- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
ВОПРОС — ОТВЕТ
ВОПРОС:
Нужно ли актуализировать сведения об объекте, оказывающем НВОС?
В декабре 2016 г. мы получили свидетельства по двум площадкам нашего предприятия о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением IV категории. На одной из площадок есть котельная с выбросами бенз(а)пирена (вещество I класса опасности).
Поменялась ли позиция Росприроднадзора по вопросу учета класса опасности выбрасываемых веществ? Нужно ли нам актуализировать сведения и получать новое свидетельство с присвоением III категории?
На вопрос отвечает А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ», член подкомитета по охране окружающей среды Ассоциации европейского бизнеса
ОТВЕТ:
Напомним, Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Извлечение из Критериев IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории
6. Наличие одновременно следующих критериев: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
Таким образом, к IV категории не могут быть отнесены предприятия, выбрасывающие вещества I класса опасности.
Если в заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), был указан бенз(а)пирен и вы претендовали на III категорию, а вам присвоили IV категорию, вы можете обратиться за разъяснениями в Росприроднадзор (при желании).
Если же в заявке о постановке на учет бенз(а)пирен не был указан, в этом случае необходимо актуализировать данные. При этом надо понимать, на основании чего установлено, что у вас есть выбросы бенз(а)пирена: если на основании расчета по некогда принятой методике, то однозначно утверждать, что у вас есть выбросы бенз(а)пирена, нельзя — стоит проверить этот факт замерами.
Бенз(а)пирен сопутствует многим процессам, часто в минимальных количествах. Согласно разъяснениям Росприроднадзора* данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, несмотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категории объекта, оказывающего НВОС.
При этом Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) закладывал принцип разнесения объектов по категориям в зависимости от степени воздействия на окружающую среду. Другими словами, объект III категории должен оказывать большее воздействие, чем объект IV категории, что, как справедливо отмечено в упомянутых разъяснениях, в данном случае не соблюдается: «Вместе с тем уровень негативного воздействия на окружающую среду от такого объекта НВОС может равняться или быть ниже, чем у объектов IV категории, в связи с изложенным присвоение таким объектам III категории объектов НВОС будет противоречить положениям статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ».
Ответить на вопрос, поменялась ли позиция Росприроднадзора, не представляется возможным, поскольку щадящая позиция центрального аппарата зачастую встречает сопротивление в регионах, т.е. попытка сослаться в своих действиях или требованиях на подобные разъяснения может встретить сопротивление в виде фразы, что данные разъяснения не являются нормативным правовым актом и следовать им не обязательно. Это действительно справедливо для неопределенного круга лиц, однако полагаем, что для служащих Росприроднадзора разъяснения их руководства должны быть обязательными. При этом на практике мы часто встречаемся с обратным. Описанная ситуация — следствие не совсем удачно разработанных Критериев в развитие ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ. В настоящее время Минприроды России обобщает практику применения Критериев, после чего указанный документ будет доработан.
Поскольку один чиновник, ответственный за разработку критериев, не может охватить нюансы всех производств, имеет смысл принять участие в обсуждении проекта обновленных критериев, «примерив» их в отношении собственного производства. Таким образом, многие нюансы смогут быть учтены.
Отметим, когда был опубликован проект Критериев, мы так сделали в отношении выявленного несоответствия: аргументированно изложили свою позицию и были услышаны — неудачный критерий был убран из проекта. К сожалению, так поступили не все, кто сейчас критикует Критерии, и теперь придется ждать, когда Минприроды России переработает огромный пласт скопившейся у них информации по практике применения Критериев и доработает документ. Однако, если предприятия не примут участия в обсуждении обновленных критериев на стадии проекта, следующие критерии тоже могут оказаться недостаточно адекватными. Повторимся, один, даже самый умный чиновник, не сможет учесть нюансы всех производств.
ВЫВОД:
Если в заявке о постановке на учет вы указали правильную информацию и получили IV категорию, то можете больше ни о чем не беспокоиться.
Если к вам возникнут претензии со стороны правоприменителя, вы можете указать, что подали правильные данные и IV категория вам была присвоена на основании упомянутых разъяснений, которые соответствуют требованиям ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации не может противоречить Федеральному закону. В случае выявления такого противоречия действует Федеральный закон. Таким образом, ваша позиция опирается не просто на разъяснения, а на разъяснения, основанные на законе.
Если же вы не указали бенз(а)пирен в заявке о постановке на учет, следует сделать замеры. Если замеры покажут наличие бенз(а)пирена, вам необходимо актуализировать данные на основе вновь полученной информации (сделанных замеров).
ВОПРОС — ОТВЕТ
ВОПРОС:
Нужно ли актуализировать сведения об объекте, оказывающем НВОС?
В декабре 2016 г. мы получили свидетельства по двум площадкам нашего предприятия о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением IV категории. На одной из площадок есть котельная с выбросами бенз(а)пирена (вещество I класса опасности).
Поменялась ли позиция Росприроднадзора по вопросу учета класса опасности выбрасываемых веществ? Нужно ли нам актуализировать сведения и получать новое свидетельство с присвоением III категории?
На вопрос отвечает А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ», член подкомитета по охране окружающей среды Ассоциации европейского бизнеса
ОТВЕТ:
Напомним, Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Извлечение из Критериев IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории
6. Наличие одновременно следующих критериев: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
Таким образом, к IV категории не могут быть отнесены предприятия, выбрасывающие вещества I класса опасности.
Если в заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), был указан бенз(а)пирен и вы претендовали на III категорию, а вам присвоили IV категорию, вы можете обратиться за разъяснениями в Росприроднадзор (при желании).
Если же в заявке о постановке на учет бенз(а)пирен не был указан, в этом случае необходимо актуализировать данные. При этом надо понимать, на основании чего установлено, что у вас есть выбросы бенз(а)пирена: если на основании расчета по некогда принятой методике, то однозначно утверждать, что у вас есть выбросы бенз(а)пирена, нельзя — стоит проверить этот факт замерами.
Бенз(а)пирен сопутствует многим процессам, часто в минимальных количествах. Согласно разъяснениям Росприроднадзора* данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, несмотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категории объекта, оказывающего НВОС.
При этом Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) закладывал принцип разнесения объектов по категориям в зависимости от степени воздействия на окружающую среду. Другими словами, объект III категории должен оказывать большее воздействие, чем объект IV категории, что, как справедливо отмечено в упомянутых разъяснениях, в данном случае не соблюдается: «Вместе с тем уровень негативного воздействия на окружающую среду от такого объекта НВОС может равняться или быть ниже, чем у объектов IV категории, в связи с изложенным присвоение таким объектам III категории объектов НВОС будет противоречить положениям статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ».
Ответить на вопрос, поменялась ли позиция Росприроднадзора, не представляется возможным, поскольку щадящая позиция центрального аппарата зачастую встречает сопротивление в регионах, т.е. попытка сослаться в своих действиях или требованиях на подобные разъяснения может встретить сопротивление в виде фразы, что данные разъяснения не являются нормативным правовым актом и следовать им не обязательно. Это действительно справедливо для неопределенного круга лиц, однако полагаем, что для служащих Росприроднадзора разъяснения их руководства должны быть обязательными. При этом на практике мы часто встречаемся с обратным. Описанная ситуация — следствие не совсем удачно разработанных Критериев в развитие ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ. В настоящее время Минприроды России обобщает практику применения Критериев, после чего указанный документ будет доработан.
Поскольку один чиновник, ответственный за разработку критериев, не может охватить нюансы всех производств, имеет смысл принять участие в обсуждении проекта обновленных критериев, «примерив» их в отношении собственного производства. Таким образом, многие нюансы смогут быть учтены.
Отметим, когда был опубликован проект Критериев, мы так сделали в отношении выявленного несоответствия: аргументированно изложили свою позицию и были услышаны — неудачный критерий был убран из проекта. К сожалению, так поступили не все, кто сейчас критикует Критерии, и теперь придется ждать, когда Минприроды России переработает огромный пласт скопившейся у них информации по практике применения Критериев и доработает документ. Однако, если предприятия не примут участия в обсуждении обновленных критериев на стадии проекта, следующие критерии тоже могут оказаться недостаточно адекватными. Повторимся, один, даже самый умный чиновник, не сможет учесть нюансы всех производств.
ВЫВОД:
Если в заявке о постановке на учет вы указали правильную информацию и получили IV категорию, то можете больше ни о чем не беспокоиться.
Если к вам возникнут претензии со стороны правоприменителя, вы можете указать, что подали правильные данные и IV категория вам была присвоена на основании упомянутых разъяснений, которые соответствуют требованиям ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации не может противоречить Федеральному закону. В случае выявления такого противоречия действует Федеральный закон. Таким образом, ваша позиция опирается не просто на разъяснения, а на разъяснения, основанные на законе.
Если же вы не указали бенз(а)пирен в заявке о постановке на учет, следует сделать замеры. Если замеры покажут наличие бенз(а)пирена, вам необходимо актуализировать данные на основе вновь полученной информации (сделанных замеров).
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность