- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
- рассчитать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности, включенных Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (п.1, 4 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ));
- представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.11 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
- Методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (далее — Методы расчета), утвержденных Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273;
- Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055;
- Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.
- изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля ПЭК или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В каких случаях необходимо переоформлять НДВ для III категории НВОС?
Вопрос:
Проект ПДВ и разрешение действует до 2024 года. За это время некоторые источники выбросов не функционируют. Стоит ли переоформлять проект ПДВ для III категории НВОС?
Ответ:
Да, в данном случае можно переоформить нормативы выбросов, если изменились технологические процессы предприятия, в том числе в случае вывода из эксплуатации оборудования.
При этом, для объектов III категории предусмотрена необходимость только для расчета нормативов допустимых выбросов для веществ I, II класса опасности, более подробно в обосновании.
Обоснование:
Хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать в том числе проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов (п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ)).
В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) должны:
Следовательно, если в выбросах отсутствуют вещества I, II класса опасности рассчитывать нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ) не требуется, только представлять отчетность о выбросах.
Форма отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящий момент на уровне федерального законодательства не утверждена.
Тем не менее, Минприроды России полагает достаточным предоставление указанной отчетности в виде отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) (Письмо Минприроды России от 23.12.2019 № 12-29/32272 "О представлении отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух").
При исчислении платы за НВОС лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории НВОС, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, за исключением веществ I, II классов опасности, для которых рассчитываются НДВ (п.11_1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).
Расчет НДВ осуществляется в соответствии с требованиями:
НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте III категории НВОС, самостоятельно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам (п.10 Положения).
Кроме того, для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение (объекты I и II категории НВОС), НДВ подлежат изменению в следующих случаях (п.11 Положения):
То есть даже в случае уменьшения количества источников выбросов необходимо внести изменения в НДВ.
Тем не менее процедура внесения изменений в действующие НДВ не предусмотрена.
Таким образом, можно сделать вывод, что в случае изменения технологических процессов предприятия, в том числе при выводе оборудования из эксплуатации, необходимо разработать новые НДВ, если в состав выбросов входят вещества I, II класса опасности.
Также сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением хозяйствующими субъектами в том числе сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (п.6 ст.69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от НВОС и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п.29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Бабикова Юлия Аркадиевна
- рассчитать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности, включенных Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (п.1, 4 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ));
- представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.11 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
- Методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (далее — Методы расчета), утвержденных Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273;
- Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055;
- Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.
- изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля ПЭК или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В каких случаях необходимо переоформлять НДВ для III категории НВОС?
Вопрос:
Проект ПДВ и разрешение действует до 2024 года. За это время некоторые источники выбросов не функционируют. Стоит ли переоформлять проект ПДВ для III категории НВОС?
Ответ:
Да, в данном случае можно переоформить нормативы выбросов, если изменились технологические процессы предприятия, в том числе в случае вывода из эксплуатации оборудования.
При этом, для объектов III категории предусмотрена необходимость только для расчета нормативов допустимых выбросов для веществ I, II класса опасности, более подробно в обосновании.
Обоснование:
Хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать в том числе проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов (п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ)).
В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) должны:
Следовательно, если в выбросах отсутствуют вещества I, II класса опасности рассчитывать нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ) не требуется, только представлять отчетность о выбросах.
Форма отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящий момент на уровне федерального законодательства не утверждена.
Тем не менее, Минприроды России полагает достаточным предоставление указанной отчетности в виде отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) (Письмо Минприроды России от 23.12.2019 № 12-29/32272 "О представлении отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух").
При исчислении платы за НВОС лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории НВОС, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, за исключением веществ I, II классов опасности, для которых рассчитываются НДВ (п.11_1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).
Расчет НДВ осуществляется в соответствии с требованиями:
НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте III категории НВОС, самостоятельно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам (п.10 Положения).
Кроме того, для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение (объекты I и II категории НВОС), НДВ подлежат изменению в следующих случаях (п.11 Положения):
То есть даже в случае уменьшения количества источников выбросов необходимо внести изменения в НДВ.
Тем не менее процедура внесения изменений в действующие НДВ не предусмотрена.
Таким образом, можно сделать вывод, что в случае изменения технологических процессов предприятия, в том числе при выводе оборудования из эксплуатации, необходимо разработать новые НДВ, если в состав выбросов входят вещества I, II класса опасности.
Также сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением хозяйствующими субъектами в том числе сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (п.6 ст.69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от НВОС и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п.29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).
Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Бабикова Юлия Аркадиевна
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность