- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
- определяющих виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), от эксплуатации которых вещества выбрасывается через стационарные источники на объекте 1 категории, которые необходимо оборудовать системами автоматического контроля;
- определяющих правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля;
- определяющих требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов, сбросов, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях в государственный реестр объектов НВОС.
- для производства нефтепродуктов,
- для производства электрической энергии, газа и пара,
- для металлургического производства,
- для производства неметаллической минеральной продукции,
- для производства органических химических веществ, полимеров, химических синтетических волокон и нитей на основе целлюлозы, синтетического каучука, синтетических красителей и пигментов, поверхностно-активных веществ,
- для производства неорганических химических веществ и химических продуктов,
- при осуществлении деятельности по обезвреживанию отходов,
- для производства целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.
Непрерывный мониторинг сбросов и выбросов загрязняющих веществ на предприятиях
Вопрос
Каким образом должен осуществляться непрерывный мониторинг сбросов и выбросов загрязняющих веществ на предприятиях?
Это будет единый "пункт сбора и обработки" информации, или же необходимо специализированное оборудование на каждую единицу оборудования имеющего "трубу"?
Ответ
Непрерывный мониторинг сбросов и выбросов – это автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксация и передача информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ и от 29.07.2018 N 252-ФЗ, данные измерения осуществляются с помощью систем автоматического контроля.
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статья 67 в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.19 г., содержит требования относительно данных систем контроля. Пункт 3.1 вводит требование о наличии в составе программы производственного экологического контроля для объектов I категории отдельной программы создания системы автоматического контроля или сведения о наличии такой системы на объекте.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74, однако требования к программе создания системы автоматического контроля в данном приказе отсутствуют, так как он вышел раньше, чем в закон внесли последние изменения. Согласно статье 67,п. 9 такими системами оснащаются объекты 1 категории, на которых эксплуатируются оборудование и установки, входящие в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Программа создания систем автоматического контроля определяет стационарные источники и показатели выбросов и сбросов, подлежащие такому контролю, а также места, сроки установки системы и средств передачи данных о показателях в государственный реестр объектов НВОС. Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством РФ. Срок создания системы – не более 4 лет со дня выдачи КЭР с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов и сбросов, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов в государственный реестр объектов НВОС устанавливаются Правительством РФ.
Таким образом, чтобы данная система требований заработала на практике, Правительству РФ необходимо принять ряд подзаконных актов:
На данный момент Минприроды России подготовило только проект постановления Правительства РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учёта объёма или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах», текст которого размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Однако проект размещен на сайте с 2015 года и все еще не принят, к тому же уже устарел в связи с более поздними изменениями в федеральные законы, к тому же он затрагивает только выбросы веществ, но не сбросы.
Перечень в проекте НПА включает источники выброса ЗВ от оборудования
Кроме того, подготовлен и размещен проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в КоАП РФ вводится статья 8.48, предусматривающая штрафы за различные нарушения в данной сфере до 200000 руб. для юридических лиц. на этом пока законотворческая деятельность в данном направлении остановилась, в основном по причине недостаточности полномочий у органов власти, которым предписано данные НПА создать.
Таким образом, подзаконная база нормативных актов для внедрения автоматических систем контроля не готова, проекты НПА только начинают появляться несмотря на то, что соответствующие изменения в законодательстве вступают в силу с 1 января 2019 г.
Состав передаваемой информации, форма ее предоставления, порядок передачи, обработки, хранения и использования этой информации, согласно проекту НПА, определяется Минприроды.
Для расчета объема или массы выбросов на основании результатов прямых измерений используются программно-технические средства, прошедшие аттестацию (валидацию) в соответствии с законодательством. Технические требования к системам контроля и средствам передачи информации должно утвердить Министерство промышленности и торговли. Порядок создания, ввода в эксплуатацию и эксплуатации систем, организации передачи данных о выбросах и контроля эксплуатации таких систем, а также состав, форму и порядок передачи информации от систем также должно утвердить Минприроды.
При создании систем следует руководствоваться требованиями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 10396-2012, ГОСТ Р ИСО 12039-2011, ГОСТ Р ИСО, 10849-2006 и др. в части технических требований к системам и методами измерений, ГОСТ Р 8.596-2002, РД 52.04.59-85 в части метрологии, а также справочниками НДТ. Обратите внимание, что средства измерения выбросов и сбросов, входящие в комплекс системы, должны быть внесены в государственный реестр СИ РФ и проходить поверку согласно установленным требованиям.
Требования по порядку передачи информации не утверждены, поэтому очевидным вариантом сейчас является создание некого алгоритма сбора информации внутри системы, чтобы в дальнейшем осуществить передачу данных в госреестр на основании утвержденных подзаконными актами требований. Следует помнить, что оснащение источников системами контроля – это полноценное строительство либо реконструкция части производственных помещений, для осуществления которого придется разработать проектную документацию на строительство в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», при этом проектная документация может подлежать государственной экспертизе в установленных случаях, а также экспертизе промышленной безопасности производственного объекта.
Таким образом, в рамках действующего законодательства имеется возможность для начала создания таких систем, что уже и начато отечественными производителями.
М.Ламихова,
инженер-эколог ГК "Экологический центр"
- определяющих виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), от эксплуатации которых вещества выбрасывается через стационарные источники на объекте 1 категории, которые необходимо оборудовать системами автоматического контроля;
- определяющих правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля;
- определяющих требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов, сбросов, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях в государственный реестр объектов НВОС.
- для производства нефтепродуктов,
- для производства электрической энергии, газа и пара,
- для металлургического производства,
- для производства неметаллической минеральной продукции,
- для производства органических химических веществ, полимеров, химических синтетических волокон и нитей на основе целлюлозы, синтетического каучука, синтетических красителей и пигментов, поверхностно-активных веществ,
- для производства неорганических химических веществ и химических продуктов,
- при осуществлении деятельности по обезвреживанию отходов,
- для производства целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.
Непрерывный мониторинг сбросов и выбросов загрязняющих веществ на предприятиях
Вопрос
Каким образом должен осуществляться непрерывный мониторинг сбросов и выбросов загрязняющих веществ на предприятиях?
Это будет единый "пункт сбора и обработки" информации, или же необходимо специализированное оборудование на каждую единицу оборудования имеющего "трубу"?
Ответ
Непрерывный мониторинг сбросов и выбросов – это автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксация и передача информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ и от 29.07.2018 N 252-ФЗ, данные измерения осуществляются с помощью систем автоматического контроля.
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статья 67 в новой редакции, вступающей в силу с 01.01.19 г., содержит требования относительно данных систем контроля. Пункт 3.1 вводит требование о наличии в составе программы производственного экологического контроля для объектов I категории отдельной программы создания системы автоматического контроля или сведения о наличии такой системы на объекте.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74, однако требования к программе создания системы автоматического контроля в данном приказе отсутствуют, так как он вышел раньше, чем в закон внесли последние изменения. Согласно статье 67,п. 9 такими системами оснащаются объекты 1 категории, на которых эксплуатируются оборудование и установки, входящие в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Программа создания систем автоматического контроля определяет стационарные источники и показатели выбросов и сбросов, подлежащие такому контролю, а также места, сроки установки системы и средств передачи данных о показателях в государственный реестр объектов НВОС. Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством РФ. Срок создания системы – не более 4 лет со дня выдачи КЭР с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов и сбросов, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов в государственный реестр объектов НВОС устанавливаются Правительством РФ.
Таким образом, чтобы данная система требований заработала на практике, Правительству РФ необходимо принять ряд подзаконных актов:
На данный момент Минприроды России подготовило только проект постановления Правительства РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учёта объёма или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах», текст которого размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Однако проект размещен на сайте с 2015 года и все еще не принят, к тому же уже устарел в связи с более поздними изменениями в федеральные законы, к тому же он затрагивает только выбросы веществ, но не сбросы.
Перечень в проекте НПА включает источники выброса ЗВ от оборудования
Кроме того, подготовлен и размещен проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в КоАП РФ вводится статья 8.48, предусматривающая штрафы за различные нарушения в данной сфере до 200000 руб. для юридических лиц. на этом пока законотворческая деятельность в данном направлении остановилась, в основном по причине недостаточности полномочий у органов власти, которым предписано данные НПА создать.
Таким образом, подзаконная база нормативных актов для внедрения автоматических систем контроля не готова, проекты НПА только начинают появляться несмотря на то, что соответствующие изменения в законодательстве вступают в силу с 1 января 2019 г.
Состав передаваемой информации, форма ее предоставления, порядок передачи, обработки, хранения и использования этой информации, согласно проекту НПА, определяется Минприроды.
Для расчета объема или массы выбросов на основании результатов прямых измерений используются программно-технические средства, прошедшие аттестацию (валидацию) в соответствии с законодательством. Технические требования к системам контроля и средствам передачи информации должно утвердить Министерство промышленности и торговли. Порядок создания, ввода в эксплуатацию и эксплуатации систем, организации передачи данных о выбросах и контроля эксплуатации таких систем, а также состав, форму и порядок передачи информации от систем также должно утвердить Минприроды.
При создании систем следует руководствоваться требованиями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 10396-2012, ГОСТ Р ИСО 12039-2011, ГОСТ Р ИСО, 10849-2006 и др. в части технических требований к системам и методами измерений, ГОСТ Р 8.596-2002, РД 52.04.59-85 в части метрологии, а также справочниками НДТ. Обратите внимание, что средства измерения выбросов и сбросов, входящие в комплекс системы, должны быть внесены в государственный реестр СИ РФ и проходить поверку согласно установленным требованиям.
Требования по порядку передачи информации не утверждены, поэтому очевидным вариантом сейчас является создание некого алгоритма сбора информации внутри системы, чтобы в дальнейшем осуществить передачу данных в госреестр на основании утвержденных подзаконными актами требований. Следует помнить, что оснащение источников системами контроля – это полноценное строительство либо реконструкция части производственных помещений, для осуществления которого придется разработать проектную документацию на строительство в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», при этом проектная документация может подлежать государственной экспертизе в установленных случаях, а также экспертизе промышленной безопасности производственного объекта.
Таким образом, в рамках действующего законодательства имеется возможность для начала создания таких систем, что уже и начато отечественными производителями.
М.Ламихова,
инженер-эколог ГК "Экологический центр"
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность