- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Привлечение к административной ответственности субъекта МСП за отсутствие утвержденных НООЛР
Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»
Вопрос:
В ходе плановой проверки инспектор Росприроднадзора привлекает предприятие I категории (субъект МСП) за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не принимая во внимание, что до 01.01.2019 такая обязанность у предприятия отсутствовала, а с 01.01.2019 данные нормативы будут разрабатываться к КЭР.
Законны ли данные претензии?
Ответ:
Нет, по нашему мнению, требования Росприроднадзора о необходимости разработки НООЛР являются спорными.
Если в постановлении о наложении административного штрафа событием правонарушения является отсутствие ПНООЛР, его можно обжаловать.
Обоснование:
С 01.01.2019 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС), обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР) (ч.1 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) для юридических лиц, осуществляющих деятельность на объектах I категории НВОС, устанавливаются на основании КЭР (ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Ранее, до 01.01.2019 г. обязанность по разработке НООЛР относилась ко всем хозяйствующем субъектам, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) (ч.4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции от 28.07.2018 г.).
В настоящее время обязанность получения КЭР не связана с отнесением предприятий к СМСП.
Таким образом, с 01.01.2019 г. у СМСП, эксплуатирующих объекты I категории НВОС, появилась обязанность именно в получении КЭР, составной частью которого является расчет НООЛР.
Срок получения КЭР связан с Перечнем объектов, относящихся к I категории по уровню НВОС, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 процентов (далее - Перечень), утвержденным Приказом Минприроды России от 18.04.2018 г. N 154.
КЭР необходимо получить в период (ч.6, 7 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ)):
- с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. - объектам I категории НВОС, включенным в Перечень;
- с 01.01.2019 г. по 01.01.2025 г. - объектам I категории НВОС, не включенным в Перечень.
С 01.01.2019 года и до получения КЭР в вышеуказанные сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР (ч.1_1 ст.11 Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок), утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. N 50.
Порядок предназначен для хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются отходы, за исключением СМСП (п.2 Порядка).
Следовательно, положения Порядка не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Неисполнение обязанности по разработке проектов НООЛР или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа (ч.7 ст.8.2 КоАП РФ):
- на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.;
- на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.
В этой связи привлечение предприятия к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ за отсутствие утвержденных НООЛР можно признать неправомерным, поскольку:
- для хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты I категории НВОС, установлена обязанность получения КЭР, а не отдельного утверждения НООЛР;
- Порядок не учитывает категорию объекта НВОС и не распространяется на СМСП, что делает невозможным его применение в рассматриваемой ситуации.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемой ситуации у хозяйствующего субъекта не было возможности утвердить НООЛР, поскольку до 01.01.2019 г. такая обязанность для СМСП отсутствовала, а с 01.01.2019 г. данная обязанность заменена на получение КЭР.
Осуществление деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), без КЭР, если получение такого разрешения является обязательным, влечет наложение административного штрафа (ст.8.47 КоАП РФ):
- на должностных лиц - от 4 000 до 10 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Но в рассматриваемой ситуации срок получения КЭР еще не закончился, следовательно, применение ст.8.47 КоАП РФ будет также неправомерным.
При отсутствии события и (или) состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п.1,2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
В этой связи рекомендуем обжаловать действия сотрудников Росприроднадзора в вышестоящий орган (центральный аппарат Росприроднадзора) или в судебном порядке, на основании Главы 30 КоАП РФ.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Треглазов Роман Васильевич
Привлечение к административной ответственности субъекта МСП за отсутствие утвержденных НООЛР
Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»
Вопрос:
В ходе плановой проверки инспектор Росприроднадзора привлекает предприятие I категории (субъект МСП) за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не принимая во внимание, что до 01.01.2019 такая обязанность у предприятия отсутствовала, а с 01.01.2019 данные нормативы будут разрабатываться к КЭР.
Законны ли данные претензии?
Ответ:
Нет, по нашему мнению, требования Росприроднадзора о необходимости разработки НООЛР являются спорными.
Если в постановлении о наложении административного штрафа событием правонарушения является отсутствие ПНООЛР, его можно обжаловать.
Обоснование:
С 01.01.2019 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС), обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР) (ч.1 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) для юридических лиц, осуществляющих деятельность на объектах I категории НВОС, устанавливаются на основании КЭР (ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Ранее, до 01.01.2019 г. обязанность по разработке НООЛР относилась ко всем хозяйствующем субъектам, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) (ч.4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции от 28.07.2018 г.).
В настоящее время обязанность получения КЭР не связана с отнесением предприятий к СМСП.
Таким образом, с 01.01.2019 г. у СМСП, эксплуатирующих объекты I категории НВОС, появилась обязанность именно в получении КЭР, составной частью которого является расчет НООЛР.
Срок получения КЭР связан с Перечнем объектов, относящихся к I категории по уровню НВОС, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 процентов (далее - Перечень), утвержденным Приказом Минприроды России от 18.04.2018 г. N 154.
КЭР необходимо получить в период (ч.6, 7 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ)):
- с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. - объектам I категории НВОС, включенным в Перечень;
- с 01.01.2019 г. по 01.01.2025 г. - объектам I категории НВОС, не включенным в Перечень.
С 01.01.2019 года и до получения КЭР в вышеуказанные сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР (ч.1_1 ст.11 Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок), утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. N 50.
Порядок предназначен для хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются отходы, за исключением СМСП (п.2 Порядка).
Следовательно, положения Порядка не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Неисполнение обязанности по разработке проектов НООЛР или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа (ч.7 ст.8.2 КоАП РФ):
- на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.;
- на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.
В этой связи привлечение предприятия к административной ответственности по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ за отсутствие утвержденных НООЛР можно признать неправомерным, поскольку:
- для хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты I категории НВОС, установлена обязанность получения КЭР, а не отдельного утверждения НООЛР;
- Порядок не учитывает категорию объекта НВОС и не распространяется на СМСП, что делает невозможным его применение в рассматриваемой ситуации.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемой ситуации у хозяйствующего субъекта не было возможности утвердить НООЛР, поскольку до 01.01.2019 г. такая обязанность для СМСП отсутствовала, а с 01.01.2019 г. данная обязанность заменена на получение КЭР.
Осуществление деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), без КЭР, если получение такого разрешения является обязательным, влечет наложение административного штрафа (ст.8.47 КоАП РФ):
- на должностных лиц - от 4 000 до 10 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Но в рассматриваемой ситуации срок получения КЭР еще не закончился, следовательно, применение ст.8.47 КоАП РФ будет также неправомерным.
При отсутствии события и (или) состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п.1,2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
В этой связи рекомендуем обжаловать действия сотрудников Росприроднадзора в вышестоящий орган (центральный аппарат Росприроднадзора) или в судебном порядке, на основании Главы 30 КоАП РФ.
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Треглазов Роман Васильевич
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность