- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Производители упаковки будут отвечать за ее утилизацию?
В аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко разработали законопроект о переносе ответственности за утилизацию упаковки с производителей товаров на тех, кто выпускает тару. Возрождение идеи, от реализации которой отказались при создании законодательства о расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП) за отходы товаров и упаковки, должно по задумке авторов и части рынка решить проблему администрирования экосбора и прозрачности рынка РОП и увеличить использование вторсырья. Противники идеи, которых сегодня большинство, считают, что это приведет лишь к росту цен и закрытию упаковочных производств.
Кроме того, для самостоятельного исполнения РОП (производителями упаковки и товаров или их импортеров) закон фактически предлагает им строить инфраструктуру самостоятельно или заключать договоры с утилизаторами, которые состоят в реестре ППК РЭО. Возможность же организации компаний в ассоциации для самостоятельного исполнения РОП закрывается. Производители (импортеры) упаковки также становятся ответственными за утилизацию всей массы произведенной упаковки (с понижающим коэффициентом при использовании вторсырья). Экосбор же (неналоговый платеж в бюджет тех производителей и импортеров, которые передали исполнение РОП государству) станет «окрашенным» (целевым) и будет направлен на «обеспечение утилизации».
«И такое, конечно, можно сделать. Но это отказ от прогрессивной модели»,— сетует представитель ассоциации «РусПЭК», в которую объединились крупные корпорации «для продвижение механизмов РОП, основываясь на международной практике». Он перечисляет, что чем раньше в цепочке производства упаковки появится НДС, тем болезненнее это окажется для потребителей. К тому же непонятно, кто «производитель» упаковки — тот, кто выпустил преформу, или тот, кто выдул из нее брендированную бутылку. Более того, в нынешней нестабильной ситуации производитель упаковки может оплатить полностью экосбор, но не продать всю упаковку, что принесет ему убытки.
С нововведениями не согласно и большинство представителей ассоциаций производителей упаковки, опрошенных “Ъ”. «Финансовая нагрузка на отрасль производства стеклотары составит более 10,5 млрд руб., что увеличит себестоимость на 20–30% в зависимости от вида»,— говорит исполнительный директор Ассоциации производителей стекольной тары Елена Емельянова, отмечая, что увеличить долю вторсырья в соответствующей упаковке компаниям мешают в том числе технологические требования и отсутствие мощностей для сбора и переработки отходов. Она предвидит рост цен для потребителя, кратное снижение конкурентоспособности стеклянной тары и «остановку стекольных заводов».
Более того, освобождение от ответственности производителей товаров в упаковке и стимулирование использования вторсырья приведут к тому, что товары «будут в три коробки заворачивать». В том, что перенос ответственности повысит цену продукции, уверена и Наталья Селезнева из «Европласта», при том что производитель упаковки не может отвечать за ее дальнейший оборот. «Мы уберем мотивацию к переработке ПЭТ», — заключает он.
Основной же проводник идеи переноса ответственности в отрасли — представитель Лиги переработчиков макулатуры Денис Кондратьев считает, что такой шаг не только позволит отказаться от раздувания штата проверяющих в Росприроднадзоре и ППК РЭО, но и вытеснит с рынка неперерабатываемую упаковку. Он признает, что его цель — занять часть рынка такой упаковки, и говорит, что в его продукции уже до 70% вторсырья, а цель — 90%, называя коллег по отрасли «неофобами». «Прорывной законопроект, значительно улучшающий администрирование и создающий предпосылки для создания экономики замкнутого цикла»,— соглашается Содном Будатаров из ИГСУ РАНХиГС.
В аппарате Виктории Абрамченко отметили: «Дискуссия по отдельным положениям новой РОП продолжается». Впрочем, так как перезапуск системы отнесен на 2025 год, ее конфигурация может еще не один раз измениться.
Производители упаковки будут отвечать за ее утилизацию?
В аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко разработали законопроект о переносе ответственности за утилизацию упаковки с производителей товаров на тех, кто выпускает тару. Возрождение идеи, от реализации которой отказались при создании законодательства о расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП) за отходы товаров и упаковки, должно по задумке авторов и части рынка решить проблему администрирования экосбора и прозрачности рынка РОП и увеличить использование вторсырья. Противники идеи, которых сегодня большинство, считают, что это приведет лишь к росту цен и закрытию упаковочных производств.
Кроме того, для самостоятельного исполнения РОП (производителями упаковки и товаров или их импортеров) закон фактически предлагает им строить инфраструктуру самостоятельно или заключать договоры с утилизаторами, которые состоят в реестре ППК РЭО. Возможность же организации компаний в ассоциации для самостоятельного исполнения РОП закрывается. Производители (импортеры) упаковки также становятся ответственными за утилизацию всей массы произведенной упаковки (с понижающим коэффициентом при использовании вторсырья). Экосбор же (неналоговый платеж в бюджет тех производителей и импортеров, которые передали исполнение РОП государству) станет «окрашенным» (целевым) и будет направлен на «обеспечение утилизации».
«И такое, конечно, можно сделать. Но это отказ от прогрессивной модели»,— сетует представитель ассоциации «РусПЭК», в которую объединились крупные корпорации «для продвижение механизмов РОП, основываясь на международной практике». Он перечисляет, что чем раньше в цепочке производства упаковки появится НДС, тем болезненнее это окажется для потребителей. К тому же непонятно, кто «производитель» упаковки — тот, кто выпустил преформу, или тот, кто выдул из нее брендированную бутылку. Более того, в нынешней нестабильной ситуации производитель упаковки может оплатить полностью экосбор, но не продать всю упаковку, что принесет ему убытки.
С нововведениями не согласно и большинство представителей ассоциаций производителей упаковки, опрошенных “Ъ”. «Финансовая нагрузка на отрасль производства стеклотары составит более 10,5 млрд руб., что увеличит себестоимость на 20–30% в зависимости от вида»,— говорит исполнительный директор Ассоциации производителей стекольной тары Елена Емельянова, отмечая, что увеличить долю вторсырья в соответствующей упаковке компаниям мешают в том числе технологические требования и отсутствие мощностей для сбора и переработки отходов. Она предвидит рост цен для потребителя, кратное снижение конкурентоспособности стеклянной тары и «остановку стекольных заводов».
Более того, освобождение от ответственности производителей товаров в упаковке и стимулирование использования вторсырья приведут к тому, что товары «будут в три коробки заворачивать». В том, что перенос ответственности повысит цену продукции, уверена и Наталья Селезнева из «Европласта», при том что производитель упаковки не может отвечать за ее дальнейший оборот. «Мы уберем мотивацию к переработке ПЭТ», — заключает он.
Основной же проводник идеи переноса ответственности в отрасли — представитель Лиги переработчиков макулатуры Денис Кондратьев считает, что такой шаг не только позволит отказаться от раздувания штата проверяющих в Росприроднадзоре и ППК РЭО, но и вытеснит с рынка неперерабатываемую упаковку. Он признает, что его цель — занять часть рынка такой упаковки, и говорит, что в его продукции уже до 70% вторсырья, а цель — 90%, называя коллег по отрасли «неофобами». «Прорывной законопроект, значительно улучшающий администрирование и создающий предпосылки для создания экономики замкнутого цикла»,— соглашается Содном Будатаров из ИГСУ РАНХиГС.
В аппарате Виктории Абрамченко отметили: «Дискуссия по отдельным положениям новой РОП продолжается». Впрочем, так как перезапуск системы отнесен на 2025 год, ее конфигурация может еще не один раз измениться.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность