- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
ОВОС и ПМООС — только полное соответствие?
Вопрос:
В декабрьском номере прочитали статью О.Н. Мальцевой «Как не надо делать разделы ПМООС». Очень хотелось бы получить разъяснения по этом поводу.
Мы выполнили ОВОС на предпроектной стадии, а когда стали делать ПД, ряд моментов уточнили, в частности, по образованию отходов, и теперь номенклатура отходов, да и другие некоторые моменты в ПМООС не те же самые, что указаны в ОВОС. На основании этого мы получили отрицательное заключение ГЭЭ.
Нам непонятно, почему должно быть полное соответствие? Ведь ОВОС и ПМООС — это разные этапы и, соответственно, разная глубина детализации. Переделать ПМООС мы не можем, потому что там правильно, а переделывать ОВОС его исполнитель, подрядная организация, понятно, теперь не станет.
Как выйти из такой ситуации?
Ответ:
К сожалению, понятие «предпроектная» стадия давно ушло в прошлое, и в настоящее время Градостроительный кодекс РФ, регулирующий в числе прочего и процесс проектирования, такого понятия не содержит. Есть только одна стадия — проектная.
Что касается именно государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), она проводится в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 02.07.2021).
Если мы откроем ст. 14 Закона № 174-ФЗ, то увидим, что «государственная экологическая экспертиза объектов, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе».
Таким образом, ОВОС — это не отдельный документ, а часть проектной документации (ПД), отдельные части которой не могут противоречить друг другу. Соответственно, если в ОВОС и в ПМООС будут разные данные, такой проект не может получить положительного заключения ГЭЭ.
Представьте последствия такого (предположим) заключения: каким образом будет устанавливаться соответствие объекта проектным данным? Каким именно данным — тем или этим? Такая ситуация невозможна и нереализуема прежде всего в реальной жизни.
Другое дело — как выходить из такой ситуации, которая описана в заданном вопросе?
Читаем внимательно опять же ст. 14 Закона № 174-ФЗ: «содержащей материалы оценки воздействия» — это не то же самое, что содержащей отдельный том ОВОС. Если ваш раздел ПМООС будет достаточно полным, будет покрывать все вопросы, которые должны быть отражены в ОВОС, — а требования к ОВОС (Приказ Минприроды России от 01.122020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду») и к ПМООС (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию») очень близки, — то этого будет достаточно для рассмотрения ПД и, в случае ее соответствия экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, выдачи положительного заключения ГЭЭ.
О.Н. Мальцева, внештатный эксперт ГЭЭ
ОВОС и ПМООС — только полное соответствие?
Вопрос:
В декабрьском номере прочитали статью О.Н. Мальцевой «Как не надо делать разделы ПМООС». Очень хотелось бы получить разъяснения по этом поводу.
Мы выполнили ОВОС на предпроектной стадии, а когда стали делать ПД, ряд моментов уточнили, в частности, по образованию отходов, и теперь номенклатура отходов, да и другие некоторые моменты в ПМООС не те же самые, что указаны в ОВОС. На основании этого мы получили отрицательное заключение ГЭЭ.
Нам непонятно, почему должно быть полное соответствие? Ведь ОВОС и ПМООС — это разные этапы и, соответственно, разная глубина детализации. Переделать ПМООС мы не можем, потому что там правильно, а переделывать ОВОС его исполнитель, подрядная организация, понятно, теперь не станет.
Как выйти из такой ситуации?
Ответ:
К сожалению, понятие «предпроектная» стадия давно ушло в прошлое, и в настоящее время Градостроительный кодекс РФ, регулирующий в числе прочего и процесс проектирования, такого понятия не содержит. Есть только одна стадия — проектная.
Что касается именно государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), она проводится в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 02.07.2021).
Если мы откроем ст. 14 Закона № 174-ФЗ, то увидим, что «государственная экологическая экспертиза объектов, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе».
Таким образом, ОВОС — это не отдельный документ, а часть проектной документации (ПД), отдельные части которой не могут противоречить друг другу. Соответственно, если в ОВОС и в ПМООС будут разные данные, такой проект не может получить положительного заключения ГЭЭ.
Представьте последствия такого (предположим) заключения: каким образом будет устанавливаться соответствие объекта проектным данным? Каким именно данным — тем или этим? Такая ситуация невозможна и нереализуема прежде всего в реальной жизни.
Другое дело — как выходить из такой ситуации, которая описана в заданном вопросе?
Читаем внимательно опять же ст. 14 Закона № 174-ФЗ: «содержащей материалы оценки воздействия» — это не то же самое, что содержащей отдельный том ОВОС. Если ваш раздел ПМООС будет достаточно полным, будет покрывать все вопросы, которые должны быть отражены в ОВОС, — а требования к ОВОС (Приказ Минприроды России от 01.122020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду») и к ПМООС (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию») очень близки, — то этого будет достаточно для рассмотрения ПД и, в случае ее соответствия экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, выдачи положительного заключения ГЭЭ.
О.Н. Мальцева, внештатный эксперт ГЭЭ
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность