- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Взыскание убытков с федерального оператора при накоплении ОПВК дольше 11 месяцев

Согласно п. 1 ст. 14.4 Федерального закона «Об отходах»1 хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I-II классов опасности (далее – ОПВК), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения ОПВК. В иных случаях ОПВК передаются федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с ОПВК.
Хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются ОПВК, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ОПВК с федеральным оператором по обращению с ОПВК, за исключением случаев самостоятельного обращения с ОПВК (п. 3 ст. 14.4 Федерального закона «Об отходах»).
При этом в практике встречаются случаи, когда федеральный оператор осуществляет вывоз ОПВК с нарушением сроков, в результате чего ОПВК могут накапливаться более 11 месяцев. Накопление отходов свыше 11 месяцев признается размещением отходов и может повлечь доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) за размещение отходов с повышающим коэффициентом.
Возможно ли в случае, если ОПВК признаны размещенными и уплачена плата за НВОС, взыскать убытки с федерального оператора, не осуществившего вывоз ОПВК в надлежащие сроки?
Решение АС г. Москвы от 06.11.2024 по делу № А40-187243/2024
Фабула дела
Между Обществом и федеральным оператором был заключен договор на оказание услуг по обращению с ОПВК. Услуга не была оказана в надлежащие сроки, что повлекло накопление ОПВК свыше 11 месяцев и начисление Обществу платы за НВОС за размещение ОПВК. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании возникших по вине федерального оператора убытков в виде платы за НВОС за размещение ОПВК.
Доводы сторон
Общество: обязанность по плате за размещение ОПВК возникла по вине федерального оператора, он должен возместить убытки.
Федеральный оператор: просил отказать в удовлетворении иска.
Позиция суда
Расходы по плате за НВОС являются убытками Общества, возникшими по вине федерального оператора.
Требования удовлетворены.
Вывод
В случае, если в результате несвоевременного вывоза ОПВК федеральным оператором произошло превышение 11-месячного срока накопления отходов, повлекшее начисление платы за НВОС за размещение ОПВК, возникшие убытки можно взыскать с федерального оператора.
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» (В РЕД. ОТ 26.12.2024).
Взыскание убытков с федерального оператора при накоплении ОПВК дольше 11 месяцев

Согласно п. 1 ст. 14.4 Федерального закона «Об отходах»1 хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I-II классов опасности (далее – ОПВК), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения ОПВК. В иных случаях ОПВК передаются федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с ОПВК.
Хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются ОПВК, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ОПВК с федеральным оператором по обращению с ОПВК, за исключением случаев самостоятельного обращения с ОПВК (п. 3 ст. 14.4 Федерального закона «Об отходах»).
При этом в практике встречаются случаи, когда федеральный оператор осуществляет вывоз ОПВК с нарушением сроков, в результате чего ОПВК могут накапливаться более 11 месяцев. Накопление отходов свыше 11 месяцев признается размещением отходов и может повлечь доначисление платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) за размещение отходов с повышающим коэффициентом.
Возможно ли в случае, если ОПВК признаны размещенными и уплачена плата за НВОС, взыскать убытки с федерального оператора, не осуществившего вывоз ОПВК в надлежащие сроки?
Решение АС г. Москвы от 06.11.2024 по делу № А40-187243/2024
Фабула дела
Между Обществом и федеральным оператором был заключен договор на оказание услуг по обращению с ОПВК. Услуга не была оказана в надлежащие сроки, что повлекло накопление ОПВК свыше 11 месяцев и начисление Обществу платы за НВОС за размещение ОПВК. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании возникших по вине федерального оператора убытков в виде платы за НВОС за размещение ОПВК.
Доводы сторон
Общество: обязанность по плате за размещение ОПВК возникла по вине федерального оператора, он должен возместить убытки.
Федеральный оператор: просил отказать в удовлетворении иска.
Позиция суда
Расходы по плате за НВОС являются убытками Общества, возникшими по вине федерального оператора.
Требования удовлетворены.
Вывод
В случае, если в результате несвоевременного вывоза ОПВК федеральным оператором произошло превышение 11-месячного срока накопления отходов, повлекшее начисление платы за НВОС за размещение ОПВК, возникшие убытки можно взыскать с федерального оператора.
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» (В РЕД. ОТ 26.12.2024).
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность