- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Расчет платы за НВОС для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории НВОС, с 01.01.2019
Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»
Вопрос
С 01.01.2019 г. законодательство отменяет для предприятий III категории разработку проектов на выбросы, сбросы, отходы, т.е. отменяет получение разрешений (лимитов), устанавливая только требования по предоставлению определенной отчетности в гос.органы.
Каким образом, в данном случае, планируется производить расчет платы за НВОС в отношении платежей в пределах лимита и сверхлимита? Это можно расценивать, что лимит будет равен фактическому образованию загрязняющего вещества/отхода?
Если это так, то как будет рассматриваться платеж за сбросы в водные объекты, если в действующем до 2022 г. Решении на право пользования водным объектом прописано максимальное содержание ЗВ?
Как будут учитываться ЗВ при выбросах предприятия, в случае изменения тех. процесса?
И необходимо ли с 2019 г. предоставлять отчет о неизменности тех.процесса в отношении образования отходов?
Ответ
1. Да, норматив/лимит будет равен фактическому образованию загрязняющего вещества/отхода.
2. Максимальное содержание ЗВ в Решении на право пользования водным объектом (далее - Решение) в данном случае не влияет на размер платежа.
Но, обращаем Ваше внимание, что нарушение требований, установленных в Решении, может являться основанием для привлечения к Административной ответственности.
3. В случае изменения тех. процесса в первую очередь необходима актуализация сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Если эта актуализация не повлечет увеличения категории объекта, то так же сдается отчетность но уже с новыми данными и в соответствии с ними рассчитывается плата как в пределах нормативов/лимитов.
4. Поскольку с 2019 г. объекты III категории будут освобождены от необходимости наличия проектов на отходы, предоставлять технический отчет о неизменности тех.процесса в отношении образования отходов не нужно. Необходимо будет ежегодное предоставление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов..
Обоснование
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255 утверждены:
- Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила);
- Изменения, которые вносятся в Правила.
При этом установлен особый порядок вступления в силу Изменений. Часть изменений вступит в силу 1 января 2019 года, а другая часть 1 января 2020 г.
Рассмотрим Ваш вопрос исходя из редакции Правил, действующей с 1 января 2019 года.
1,2. При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах:
- нормативов допустимых выбросов,
- нормативов допустимых сбросов,
за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) (п.11_1 Правил ).
При этом п.11_2 Правил будет устанавливать, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах НВОС III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в п.17 Правил . В отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в п.21 Правил .
Так же при непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в п.21 Правил .
Плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ либо в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетностью о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов, оказывающих негативное воздействие, III категории или сбросов загрязняющих веществ (Пнд) рассчитывается по формуле (п.17 Правил ):
,
где:
Мндi - платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса или объем выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном либо менее установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб.м);
Нплi - ставка платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 , рублей/тонна (рублей/куб.м);
Кот - дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;
Кнд - коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, равный 1;
n - количество загрязняющих веществ.
Как следует из формулы, данные указанные в Решении на право пользования водным объектом в расчетах платы не участвуют.
При этом необходимо помнить, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.45 КоАП РФ , влечет наложение административного штрафа (ч.4 ст.8.13 КоАП РФ ):
- на граждан - от 1 500 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Таким образом, для объектов НВОС III категории объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ для расчета платы без повышающих коэффициентов необходимое условие предоставление:
- отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Расчет платы за размещение отходов регулирует п.13 Правил :
Лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в п.18 Правил , а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в п.20 Правил .
Таким образом, Изменениями в Правила не предусмотрено вступление в силу изменённой редакции ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ). Но поскольку требования Федерального закона имеют большую юридическую силу, для объектов НВОС III категории расчет платы будет производиться как в пределах лимитов на размещение при условии своевременного предоставления отчета по отходам. Кроме того, возможно, данный пробел будет устранен к моменту предоставления платы за НВОС за 2019 год.
3. Сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений (п.6 ст.69_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)):
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта, оказывающего НВОС;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (п.9 ст.69_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ ).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от НВОС и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (п.29 , 32 Правил ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. N 572 ).
Таким образом, в случае изменения тех. процесса необходимо актуализировать сведения об объекте НВОС. Если актуализация не повлечет изменения категории объекта НВОС, то расчет платы так же будет осуществляться на основании данных отчетности. В отчетности должны быть учтены изменения.
4. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами (далее - технический отчет) в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие НООЛР (п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. N 50 ).
Таким образом, на сегодняшний день, установлена необходимость предоставления технического отчета тем хозяйствующим субъектам, которым необходимы НООЛР. Так, например, субъекты малого и среднего предпринимательства, технические отчеты не сдают, т.к. освобождены от необходимости разработки и утверждения НООЛР.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ будет изложена в новой редакции:
НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.
Юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Следовательно, поскольку у объектов III категории с 1 января 2019 года отпадает обязанность наличия НООЛР, сдавать технический отчет с целью продления действия НООЛР нет необходимости.
Эксперт Службы поддержки пользователей
проекта "Техэксперт: Экология"
Колчина Евгения Николаевна
Расчет платы за НВОС для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории НВОС, с 01.01.2019
Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»
Вопрос
С 01.01.2019 г. законодательство отменяет для предприятий III категории разработку проектов на выбросы, сбросы, отходы, т.е. отменяет получение разрешений (лимитов), устанавливая только требования по предоставлению определенной отчетности в гос.органы.
Каким образом, в данном случае, планируется производить расчет платы за НВОС в отношении платежей в пределах лимита и сверхлимита? Это можно расценивать, что лимит будет равен фактическому образованию загрязняющего вещества/отхода?
Если это так, то как будет рассматриваться платеж за сбросы в водные объекты, если в действующем до 2022 г. Решении на право пользования водным объектом прописано максимальное содержание ЗВ?
Как будут учитываться ЗВ при выбросах предприятия, в случае изменения тех. процесса?
И необходимо ли с 2019 г. предоставлять отчет о неизменности тех.процесса в отношении образования отходов?
Ответ
1. Да, норматив/лимит будет равен фактическому образованию загрязняющего вещества/отхода.
2. Максимальное содержание ЗВ в Решении на право пользования водным объектом (далее - Решение) в данном случае не влияет на размер платежа.
Но, обращаем Ваше внимание, что нарушение требований, установленных в Решении, может являться основанием для привлечения к Административной ответственности.
3. В случае изменения тех. процесса в первую очередь необходима актуализация сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Если эта актуализация не повлечет увеличения категории объекта, то так же сдается отчетность но уже с новыми данными и в соответствии с ними рассчитывается плата как в пределах нормативов/лимитов.
4. Поскольку с 2019 г. объекты III категории будут освобождены от необходимости наличия проектов на отходы, предоставлять технический отчет о неизменности тех.процесса в отношении образования отходов не нужно. Необходимо будет ежегодное предоставление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов..
Обоснование
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255 утверждены:
- Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила);
- Изменения, которые вносятся в Правила.
При этом установлен особый порядок вступления в силу Изменений. Часть изменений вступит в силу 1 января 2019 года, а другая часть 1 января 2020 г.
Рассмотрим Ваш вопрос исходя из редакции Правил, действующей с 1 января 2019 года.
1,2. При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах:
- нормативов допустимых выбросов,
- нормативов допустимых сбросов,
за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) (п.11_1 Правил ).
При этом п.11_2 Правил будет устанавливать, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах НВОС III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в п.17 Правил . В отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в п.21 Правил .
Так же при непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в п.21 Правил .
Плата в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ либо в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетностью о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов, оказывающих негативное воздействие, III категории или сбросов загрязняющих веществ (Пнд) рассчитывается по формуле (п.17 Правил ):
,
где:
Мндi - платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как масса или объем выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ в количестве равном либо менее установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб.м);
Нплi - ставка платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 , рублей/тонна (рублей/куб.м);
Кот - дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2;
Кнд - коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, равный 1;
n - количество загрязняющих веществ.
Как следует из формулы, данные указанные в Решении на право пользования водным объектом в расчетах платы не участвуют.
При этом необходимо помнить, что нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.45 КоАП РФ , влечет наложение административного штрафа (ч.4 ст.8.13 КоАП РФ ):
- на граждан - от 1 500 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Таким образом, для объектов НВОС III категории объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ для расчета платы без повышающих коэффициентов необходимое условие предоставление:
- отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Расчет платы за размещение отходов регулирует п.13 Правил :
Лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в п.18 Правил , а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в п.20 Правил .
Таким образом, Изменениями в Правила не предусмотрено вступление в силу изменённой редакции ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ). Но поскольку требования Федерального закона имеют большую юридическую силу, для объектов НВОС III категории расчет платы будет производиться как в пределах лимитов на размещение при условии своевременного предоставления отчета по отходам. Кроме того, возможно, данный пробел будет устранен к моменту предоставления платы за НВОС за 2019 год.
3. Сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений (п.6 ст.69_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)):
- о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
- об изменении места нахождения объекта, оказывающего НВОС;
- об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
- об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (п.9 ст.69_2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ ).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от НВОС и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (п.29 , 32 Правил ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. N 572 ).
Таким образом, в случае изменения тех. процесса необходимо актуализировать сведения об объекте НВОС. Если актуализация не повлечет изменения категории объекта НВОС, то расчет платы так же будет осуществляться на основании данных отчетности. В отчетности должны быть учтены изменения.
4. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами (далее - технический отчет) в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие НООЛР (п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. N 50 ).
Таким образом, на сегодняшний день, установлена необходимость предоставления технического отчета тем хозяйствующим субъектам, которым необходимы НООЛР. Так, например, субъекты малого и среднего предпринимательства, технические отчеты не сдают, т.к. освобождены от необходимости разработки и утверждения НООЛР.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ будет изложена в новой редакции:
НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.
Юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Следовательно, поскольку у объектов III категории с 1 января 2019 года отпадает обязанность наличия НООЛР, сдавать технический отчет с целью продления действия НООЛР нет необходимости.
Эксперт Службы поддержки пользователей
проекта "Техэксперт: Экология"
Колчина Евгения Николаевна
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность