Возник вопрос при составлении отчёта по ПЭК

    Если у нас закончилось разрешение 23 сентября 2018 года, новое разрешение мы получить не успели, а провели только инвентаризацию источников выбросов.

    1. Что писать в таб. 2.2 отчёта в графе 7, 9, 11 по новым вентиляциям, отсутствующим в разрешении?

    2. По старым вентиляциям, в случае если перечень веществ в разрешении и в инвентаризации не совпадает?

    3. По старым вентиляциям, если разрешение закончилось, что писать в графе 7, 11. 

    Ответ:

    Производственный контроль на объекте ОНВ проводится согласно требованиям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды", Статья 67. Требования к содержанию программы ПЭК, срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК определяются Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный орган отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК до 25 марта года, следующего за отчётным. Форма отчёта представлена в приказе Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Методические рекомендации к заполнению отчета по программе содержатся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522.

    Отчет по программе ПЭК включает несколько разделов. Все разделы отчета и программы ПЭК включают исключительно вещества из Перечня согласно распоряжению 1316-р от 8 июля 2015 г. Раздел 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха» состоит из 4 таблиц. Таблица 2.2 "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" включает наименование подразделений, источников выброса, а также значения установленных ПДВ (ВСВ) в г/с и их сравнение с фактическим выбросом, зафиксированным в ходе ПЭК.

    Согласно методическим рекомендациям:

    7. При заполнении респондентом таблицы 2.2 "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

    […]

    в графе 7 рекомендуется указывать предельно допустимый выброс или временно согласованный выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух (грамм в секунду), установленные в соответствии с Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183;

    в графе 8 рекомендуется указывать фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований;

    в графе 9 рекомендуется указывать превышение (в раз) установленного предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, которое рассчитывается как отношение показателя графы 8 к показателю графы 7;

    в графе 10 рекомендуется указывать дату отбора пробы;

    в графе 11 рекомендуется указывать общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса, временно согласованного выброса в целом по объекту по всем источникам выбросов и выбрасываемым ими загрязняющим веществам. Графу 11 рекомендуется заполнять один раз по итогам отчетного года;

    в графе 12 рекомендуется указывать, при необходимости, дополнительную (справочную) информацию по теме в произвольной форме. Например, могут быть указаны причины превышения установленного предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

     

    Методические рекомендации советуют указывать в таблице ПДВ или ВСВ, установленные в соответствии с постановлением от 2 марта 2000 г. № 183. При этом не сказано, как поступить, если согласованный проект ПДВ и разрешение на выброс закончили действие в течение года либо вообще отсутствуют, так как с 1 января 2019 года данные документы больше не обязательны. Вероятно, в ходе заполнения таблицы, при отсутствии установленных нормативов выбросов, особенно для II и III категорий объектов ОНВ, нужно будет просто ставить прочерки. Процедура нормирования выбросов предусмотрена только для объектов I категории в рамках получения КЭР. Объекты II категории подают ДОВОС и декларируют фактические объемы выбросов и сбросов в ее рамках. Для объектов III категории нормативами считаются выбросы, сбросы, фактически осуществленные и указанные в отчёте ПЭК, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Для этих веществ, вероятно, должна быть отдельная процедура нормирования, но пока она не утверждена.

    В графе 8 таблицы 2.2, согласно методическим рекомендациям, указывается фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований. Отметим, что согласно приказу № 74 контроль может вестись как инструментальным, так и расчетным методами. Методические рекомендации исключают заполнение таблицы 2.2 для источников, контролируемых расчетным методом, в других таблицах приведение данной информации тоже не предусмотрено, что является недостатком рекомендаций по приказу № 522.

    В целом указанные методические рекомендации, установленные приказом № 522, довольно бесполезный документ, составленный для «галочки». Они не содержат сколь-нибудь полезных советов и решений спорных ситуаций при заполнении отчета, а также не дают рекомендаций для переходного периода 2018-2019 годов, который мы сейчас и проходим. Именно поэтому в ситуации, в которой оказалось ваше предприятие, приходится при заполнении таблиц руководствоваться лишь логикой.

    Пройдемся по вашим вопросам:

     

    1. Что мне писать в таб. 2.2 отчёта в графе 7, 9, 11 по новым вентиляциям, отсутствующим в разрешении?

     

    Инвентаризация источников выбросов, являющаяся основой проекта ПДВ и разрешения на выброс, проводится в соответствии с требованиями Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.99 г., статья 22. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа. Ранее инвентаризация осуществлялась на основе «Инструкции по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу» 1990 года, срок корректировки в инструкции не установлен. Теперь есть новый документ – приказ № 352 от 07.08.18 г., вступающий в силу в апреле 2019 г. Согласно ему:

    42. Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях:

    изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;

    изменение объемов производства;

    замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;

    выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;

    изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;

    реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

    43. В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).

    44. При возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 42 и 43 настоящего Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.

    45. Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 43 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

     

    Так как ранее не был установлен срок корректировки инвентаризации источников, предприятия проводили ее, в основном, когда подходило к концу очередное разрешение на выбросы, то есть раз в 5 лет (семилетний срок действия ПДВ установлен с 27.07.2017 г). Однако согласно Федеральному закону, при появлении новых источников (в вашем вопросе - вентиляций) ваше предприятие было обязано инвентаризацию откорректировать и внести изменения в разрешение на выбросы по мере возможности. Кроме того, если ваши источники действовали, но не были внесены в проект ПДВ и по этой причине не контролировались в рамках ПЭК, это является нарушением законодательства в сфере производственного экологического контроля. Контролю подлежат все источники выброса независимо от того, внесены ли они были в проект ПДВ и включены ли в разрешение на выброс. Программа ПЭК вообще не содержит привязки к разрешению на выброс, оно никак не упоминается в ней, только приводятся значения установленных ПДВ/ВСВ при наличии. Таким образом, по «новым вентиляциям» в рамках ПЭК нужно было также вести контроль. При этом в графе 7 таблицы 2.2 будет стоять прочерк, так как ПДВ не установлен, в графе 9 (превышение предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса в раз) рекомендуем так же поставить прочерк, так как нет установленного ПДВ для расчета количества превышений, в графе 11 (общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса) – либо прочерк, либо указать общее количество проведенных измерений или расчетов в рамках ПЭК по данному источнику (веществу), так как все выбросы из источника по факту являются выбросами без ПДВ и разрешения, то есть являются превышением ПДВ что в период до сентября, что после. Вписать в графу 7 «ноль» мы не имеем права, так как ПДВ не был установлен вообще, а при делении графы 8 (фактический выброс) на графу 7 для заполнения графы 9 будет производиться деление на «ноль». В графе 12 следует пояснить ваши действия.

     

    2. По старым вентиляциям, в случае если перечень веществ в разрешении и в инвентаризации не совпадает?

     

    В данном случае можно поступить аналогичным образом. По веществам, которые есть в разрешении и по результатам ПЭК их выбросы не превышают ПДВ для каждого случая контроля, следует заполнять таблицу обычным образом вплоть до сентября, когда разрешение заканчивается. После сентября по «старым» веществам в графе 7 ставится прочерк, в графе 9 тоже прочерк, в графе 11 – аналогично либо прочерк, либо указывается общее количество проведенных измерений или расчетов в рамках ПЭК по данному веществу, так как все выбросы из него являются выбросами без ПДВ и разрешения, то есть являются превышением ПДВ. В графе 12 следует пояснить ваши действия. Для «новых» веществ – аналогично в течение всего года, так как для них не было разрешения на выброс, см. предыдущий пункт.

     

    3. По старым вентиляциям, если разрешение закончилось, что писать в графе 7, 11.

     

    Аналогично «старым» веществам, для «старых» источников выброса нужно заполнять таблицы обычным образом вплоть до конца действия разрешения на выброс, далее в графе 7 ставить прочерк, в графе 11 либо прочерк, либо указывается общее количество проведенных измерений или расчетов в рамках ПЭК по данному источнику.

     

    М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

    12.03.2019, 08:40

    Возник вопрос при составлении отчёта по ПЭК

    Если у нас закончилось разрешение 23 сентября 2018 года, новое разрешение мы получить не успели, а провели только инвентаризацию источников выбросов.

    1. Что писать в таб. 2.2 отчёта в графе 7, 9, 11 по новым вентиляциям, отсутствующим в разрешении?

    2. По старым вентиляциям, в случае если перечень веществ в разрешении и в инвентаризации не совпадает?

    3. По старым вентиляциям, если разрешение закончилось, что писать в графе 7, 11. 

    Ответ:

    Производственный контроль на объекте ОНВ проводится согласно требованиям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды", Статья 67. Требования к содержанию программы ПЭК, срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК определяются Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный орган отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК до 25 марта года, следующего за отчётным. Форма отчёта представлена в приказе Минприроды России от 14.06.2018 № 261. Методические рекомендации к заполнению отчета по программе содержатся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522.

    Отчет по программе ПЭК включает несколько разделов. Все разделы отчета и программы ПЭК включают исключительно вещества из Перечня согласно распоряжению 1316-р от 8 июля 2015 г. Раздел 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха» состоит из 4 таблиц. Таблица 2.2 "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" включает наименование подразделений, источников выброса, а также значения установленных ПДВ (ВСВ) в г/с и их сравнение с фактическим выбросом, зафиксированным в ходе ПЭК.

    Согласно методическим рекомендациям:

    7. При заполнении респондентом таблицы 2.2 "Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" формы Отчета рекомендуется обратить внимание на следующее:

    […]

    в графе 7 рекомендуется указывать предельно допустимый выброс или временно согласованный выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух (грамм в секунду), установленные в соответствии с Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183;

    в графе 8 рекомендуется указывать фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований;

    в графе 9 рекомендуется указывать превышение (в раз) установленного предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, которое рассчитывается как отношение показателя графы 8 к показателю графы 7;

    в графе 10 рекомендуется указывать дату отбора пробы;

    в графе 11 рекомендуется указывать общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса, временно согласованного выброса в целом по объекту по всем источникам выбросов и выбрасываемым ими загрязняющим веществам. Графу 11 рекомендуется заполнять один раз по итогам отчетного года;

    в графе 12 рекомендуется указывать, при необходимости, дополнительную (справочную) информацию по теме в произвольной форме. Например, могут быть указаны причины превышения установленного предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

     

    Методические рекомендации советуют указывать в таблице ПДВ или ВСВ, установленные в соответствии с постановлением от 2 марта 2000 г. № 183. При этом не сказано, как поступить, если согласованный проект ПДВ и разрешение на выброс закончили действие в течение года либо вообще отсутствуют, так как с 1 января 2019 года данные документы больше не обязательны. Вероятно, в ходе заполнения таблицы, при отсутствии установленных нормативов выбросов, особенно для II и III категорий объектов ОНВ, нужно будет просто ставить прочерки. Процедура нормирования выбросов предусмотрена только для объектов I категории в рамках получения КЭР. Объекты II категории подают ДОВОС и декларируют фактические объемы выбросов и сбросов в ее рамках. Для объектов III категории нормативами считаются выбросы, сбросы, фактически осуществленные и указанные в отчёте ПЭК, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Для этих веществ, вероятно, должна быть отдельная процедура нормирования, но пока она не утверждена.

    В графе 8 таблицы 2.2, согласно методическим рекомендациям, указывается фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований. Отметим, что согласно приказу № 74 контроль может вестись как инструментальным, так и расчетным методами. Методические рекомендации исключают заполнение таблицы 2.2 для источников, контролируемых расчетным методом, в других таблицах приведение данной информации тоже не предусмотрено, что является недостатком рекомендаций по приказу № 522.

    В целом указанные методические рекомендации, установленные приказом № 522, довольно бесполезный документ, составленный для «галочки». Они не содержат сколь-нибудь полезных советов и решений спорных ситуаций при заполнении отчета, а также не дают рекомендаций для переходного периода 2018-2019 годов, который мы сейчас и проходим. Именно поэтому в ситуации, в которой оказалось ваше предприятие, приходится при заполнении таблиц руководствоваться лишь логикой.

    Пройдемся по вашим вопросам:

     

    1. Что мне писать в таб. 2.2 отчёта в графе 7, 9, 11 по новым вентиляциям, отсутствующим в разрешении?

     

    Инвентаризация источников выбросов, являющаяся основой проекта ПДВ и разрешения на выброс, проводится в соответствии с требованиями Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.99 г., статья 22. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа. Ранее инвентаризация осуществлялась на основе «Инструкции по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу» 1990 года, срок корректировки в инструкции не установлен. Теперь есть новый документ – приказ № 352 от 07.08.18 г., вступающий в силу в апреле 2019 г. Согласно ему:

    42. Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях:

    изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;

    изменение объемов производства;

    замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;

    выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;

    изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;

    реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

    43. В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).

    44. При возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 42 и 43 настоящего Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.

    45. Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 43 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

     

    Так как ранее не был установлен срок корректировки инвентаризации источников, предприятия проводили ее, в основном, когда подходило к концу очередное разрешение на выбросы, то есть раз в 5 лет (семилетний срок действия ПДВ установлен с 27.07.2017 г). Однако согласно Федеральному закону, при появлении новых источников (в вашем вопросе - вентиляций) ваше предприятие было обязано инвентаризацию откорректировать и внести изменения в разрешение на выбросы по мере возможности. Кроме того, если ваши источники действовали, но не были внесены в проект ПДВ и по этой причине не контролировались в рамках ПЭК, это является нарушением законодательства в сфере производственного экологического контроля. Контролю подлежат все источники выброса независимо от того, внесены ли они были в проект ПДВ и включены ли в разрешение на выброс. Программа ПЭК вообще не содержит привязки к разрешению на выброс, оно никак не упоминается в ней, только приводятся значения установленных ПДВ/ВСВ при наличии. Таким образом, по «новым вентиляциям» в рамках ПЭК нужно было также вести контроль. При этом в графе 7 таблицы 2.2 будет стоять прочерк, так как ПДВ не установлен, в графе 9 (превышение предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса в раз) рекомендуем так же поставить прочерк, так как нет установленного ПДВ для расчета количества превышений, в графе 11 (общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса) – либо прочерк, либо указать общее количество проведенных измерений или расчетов в рамках ПЭК по данному источнику (веществу), так как все выбросы из источника по факту являются выбросами без ПДВ и разрешения, то есть являются превышением ПДВ что в период до сентября, что после. Вписать в графу 7 «ноль» мы не имеем права, так как ПДВ не был установлен вообще, а при делении графы 8 (фактический выброс) на графу 7 для заполнения графы 9 будет производиться деление на «ноль». В графе 12 следует пояснить ваши действия.

     

    2. По старым вентиляциям, в случае если перечень веществ в разрешении и в инвентаризации не совпадает?

     

    В данном случае можно поступить аналогичным образом. По веществам, которые есть в разрешении и по результатам ПЭК их выбросы не превышают ПДВ для каждого случая контроля, следует заполнять таблицу обычным образом вплоть до сентября, когда разрешение заканчивается. После сентября по «старым» веществам в графе 7 ставится прочерк, в графе 9 тоже прочерк, в графе 11 – аналогично либо прочерк, либо указывается общее количество проведенных измерений или расчетов в рамках ПЭК по данному веществу, так как все выбросы из него являются выбросами без ПДВ и разрешения, то есть являются превышением ПДВ. В графе 12 следует пояснить ваши действия. Для «новых» веществ – аналогично в течение всего года, так как для них не было разрешения на выброс, см. предыдущий пункт.

     

    3. По старым вентиляциям, если разрешение закончилось, что писать в графе 7, 11.

     

    Аналогично «старым» веществам, для «старых» источников выброса нужно заполнять таблицы обычным образом вплоть до конца действия разрешения на выброс, далее в графе 7 ставить прочерк, в графе 11 либо прочерк, либо указывается общее количество проведенных измерений или расчетов в рамках ПЭК по данному источнику.

     

    М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

    12.03.2019, 08:40
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам