые споры между работниками и работодателями, а принимаемые ими решения обязательны для исполнения сторонами и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
41. В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и государственных гарантий гражданам на реализацию их права в системе социального, медицинского и пенсионного страхования, организации учёта сведений о несчастных случаях на производстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций на территории страны законопроектом предлагается создание Единой государственной информационной системы учёта несчастных случаев на производстве (далее – Система учёта).
В Системе учёта содержится документированная информация, направляемая в соответствии с порядком регистрации и учёта несчастных случаев на производстве в электронном виде работодателями, председателями комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве (в предусмотренных ТК РФ случаях - государственными инспекторами труда, самостоятельно проводившими расследование несчастного случая на производстве) через территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и (надзору) в сфере труда и занятости.
42. Устанавливается новый нерабочий праздничный день 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.
43. Предлагается введение оплаты труда при отклонениях от установленных нормативных условий труда.
В случае отклонения от установленных нормативных условий труда по вине работодателя работник имеет право на компенсацию.
Для целей определения среднего заработка работника в случае отклонений от установленных нормативных условий труда средний заработок рассчитывается как средний размер заработка за определённый период времени на основе фактически полученных доходов работника.
Средний заработок включает в себя все виды вознаграждения, предоставляемые работнику, включая, но не ограничиваясь, оклад, надбавки, премии и компенсации.
44. Работу в выходной или нерабочий праздничный день предлагается оплачивать не менее чем в двойном размере:
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки и начисленных на эти повышенные тарифные ставки всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных для них системой труда;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) с учётом начисленных на этот размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) с учётом начисленных на этот размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, сверх оклада (должностного оклада),предусмотренных для них системой оплаты труда, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
45. Законопроектом устанавливается, что размер возмещения суточных, связанных со служебными командировками, должен быть не ниже 1/30 величины МРОТ, установленного в соответствующих субъектах РФ, за каждый день нахождения в служебной командировке.
46. Работодатель обязан обеспечивать гарантии и компенсации работникам при условии прекращения трудовых отношений не по вине работника. При вынужденном прекращении трудовых отношений не по вине работника работодатель обязан выплатить работнику:
компенсацию в размере средней заработной платы за период увольнения;
компенсацию за неиспользованный отпуск, рассчитываемую на основе количества дней отпуска, оставшихся до окончания текущего календарного года.
47. При призыве работника на военную службу работодатель обязан обеспечить сохранение рабочего места работника на период его отсутствия в связи с выполнением военных обязанностей.
Во время прохождения военной службы по призыву работник имеет право на получение среднего заработка, который определяется на основе его трудового договора и последних трёх месяцев до призыва на военную службу.
Трудовой договор между работником и работодателем не может быть расторгнут из-за призыва работника на военную службу.
По окончании военной службы по призыву работник имеет право на восстановление на своём рабочем месте или аналогичной должности с сохранением всех социальных и профессиональных прав и преимуществ, которыми он обладал до призыва на военную службу.
Уточнены обстоятельства увольнения мобилизованного сотрудника, заключившего срочный трудовой договор, а также его возвращения после увольнения с военной службы на рабочее место. Так, при возвращении работника на рабочее место трудовые отношения с ним возобновляются, а срочный трудовой договор продолжит действовать на период, равный остатку до даты приостановления.
48. Введены главы «Особенности регулирования труда муниципальных служащих», «Понятие, предмет регулирования, Особенности регулирования труда работников органов местного самоуправления», «Особенности регулирования службы сотрудников правоохранительных органов», «Отношения на службе в правоохранительных органах. Полномочия правоохранительного органа по принятию локальных нормативных актов в сфере труда. Контракт о прохождении службы.».
49. Расширено содержание главы «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей».
Правительство РФ высказало отрицательное мнение об этой инициативе.
В Кабмине считают, что законопроект нужно переработать, так как он в основном повторяет действующие нормы Трудового кодекса и других законов. Кроме того, некоторые его положения не относятся к трудовым отношениям, а касающиеся инвалидов и пенсий противоречат федеральным законам о пенсиях и занятости.
Новый Трудовой кодекс внесен на рассмотрение Государственной Думы

Соответствующий законопроект размещен в СОЗД ГД (https://sozd.duma.gov.ru/bill/858157-8)
Основными положениями законопроекта являются:
1. Последовательная реализация принципа толкования противоречий, неясностей в нормативных правовых актах о труде, в локальных нормативных актах, договорных и индивидуальных актах в пользу работника.
2. Определение порядка применения трудового законодательства по аналогии права и закона в трудовых правоотношениях для минимизации негативных последствий возможных пробелов закона.
3. Новое определение социального партнёрства в сфере труда как согласованного взаимодействия между работниками, их представителями, работодателями, их объединениями, а также государством в целях регулирования трудовых и социально-экономических отношений на основе диалога и взаимного уважения.
4. Введение новой главы о чрезвычайных полномочиях органов исполнительной власти в сфере труда и занятости при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности на всей территории страны или в отдельном регионе.
5. При введении режима повышенной готовности работодатели обязаны установить и регламентировать режим оплачиваемых нерабочих дней для работников, находящихся в данном режиме.
Режим оплачиваемых нерабочих дней должен обеспечивать соответствующее вознаграждение работникам, находящимся в режиме повышенной готовности, за дни, когда они не привлекаются к выполнению основных рабочих обязанностей.
Работодатели имеют право устанавливать условия и порядок оплаты нерабочих дней в режиме повышенной готовности, соблюдая минимальные стандарты, установленные законодательством.
На режим повышенной готовности распространяются иные нормы Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), включая нормы, касающиеся вынужденного простоя, а также иных режимов, установленных законодательством.
6. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, если в договоре не предусмотрено иное, а действие коллективного договора, заключённого в филиале, представительстве или ином обособленном подразделении организации, - на всех работников структурного соответствующего подразделения, если в договоре не предусмотрено иное.
7. Устанавливается право работников на участие в определении условий труда и в обсуждении вопросов, касающихся их рабочих мест, заработной платы, условий охраны труда, профессиональной подготовки и других аспектов, влияющих на их трудовую деятельность, посредством их представителей или общего согласования с работодателем.
8. В действующем трудовом законодательстве не полностью проработаны вопросы восполнения ущерба, причинённого работником. В соответствии с законопроектом работник имеет право заменить порядок компенсации, причинённого ущерба выполнением альтернативной работы в организации. При выполнении альтернативных видов работ заключается дополнительное соглашение
9. Законопроектом предполагается, что в случае несогласия с прекращением трудового договора работник вправе получить письменное заключение профсоюзной организации, в которой он состоит. Увольнение работника возможно после получения соответствующего заключения. Эта норма позволяет дополнительно защитить интересы работников.
10. Ключевые новеллы законопроекта направлены на улучшение демографической ситуации в стране путём улучшения условий труда работников, что оказывает непосредственное воздействие на важнейший фактор существования страны - рождаемость.
Введена норма о том, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 30 часов в неделю.
Для одиноких родителей устанавливается право на сокращённое рабочее время (на один час), необходимое для осуществления обязанностей по заботе и воспитанию детей до четырнадцати лет.
Устанавливается запрет на привлечение беременных женщин в первые месяцы после родов к работе с ненормированным рабочим днём. Им предоставляется право на беспрепятственное посещение медицинских учреждений для прохождения медицинских осмотров и консультаций.
Для женщин, работающих в сельской местности, установлена норма о повышении для них на 30 процентов размера оплаты труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2-х часов).
В целях социальной поддержки женщин, воспитывающих детей в возрасте до трёх лет без официального трудоустройства предлагается установить для них выплаты не менее минимального размера оплаты труда, что позволит укрепить материальную стабильность семей, где женщины занимаются уходом за младшими детьми и не могут работать на постоянной основе.
Предлагается заключение многодетными матерями трудового договора с Социальным фондом России до достижения младшим ребёнком 18-летнего возраста. Такой трудовой договор должен включать в себя как обязанности по уходу за ребёнком, так и права на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение.
Такие правоотношения должны учитываться при расчёте трудового стажа и назначении пенсии многодетным матерям, занимающимся воспитанием детей до 18 лет.
11. Предлагается увеличить отдельным категориям работников продолжительность отпуска без сохранения заработной платы с возможностью подачи письменного заявления:
- участникам Великой Отечественной войны - до 50 календарных дней в году вместо 30 календарных дней согласно ТК РФ;
- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 30 календарных дней в году вместо 14 календарных дней;
- работающим инвалидам - до 90 календарных дней в году с распределением на период календарного года вместо 60 календарных дней.
12. Законопроектом предусмотрено, что законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Работодатели обязаны сотрудничать с профсоюзами, а профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно получать доступ к информации о трудовых правах и условиях труда работников.
13. В целях защиты интересов работников при ведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров любые профсоюзные организации, действующие на территории Российской Федерации, имеют право представлять интересы работников в соответствии с уставами общероссийских профсоюзов.
Профсоюзы, действующие на местах, могут также представлять интересы работников в коллективных переговорах и коллективных трудовых спорах, если они соответствуют установленным требованиям.
Работодатели обязаны признавать профсоюзные организации как законных представителей интересов работников при проведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров.
Действия, направленные на ограничение или подавление законной деятельности профсоюзов, а также ущемление их прав и интересов, запрещаются и влекут за собой установленную законом ответственность.
14. Работники, избранные в состав профсоюзных органов и комиссий по трудовым спорам, приобретают повышенные гарантии и права. Установлен порядок увольнения таких работников. Так, они не могут быть уволены без предварительного письменного согласия соответствующего профсоюза или комиссии. Причиной увольнения должны быть лишь объективные обстоятельства, которые не связаны с выполнением работником своих обязанностей в профсоюзных органах или комиссиях по трудовым спорам.
В случае признания увольнения работника, избранного в профсоюзные органы или комиссии по трудовым спорам, незаконным работодатель обязан восстановить работника на прежней должности с выплатой компенсации за упущенное время и моральный вред, а также обеспечить его работу в условиях, не нарушающих его права и интересы.
15. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем только с согласия представительного органа работников.
16. Законопроект предусматривает выплату заработной платы или её части в неденежной форме при письменном волеизъявлении работника. Работник имеет право выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме как при конкретной выплате, так и в течение определённого срока (например, в течение квартала, года).
17. Вводится квота для приёма на работу граждан, получивших среднеспециальное или высшее образование и которые трудоустраиваются впервые:
- для работодателей, у которых численность работников превышает 100 человек, - в размере от двух до четырёх процентов от среднесписочной численности работников;
- для работодателей, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, - в размере не более трёх процентов от среднесписочной численности работников.
18. Возвращено понятие минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
МРОТ – это минимальный размер вознаграждения, который работодатель обязан заплатить работнику за выполненную работу в течение указанного периода времени и который не может быть сокращён по коллективному или индивидуальному трудовому договору. В состав МРОТ не входят компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, равного 35 000 рублей, с учётом ежегодной индексации, исходя из текущей экономической ситуации, инфляции и других социально-экономических факторов и пересматривается минимум раз в год, с целью обеспечения достойного уровня оплаты труда и соответствия прожиточному минимуму.
19. Усиливается защита прав работника при изменении условий трудовой деятельности. При изменении должности, места работы или рабочих условий работника работодатель обязан в письменной форме предложить ему альтернативную трудовую занятость, чтобы работник имел возможность ознакомиться с предложенной трудовой занятостью и принять решение об её принятии или отклонении в течение разумного срока.
В случае согласия работника на предложенную трудовую занятость работодатель обязан заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, урегулировав в нём все соответствующие условия.
20. Вместо отменённых в 2011 году единых тарифных сеток (ЕТС) вводится Единая система оплаты труда, которая включает:
а) оклады, устанавливаемые в соответствии с квалификацией и сложностью выполняемой работы;
б) надбавки, предоставляемые на основе профессиональных навыков, образования и стажа работника;
в) выплаты стимулирующего характера, направленные на поощрение выдающихся результатов и достижений в работе;
г) выплаты компенсационного характера, предоставляемые в случае выполнения работ, связанных с повышенными рисками и неблагоприятными условиями труда.
При этом стимулирующие выплаты не могут заменять основную заработную плату работников и не подлежат налогообложению.
Тарифная ставка (оклад) первого разряда должна быть не ниже величины МРОТ.
Профсоюзные организации совместно с работодателем разрабатывают единую систему оплаты труда, положения которой должны быть закреплены в трудовом договоре и не могут быть ухудшены по сравнению с нормами трудового права, установленными трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными актами.
21. Устанавливается обязательное регулирование минимального процента ежегодной индексации заработной платы, который должен составлять не менее уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации на момент проведения индексации.
Дополнительно к минимальному проценту ежегодной индексации заработная плата каждого работника должна повышаться не менее чем на 1% в год. Этот повышенный уровень ежегодной индексации обеспечивает рост реальной заработной платы работников и компенсацию инфляционных потерь.
22. Правительство Российской Федерации обязано устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В целях обеспечения социальной справедливости и поддержания высокого уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов предлагается, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы не могут составлять менее 85 процентов заработной платы (оплаты труда) работников. В статью «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» добавлено положение о том, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалифицированным группам не могут составлять менее 85 процентов заработной платы (оплаты труда) работников.
23. В целях обеспечения социальной справедливости и уровня жизни работников, а также с учётом инфляционных процессов устанавливается обязательное повышение минимальной окладной части зарплаты, которая должна составлять не менее 85% от МРОТ.
24. Существенные изменения внесены в порядок оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Дополнительно к минимальному проценту индексации минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должен составлять 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
25. Законопроектом предлагается введение сдельной системы оплаты труда и определение расценок при сдельной оплате труда с учётом, в частности, советского опыта.
При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм выработки (норм времени).
Сдельная расценка определяется путём деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. Сдельная расценка может быть определена также путём умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.
Организации, применяющие сдельную систему оплаты труда, обязаны разработать и утвердить методику определения расценок для каждого вида работ, которые подлежат оплате по сдельной системе.
Внедрение сдельной системы оплаты труда должно осуществляться с соблюдением прозрачности и справедливости. Работники должны быть информированы о сдельных расценках и нормах выработки, а также иметь возможность оспаривать их в случае несогласия.
26. При установлении заработной платы при применении к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей устанавливается, что это не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности
Применение к работнику дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание, и не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.
27. Для обеспечения социальной защиты работников в случае простоя, связанного с обстоятельствами, не зависящими от их воли и желания, предусматривается обязательное обеспечение оплаты простоя в размере 100% от средней заработной платы работника. В действующем Трудовом кодексе время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
28. В зависимости от выполнения работником работ различной квалификации меняется оплата труда:
- при выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам более высокой квалификации;
- при выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.
Если с учётом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.
В конкретной организации должна быть предусмотрена возможность ведения количественного учёта объёма выполненных работ и возможность установления сдельных расценок и норм выработки.
29. Расширяются гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.
30. В соответствии с законопроектом право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
На льготных условиях (с понижением возраста и стажа или только возраста) имеют право на пенсию по старости: рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на других работах с тяжёлыми условиями труда, работницы предприятий текстильной промышленности по спискам производств и профессий; женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста; рабочие и служащие - инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; некоторые другие категории рабочих и служащих.
31. Законопроектом устанавливается порядок внедрения электронного кадрового документооборота (ЭКДО) – создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, и путям их решения, цифровизации трудовых отношений.
32. Введена статья об особенностях регулирования труда лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Лицами предпенсионного возраста считаются лица, подходящие к установленному законодательством Российской Федерации возрасту для выхода на пенсию в течение 5 лет. Работодатели обязаны предоставить лицам пенсионного и предпенсионного возраста равные с более молодыми работниками возможности для трудоустройства.
33. Законопроектом регулируются трудовые отношения работников–инвалидов и лиц с особыми потребностями и устанавливаются особенности и льготы, направленные на обеспечение равных возможностей и социальной защиты данной категории работников. Определён порядок сопровождения работодателями труда инвалидов I и II групп в соответствии с принципами равных возможностей и не дискриминации.
34. В Трудовой кодекс включён правовой статус безработного, прописаны права и гарантии безработного.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить в соответствии с законодательством Российской Федерации.
35. Определены особенности регулирования труда осуждённых и лиц, освобождённых из мест лишения свободы. Государство обеспечивает им условия для труда с учётом их возможностей и квалификации. Осуждённые, находящиеся в учреждениях исполнения наказания, могут быть заняты на работах, обеспечивающих их социальную реабилитацию и подготовку к возвращению в общество.
Труд осуждённых должен соответствовать их физическим и психологическим способностям. Запрещается использование принудительного труда и труда, связанного с унижением человеческого достоинства. Осуждённые имеют право на заработок, соответствующий их квалификации и нормам оплаты труда, установленным законодательством.
36. Установлены особенности регулирования труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Работами с вредными условиями труда считаются те, которые связаны с воздействием производственных факторов на работника, приводящим к его заболеванию или ухудшению здоровья. Работами с опасными условиями труда считаются те, которые связаны с повышенным риском производственного травматизма для работников.
Работодатель обязан проводить систематические инструктажи для работников, включая обучение по безопасным методам и приёмам работы, предоставлять средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работы в условиях, отличающихся от обычных, а также осуществлять регулярную проверку и техническое обслуживание оборудования для обеспечения безопасности работников.
Работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, подлежат обязательным периодическим медицинским осмотрам.
Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, предоставляются дополнительные гарантии социальной защиты, включая компенсации, льготы и другие пособия в случае возникновения профессиональных заболеваний или травм.
37. Ряд новелл относится к регулированию труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районы Крайнего Севера).
В трудовой стаж включается время работы в районах Крайнего Севера по трудовому договору без учёта вида собственности и организационно-правовой формы работодателя.
Включение в стаж периодов работы в районах Крайнего Севера при нестандартных формах занятости происходит при условии уплаты страховых взносов.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
Оплата труда в районах Крайнего Севера осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате: оклад или тарифная ставка; компенсационные выплаты - доплаты и надбавки, возмещающие затраты в особых климатических условиях; стимулирующие выплаты.
Процентная надбавка к заработной плате выплачивается ежемесячно при наличии у работника соответствующего стажа работы в указанных районах и местностях. Трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, исчисляется со дня начала работы по трудовому договору и суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
Если работник получает премии, предусмотренные трудовым договором, которые выплачиваются по итогам труда за определённый период, например, квартал или год, то суммы этих премий для начисления надбавок распределяются по месяцам, которые входят в отчётный период, при пропорциональном соотнесении надбавок с отработанным временем сотрудника в каждом из соответствующих месяцев.
Надбавка лицам, работающим в районах Крайнего Севера, должна начисляться на компенсацию за простои, возникшие по причинам, не зависящим от работодателя либо сотрудника.
Работникам, трудящимся дистанционно и надомникам, соответствующая надбавка положена независимо от географического расположения работодателя, за исключением случаев, когда работники организаций, находящихся в районах Крайнего Севера, фактически трудятся в месте, где надбавка не установлена.
Гарантии медицинского обеспечения работников работодателем в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, включают в себя: оплату стоимости проезда для медицинских консультаций, оплату стоимости лечения или операций, возмещение расходов на приобретение лекарств и протезирующих средств.
38. Законопроектом вводится новая глава об особенностях регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, в которой дан ряд терминов и определений, в частности, кто такие работник государственной корпорации, работник публично-правовой компании, работник государственной компании.
Раскрыты понятия конфликт интересов и личная заинтересованность, определены основные государственные гарантии работников государственной корпорации, публично-правовой компании, государственной компании, особенности регулирования службы и статус государственных гражданских служащих.
39. Вводится новая глава «Правовые механизмы гарантий для лиц, реализующих своё право на труд в нестандартных формах занятости».
Под нестандартными (неформальными) формами занятости работников понимается система социально-трудовых отношений, по тем или иным признакам отклоняющаяся от законодательно установленных норм трудовой деятельности. Под нестандартной (неформальной) занятостью понимаются все формы оплачиваемой занятости, которые формально не зарегистрированы и, следовательно, не учитываются статистикой организаций и налоговыми органами.
Основные критерии нестандартных форм занятости работников:
продолжительность рабочего времени;
формы оформления трудовых отношений (неформальная занятость, занятость в рамках гражданско-правового договора, самозанятость (лица, применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»);
взаимоотношения с работодателями - заказчиками работ, услуг (занятость на дому, дистанционная занятость).
Раскрыто понятие «стандартной занятости» как занятости по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора.
40. Для эффективного разрешения трудовых споров и соблюдения принципа социального партнёрства в трудовых отношениях предусматривается создание специализированных трудовых судов.
Специализированный трудовой суд состоит из следующих членов:
- профессиональный судья, ответственный за независимое и беспристрастное разрешение трудовых споров;
- два заседателя, один из которых представляет интересы объединений работодателей, а другой - интересы объединений работников.
Специализированные трудовые суды рассматривают трудовые споры между работниками и работодателями, а принимаемые ими решения обязательны для исполнения сторонами и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
41. В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и государственных гарантий гражданам на реализацию их права в системе социального, медицинского и пенсионного страхования, организации учёта сведений о несчастных случаях на производстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций на территории страны законопроектом предлагается создание Единой государственной информационной системы учёта несчастных случаев на производстве (далее – Система учёта).
В Системе учёта содержится документированная информация, направляемая в соответствии с порядком регистрации и учёта несчастных случаев на производстве в электронном виде работодателями, председателями комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве (в предусмотренных ТК РФ случаях - государственными инспекторами труда, самостоятельно проводившими расследование несчастного случая на производстве) через территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и (надзору) в сфере труда и занятости.
42. Устанавливается новый нерабочий праздничный день 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции.
43. Предлагается введение оплаты труда при отклонениях от установленных нормативных условий труда.
В случае отклонения от установленных нормативных условий труда по вине работодателя работник имеет право на компенсацию.
Для целей определения среднего заработка работника в случае отклонений от установленных нормативных условий труда средний заработок рассчитывается как средний размер заработка за определённый период времени на основе фактически полученных доходов работника.
Средний заработок включает в себя все виды вознаграждения, предоставляемые работнику, включая, но не ограничиваясь, оклад, надбавки, премии и компенсации.
44. Работу в выходной или нерабочий праздничный день предлагается оплачивать не менее чем в двойном размере:
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки и начисленных на эти повышенные тарифные ставки всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных для них системой труда;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) с учётом начисленных на этот размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) с учётом начисленных на этот размер оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат, сверх оклада (должностного оклада),предусмотренных для них системой оплаты труда, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
45. Законопроектом устанавливается, что размер возмещения суточных, связанных со служебными командировками, должен быть не ниже 1/30 величины МРОТ, установленного в соответствующих субъектах РФ, за каждый день нахождения в служебной командировке.
46. Работодатель обязан обеспечивать гарантии и компенсации работникам при условии прекращения трудовых отношений не по вине работника. При вынужденном прекращении трудовых отношений не по вине работника работодатель обязан выплатить работнику:
компенсацию в размере средней заработной платы за период увольнения;
компенсацию за неиспользованный отпуск, рассчитываемую на основе количества дней отпуска, оставшихся до окончания текущего календарного года.
47. При призыве работника на военную службу работодатель обязан обеспечить сохранение рабочего места работника на период его отсутствия в связи с выполнением военных обязанностей.
Во время прохождения военной службы по призыву работник имеет право на получение среднего заработка, который определяется на основе его трудового договора и последних трёх месяцев до призыва на военную службу.
Трудовой договор между работником и работодателем не может быть расторгнут из-за призыва работника на военную службу.
По окончании военной службы по призыву работник имеет право на восстановление на своём рабочем месте или аналогичной должности с сохранением всех социальных и профессиональных прав и преимуществ, которыми он обладал до призыва на военную службу.
Уточнены обстоятельства увольнения мобилизованного сотрудника, заключившего срочный трудовой договор, а также его возвращения после увольнения с военной службы на рабочее место. Так, при возвращении работника на рабочее место трудовые отношения с ним возобновляются, а срочный трудовой договор продолжит действовать на период, равный остатку до даты приостановления.
48. Введены главы «Особенности регулирования труда муниципальных служащих», «Понятие, предмет регулирования, Особенности регулирования труда работников органов местного самоуправления», «Особенности регулирования службы сотрудников правоохранительных органов», «Отношения на службе в правоохранительных органах. Полномочия правоохранительного органа по принятию локальных нормативных актов в сфере труда. Контракт о прохождении службы.».
49. Расширено содержание главы «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей».
Правительство РФ высказало отрицательное мнение об этой инициативе.
В Кабмине считают, что законопроект нужно переработать, так как он в основном повторяет действующие нормы Трудового кодекса и других законов. Кроме того, некоторые его положения не относятся к трудовым отношениям, а касающиеся инвалидов и пенсий противоречат федеральным законам о пенсиях и занятости.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность