Продажа отходов на утилизацию: так можно или нельзя? Ответы на вопросы: часть 6

    Наталья Сергеевна Беляева (генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора), автор и ведущая вебинара, который состоялся 17 мая, продолжает отвечать на вопросы слушателей.

    1. Если в журнал движения отходов заносим отходы (металлолом, отработанное масло и др.), то в отчет по форме № 2-ТП (отходы) их не прописываем? Или в журнал тоже не заносим?

    В соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; а также все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

    Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе и для заполнения формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами (№ 2-ТП (отходы)).

    Таким образом, если у вас образованы отходы и они паспортизированы, вы обязаны вести учет в отношении них, отображая все, что с ними происходит, в соответствии с Приложениями № 2, 3 к указанному приказу МПР № 1028, беря впоследствии эти данные в форму № 2-ТПп (отходы).

    Если образованные вами материалы отвечают признакам продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной) проследите, чтобы:

    - ее коды ОКАЭД были у вас в ЕГРЮЛ;

    - ваш Технический регламент описывал процесс ее получения;

    - она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах.

    Очень небесполезно обзавестись экспертным заключением подведов Роспотребнадзора ЦГиЭ о соответствии вами производимой продукции требованиям ГОСТа или ТУ. Это заключения выручит вас в спорах сильнее чем добровольная сертификация ГОСТ Р.

    Можете получить сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию, НО будьте внимательны: органы сертификации используют устаревшие и противоречивые по своему содержанию критерии, ссылка на которые может вас расстроить в суде. Например, всеми любимый ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» был принят в 2010 году, когда понятие утилизации было иным.

    Себестоимость продукции должна быть определена в соответствии с разработанной на вашем предприятии учетной политикой, вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и тд.

     

    2. Отхода нет в Декларации, он образован из-за истечения срока давности и больше образовываться не будет. Можно сделать на него паспорт, сдать на утилизацию и не вносить в Декларацию? Нужно отражать его в отчете по форме № 2-ТП (отходы)?

    В результате деятельности любой организации образуются отходы, причем отходами они признаются вне зависимости от кратности и регулярности своего образования. При размещении отходов взимается ПНВОС (ст. 1, п. 1 ст. 23 Закона № 89-ФЗ).

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается со всех организаций, которые осуществляют, в том числе размещение (хранение, захоронение) отходов (п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

    При этом законодательство не предусматривает взимание платы за размещение отходов с хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность исключительно на объектах IV категории (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370). К таким объектам относятся объекты, оказывающие минимальное НВОС (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

    Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

    Платежной базой для исчисления ПНВОС по итогам отчетного периода является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

    Информация о платежной базе предоставляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

    Таким образом, обязанность представления декларации о ПНВОС возложена на лиц, признаваемых обязанными вносить плату. Данный вывод также подтверждается в Письме Росприроднадзора от 20.11.2020 № АА-03-02-32/40618.

    В силу п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

    Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают соответствующие органы исполнительной власти в области обращения с отходами; порядок статистического учета в области обращения с отходами - орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.

    Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

    Как определено п. 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы), утвержденных Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (далее - Указания), форму № 2-ТП (отходы) представляют юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, именуемые респондентами. Заполненные формы № 2-ТП (отходы) представляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

    В свою очередь, согласно определению, закрепленному ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

    В рассматриваемых обстоятельствах деятельность банка в области обращения с отходами заключается в накапливании ТКО в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Соответственно, банк является организацией, осуществляющей деятельность по обращению с отходами, и обязан представлять отчет по форме № 2-ТП (отходы).

     

    3. Договор купли-продажи аккумуляторов - как отход или как б/у изделие, не потерявшее потребительские свойства?

    Вопрос всегда только в последствиях: если вашим реализованный б/у АКБ был куплен как лом цветных металлов, то это априори неверно, поскольку ломом он не является и станет таковым только после того как в отношении АКБ будут произведены действия, способствующие извлечению металла и доведению его до требований ТУ или ГОСТа.

    Если вы продали б/у АКБ как продукцию, которая может еще эксплуатироваться, то в случае если эта сделка станет предметом какой-то проверки (что к совести сказать может произойти весьма с низкой перспективой по оценкам текущего подхода контролеров к ситуации на рынке), то установив факт моментального вовлечения лома свинца из АКБ (вы же не одну штуку продадите), можно будет говорить, что сделка имела иную цель, а именно цель снижения расходов по ПНВОС.

    Ну а если вы продаете отход, то побеспокойтесь о корректно оформленных документах. Заключите договор, содержащий в себе элементы обоих договоров: и договора купли-продажи, и договора на выполнение работ, для того, чтобы иметь возможность отчитаться по утилизации в отношении переданных отходов. Однако следует помнить, что ваш контрагент вероятно не является непосредственно утилизатором, а может выступать в роли посредника между заводами, нуждающимся в товарных партиях сырья, определенного качества, которое обеспечивают перекупщики, которым может являться сторона по вашей сделке. В связи с этим, вам необходимо установить у вашего контрагента что именно делает он с отходом и прописать в договоре исполнение утилизации третьим лицом, с обязательством вашего контрагента предоставить от этого третьего лица акт утилизации. Потому что выдать вам акт об утилизации отхода может только утилизатор, а не перекуп.

    Но так как речь идет о ломе, следует быть вдвойне аккуратным, потому что металлисты преимущественно считают себя утилизаторами, не имея соответствующих документов и доказательств, на которые обращает внимание РПН.

     

    4. Можно ли перевести отходы II класса опасности во вторсырье, товар?

    Во-первых, мы ничего не переводим, потому что «переводилки» уже сигнализируют, что исходник отличается от текущей версии, а нам не нужны любые подозрения в сокрытии.

    1) проведите аудит ваших документов на предмет что вы пишите и как это проводите, потому что случаев, когда по бухгалтерии продажа товара, а у экологов проводки отходов, «чтобы можно было выдать акты утилизации», превеликое множество.

    2) обсудите с контрагентами их готовность менять выявленные «погрешности оформления» и будьте готовы к тому, то согласятся далеко не все.

    3) если речь идёт о продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной) проследите, чтобы:

    - ее коды ОКАЭД были у вас в ЕГРЮЛ;

    - ваш Технический регламент описывал процесс ее получения; чтобы она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах;

    - очень небесполезно обзавестись экспертным заключением подведов Роспотребнадзора ЦГиЭ о соответствии вами производимой продукции требованиям ГОСТа или ТУ. Это заключения выручит вас в спорах сильнее чем добровольная сертификация ГОСТ Р.

    - можете получить сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию, НО будьте внимательны: органы сертификации используют устаревшие и противоречивые по своему содержанию критерии, ссылка на которые может вас расстроить в суде. Например, всеми любимый ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение.Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» был принят в 2010 году, когда понятие утилизации было иным.

    - себестоимость продукции должна быть определена в соответствии с разработанной на вашем предприятии учетной политикой,

    - вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и т.д.

    И помните, если вы говорите о продукции, то ваш закон не об отходах, вы руководствуетесь законом о техническом регулировании. Закон об отходах для вас некое напоминание об ответственности в случае вашей неосторожности или небрежности с бумагами.

    Ну а ежели «не выходит каменный цветок», и речь все-таки идёт об отходах, то помните о той же стройной логике в наименованиях предмета договора, передаваемых паспортах и оформляемых накладных и прочих документах.

     

    5. Как контролирующему органу доказать, что от производства изделий из металла не образуются отходы металла, а образуется лом? И этот факт не требует отображения в экологической документации.

    Если речь идёт о продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной), а лом — это продукция, на что косвенно указывает ссылка на ГОСТ в ПСА (приемо-сдаточных актах), включенных в текст Правил по обращению с ломом черных, цветных металлов, утв. Постановлениями Правительства РФ № 390 и 389 проследите, чтобы:

    - ее коды ОКАЭД были у вас в ЕГРЮЛ;

    - ваш Технический регламент описывал процесс ее получения; чтобы она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах.

    Очень небесполезно обзавестись экспертным заключением подведов Роспотребнадзора ЦГиЭ о соответствии вами производимой продукции требованиям ГОСТа или ТУ. Это заключения выручит вас в спорах сильнее чем добровольная сертификация ГОСТ Р.

    Можете получить сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию, НО будьте внимательны: органы сертификации используют устаревшие и противоречивые по своему содержанию критерии, ссылка на которые может вас расстроить в суде. Например, всеми любимый ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» был принят в 2010 году, когда понятие утилизации было иным.

        - себестоимость продукции должна быть определена в соответствии с разработанной на вашем предприятии учетной политикой,

        - вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и тд.

    И помните, если вы говорите о продукции, то ваш закон не об отходах, вы руководствуетесь законом о техническом регулировании. Закон об отходах для вас некое напоминание об ответственности в случае вашей неосторожности или небрежности с бумагами.

     

    6. Мы, компания «Б», закупаем у физических лиц и автосервисов «А» отработанные автокатализаторы (керамические). «А» никак не ведёт деятельность по учёту катализаторов, грубо говоря, компания «Б» находит в мусорном контейнере эти катализаторы. Далее компания «Б» в мельницах измельчает автокатализаторы (1 кг поступил – 1 кг измельчил), без остатка лишнего. Далее компания «Б» передаёт компании «С» перемолотый порошок, где уже «С» извлекает драгметаллы. Является ли для компании «Б» это отходом, если оно закупает, мелет и продаёт дальше. Какая ж документация необходима в компании «Б», чтобы Росприроднадзор не казнил?

    Если мы говорим о законе, то вещи, утратившие свои потребительские свойства, то есть эксплуатация которых по прямому назначению невозможна, пусть даже и представляющие хозяйственную ценность в виде возвращаемых в производственный цикл материалов, являются отходами. Таким образом, отход не определятся по признаку «после работ не осталось крошек», это все-таки юридический термин, используемый для установления тех или иных юридически значимых фактов

    Что касается вопрос о наказании: учитывая тот факт, что никто не наблюдает за вами 24/7 в замочную скважину вашего производственного цеха, то и наказать вас тоже смогут только тогда, когда выявят эти действия. Что это значит? Что есть время задуматься о более безопасной схеме работы.

    Сейчас, к сожалению, не лучшее время для лицензирования (много отказов, связанных с отсутствием единого подхода в РПН к порядку оказания услуги, а также субъективное дискретное правоприменение на местах). Но все же это не повод, чтобы не делать то, без чего работать с катализаторами будет затруднительно. Это мое мнение.

     

    7. При сортировке отходов образуются новые виде отходов (выделены отдельно в ФККО), следовательно, тот, кто сортирует, образовал новые отходы, которые являются его?

    Нет, это не следует из того, что вы описали. Во-первых, станция сортировки осуществляет работы по обработке ТКО за плату, то есть в силу положений гражданского законодательства, если иное не предусмотрено условиями договора, к подрядчику не переходят права на результат работы и на материалы, в отношении которых он эти работы осуществлял.

    Переведите в любую другую более понятную для вас работу, которую подрядчик может делать по поручению и за счет заказчика, например, химчистка пуховика, вы платите деньги и передаете пуховик на время химчистке, чтобы получить его обратно. Так и с ТКО, если при расчете тарифа ТКО стоимость отходов, высортированных из смеси, не уменьшала стоимость работы по сортировке, то оснований для перехода прав на высортированные отходы не существует.

     

    8. Если отходы бумаги от офисной деятельности передают на уничтожение (шредирование), то какой пакет документов нужен для отчетности в Росприроднадзор.

    Если ваши отходы бумаги проведены по вашему учету как отходы, то договора на уничтожение документа путем шредирования недостаточно, поскольку необходимо в учете отобразить что именно (какой вид работ) был осуществлен в отношении отхода. Исходя из целеполагания такого уничтожения можно установить вид работ.

    Речь может идти об обработке, если шредирование это подготовка отходов к дальнейшей утилизации.

    Отчетность в РПН предполагает наличие у вас документов, подтверждающих отображение данных об отходах в тех или иных столбцах свободных данных учета. То есть если вы указываете, например, утилизацию отходов бумаги и картона той компанией, которая у вас выполняет работы по шредированию, то ваш договор с последней должен содержать условия, из которых можно было бы сделать соответствующий вывод о тех работах, которые были выполнены исполнителем по договору. Кроме того, потребуются документы, свидетельствующие о передаче отходов в работу (акт приема-передачи, ТН и/или ТТН), об утилизации отходов (акт об утилизации). Если речь идет о том, что объем этих отходов отображается у вас в отчетности, которую вы сдаете по расширенной ответственности, то важно отметить то, что акт об утилизации должен быть строго установленной формы.

     

    9. Какие нужны документы и как их правильно оформить, если есть теплая спецодежда, у которой истек нормативный срок носки, но она в хорошем состоянии, и работники как правило просят ее забрать себе домой на дачи/рыбалки и т.д.?

    Оценить ее и продать своим работникам как товар.

     

    10. Каким образом выполнять норматив утилизации отходов упаковки (стекло, пластик), если в результате хозяйственной деятельности предприятия образуется незначительное количество данных видов отходов? Организовать сбор от сотрудников предприятия, от населения и заключить договор с утилизатором на количество с учетом принимаемых отходов? Тогда возникает вопрос как показывать эти отходы в отчетности: как принимаемые или как образованные в результате деятельности предприятия?

    Никто не обязывает выполнять норматив утилизации отходов за счет собственных отходов или отходов своих сотрудников.

    В соответствии с пп. 3-4.1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ, производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно:

    1) путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров

    2) путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО)

    3) путем заключения договора поручения об обеспечении выполнения нормативов утилизации ППК РЭО или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.

    При любом из выбранных способов самостоятельности норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

    Следовательно, вы вправе заключить договор с утилизатором или найти его через посредника (ассоциацию или ППК РЭО) для сбора и последующей утилизации необходимого для вас объема того отхода, который образуется от ваших товаров или товаров аналогичных вашим. То есть вы не привязаны только к своим собственным отходам, или к отходам от произведенных вами товаров, равно как не привязаны и к территории сбора адресом локализации вашего производства.

     

    26.07.2022, 22:33

    Продажа отходов на утилизацию: так можно или нельзя? Ответы на вопросы: часть 6

    Наталья Сергеевна Беляева (генеральный директор ООО «Дельфи», член Научно-технического совета Росприроднадзора), автор и ведущая вебинара, который состоялся 17 мая, продолжает отвечать на вопросы слушателей.

    1. Если в журнал движения отходов заносим отходы (металлолом, отработанное масло и др.), то в отчет по форме № 2-ТП (отходы) их не прописываем? Или в журнал тоже не заносим?

    В соответствии с Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I-V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; а также все виды отходов I-V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

    Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе и для заполнения формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами (№ 2-ТП (отходы)).

    Таким образом, если у вас образованы отходы и они паспортизированы, вы обязаны вести учет в отношении них, отображая все, что с ними происходит, в соответствии с Приложениями № 2, 3 к указанному приказу МПР № 1028, беря впоследствии эти данные в форму № 2-ТПп (отходы).

    Если образованные вами материалы отвечают признакам продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной) проследите, чтобы:

    - ее коды ОКАЭД были у вас в ЕГРЮЛ;

    - ваш Технический регламент описывал процесс ее получения;

    - она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах.

    Очень небесполезно обзавестись экспертным заключением подведов Роспотребнадзора ЦГиЭ о соответствии вами производимой продукции требованиям ГОСТа или ТУ. Это заключения выручит вас в спорах сильнее чем добровольная сертификация ГОСТ Р.

    Можете получить сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию, НО будьте внимательны: органы сертификации используют устаревшие и противоречивые по своему содержанию критерии, ссылка на которые может вас расстроить в суде. Например, всеми любимый ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» был принят в 2010 году, когда понятие утилизации было иным.

    Себестоимость продукции должна быть определена в соответствии с разработанной на вашем предприятии учетной политикой, вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и тд.

     

    2. Отхода нет в Декларации, он образован из-за истечения срока давности и больше образовываться не будет. Можно сделать на него паспорт, сдать на утилизацию и не вносить в Декларацию? Нужно отражать его в отчете по форме № 2-ТП (отходы)?

    В результате деятельности любой организации образуются отходы, причем отходами они признаются вне зависимости от кратности и регулярности своего образования. При размещении отходов взимается ПНВОС (ст. 1, п. 1 ст. 23 Закона № 89-ФЗ).

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается со всех организаций, которые осуществляют, в том числе размещение (хранение, захоронение) отходов (п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

    При этом законодательство не предусматривает взимание платы за размещение отходов с хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность исключительно на объектах IV категории (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370). К таким объектам относятся объекты, оказывающие минимальное НВОС (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

    Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

    Платежной базой для исчисления ПНВОС по итогам отчетного периода является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

    Информация о платежной базе предоставляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ).

    Таким образом, обязанность представления декларации о ПНВОС возложена на лиц, признаваемых обязанными вносить плату. Данный вывод также подтверждается в Письме Росприроднадзора от 20.11.2020 № АА-03-02-32/40618.

    В силу п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

    Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают соответствующие органы исполнительной власти в области обращения с отходами; порядок статистического учета в области обращения с отходами - орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.

    Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

    Как определено п. 2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы), утвержденных Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (далее - Указания), форму № 2-ТП (отходы) представляют юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, именуемые респондентами. Заполненные формы № 2-ТП (отходы) представляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

    В свою очередь, согласно определению, закрепленному ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

    В рассматриваемых обстоятельствах деятельность банка в области обращения с отходами заключается в накапливании ТКО в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Соответственно, банк является организацией, осуществляющей деятельность по обращению с отходами, и обязан представлять отчет по форме № 2-ТП (отходы).

     

    3. Договор купли-продажи аккумуляторов - как отход или как б/у изделие, не потерявшее потребительские свойства?

    Вопрос всегда только в последствиях: если вашим реализованный б/у АКБ был куплен как лом цветных металлов, то это априори неверно, поскольку ломом он не является и станет таковым только после того как в отношении АКБ будут произведены действия, способствующие извлечению металла и доведению его до требований ТУ или ГОСТа.

    Если вы продали б/у АКБ как продукцию, которая может еще эксплуатироваться, то в случае если эта сделка станет предметом какой-то проверки (что к совести сказать может произойти весьма с низкой перспективой по оценкам текущего подхода контролеров к ситуации на рынке), то установив факт моментального вовлечения лома свинца из АКБ (вы же не одну штуку продадите), можно будет говорить, что сделка имела иную цель, а именно цель снижения расходов по ПНВОС.

    Ну а если вы продаете отход, то побеспокойтесь о корректно оформленных документах. Заключите договор, содержащий в себе элементы обоих договоров: и договора купли-продажи, и договора на выполнение работ, для того, чтобы иметь возможность отчитаться по утилизации в отношении переданных отходов. Однако следует помнить, что ваш контрагент вероятно не является непосредственно утилизатором, а может выступать в роли посредника между заводами, нуждающимся в товарных партиях сырья, определенного качества, которое обеспечивают перекупщики, которым может являться сторона по вашей сделке. В связи с этим, вам необходимо установить у вашего контрагента что именно делает он с отходом и прописать в договоре исполнение утилизации третьим лицом, с обязательством вашего контрагента предоставить от этого третьего лица акт утилизации. Потому что выдать вам акт об утилизации отхода может только утилизатор, а не перекуп.

    Но так как речь идет о ломе, следует быть вдвойне аккуратным, потому что металлисты преимущественно считают себя утилизаторами, не имея соответствующих документов и доказательств, на которые обращает внимание РПН.

     

    4. Можно ли перевести отходы II класса опасности во вторсырье, товар?

    Во-первых, мы ничего не переводим, потому что «переводилки» уже сигнализируют, что исходник отличается от текущей версии, а нам не нужны любые подозрения в сокрытии.

    1) проведите аудит ваших документов на предмет что вы пишите и как это проводите, потому что случаев, когда по бухгалтерии продажа товара, а у экологов проводки отходов, «чтобы можно было выдать акты утилизации», превеликое множество.

    2) обсудите с контрагентами их готовность менять выявленные «погрешности оформления» и будьте готовы к тому, то согласятся далеко не все.

    3) если речь идёт о продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной) проследите, чтобы:

    - ее коды ОКАЭД были у вас в ЕГРЮЛ;

    - ваш Технический регламент описывал процесс ее получения; чтобы она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах;

    - очень небесполезно обзавестись экспертным заключением подведов Роспотребнадзора ЦГиЭ о соответствии вами производимой продукции требованиям ГОСТа или ТУ. Это заключения выручит вас в спорах сильнее чем добровольная сертификация ГОСТ Р.

    - можете получить сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию, НО будьте внимательны: органы сертификации используют устаревшие и противоречивые по своему содержанию критерии, ссылка на которые может вас расстроить в суде. Например, всеми любимый ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение.Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» был принят в 2010 году, когда понятие утилизации было иным.

    - себестоимость продукции должна быть определена в соответствии с разработанной на вашем предприятии учетной политикой,

    - вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и т.д.

    И помните, если вы говорите о продукции, то ваш закон не об отходах, вы руководствуетесь законом о техническом регулировании. Закон об отходах для вас некое напоминание об ответственности в случае вашей неосторожности или небрежности с бумагами.

    Ну а ежели «не выходит каменный цветок», и речь все-таки идёт об отходах, то помните о той же стройной логике в наименованиях предмета договора, передаваемых паспортах и оформляемых накладных и прочих документах.

     

    5. Как контролирующему органу доказать, что от производства изделий из металла не образуются отходы металла, а образуется лом? И этот факт не требует отображения в экологической документации.

    Если речь идёт о продукции (как бы вы ее не называли: основной, попутной, побочной), а лом — это продукция, на что косвенно указывает ссылка на ГОСТ в ПСА (приемо-сдаточных актах), включенных в текст Правил по обращению с ломом черных, цветных металлов, утв. Постановлениями Правительства РФ № 390 и 389 проследите, чтобы:

    - ее коды ОКАЭД были у вас в ЕГРЮЛ;

    - ваш Технический регламент описывал процесс ее получения; чтобы она соответствовала своему описанию в используемых вами в ТУ или в ГОСТах.

    Очень небесполезно обзавестись экспертным заключением подведов Роспотребнадзора ЦГиЭ о соответствии вами производимой продукции требованиям ГОСТа или ТУ. Это заключения выручит вас в спорах сильнее чем добровольная сертификация ГОСТ Р.

    Можете получить сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию, НО будьте внимательны: органы сертификации используют устаревшие и противоречивые по своему содержанию критерии, ссылка на которые может вас расстроить в суде. Например, всеми любимый ГОСТ Р 54098-2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» был принят в 2010 году, когда понятие утилизации было иным.

        - себестоимость продукции должна быть определена в соответствии с разработанной на вашем предприятии учетной политикой,

        - вся оформляемая в отношении продукции первичка не должна пестреть словами «отход», «повторное использование для производства продукции», «возвратный отход», никаких паспортов на отходы и лабораторных тестов, никаких следов в ПНООЛРах и тд.

    И помните, если вы говорите о продукции, то ваш закон не об отходах, вы руководствуетесь законом о техническом регулировании. Закон об отходах для вас некое напоминание об ответственности в случае вашей неосторожности или небрежности с бумагами.

     

    6. Мы, компания «Б», закупаем у физических лиц и автосервисов «А» отработанные автокатализаторы (керамические). «А» никак не ведёт деятельность по учёту катализаторов, грубо говоря, компания «Б» находит в мусорном контейнере эти катализаторы. Далее компания «Б» в мельницах измельчает автокатализаторы (1 кг поступил – 1 кг измельчил), без остатка лишнего. Далее компания «Б» передаёт компании «С» перемолотый порошок, где уже «С» извлекает драгметаллы. Является ли для компании «Б» это отходом, если оно закупает, мелет и продаёт дальше. Какая ж документация необходима в компании «Б», чтобы Росприроднадзор не казнил?

    Если мы говорим о законе, то вещи, утратившие свои потребительские свойства, то есть эксплуатация которых по прямому назначению невозможна, пусть даже и представляющие хозяйственную ценность в виде возвращаемых в производственный цикл материалов, являются отходами. Таким образом, отход не определятся по признаку «после работ не осталось крошек», это все-таки юридический термин, используемый для установления тех или иных юридически значимых фактов

    Что касается вопрос о наказании: учитывая тот факт, что никто не наблюдает за вами 24/7 в замочную скважину вашего производственного цеха, то и наказать вас тоже смогут только тогда, когда выявят эти действия. Что это значит? Что есть время задуматься о более безопасной схеме работы.

    Сейчас, к сожалению, не лучшее время для лицензирования (много отказов, связанных с отсутствием единого подхода в РПН к порядку оказания услуги, а также субъективное дискретное правоприменение на местах). Но все же это не повод, чтобы не делать то, без чего работать с катализаторами будет затруднительно. Это мое мнение.

     

    7. При сортировке отходов образуются новые виде отходов (выделены отдельно в ФККО), следовательно, тот, кто сортирует, образовал новые отходы, которые являются его?

    Нет, это не следует из того, что вы описали. Во-первых, станция сортировки осуществляет работы по обработке ТКО за плату, то есть в силу положений гражданского законодательства, если иное не предусмотрено условиями договора, к подрядчику не переходят права на результат работы и на материалы, в отношении которых он эти работы осуществлял.

    Переведите в любую другую более понятную для вас работу, которую подрядчик может делать по поручению и за счет заказчика, например, химчистка пуховика, вы платите деньги и передаете пуховик на время химчистке, чтобы получить его обратно. Так и с ТКО, если при расчете тарифа ТКО стоимость отходов, высортированных из смеси, не уменьшала стоимость работы по сортировке, то оснований для перехода прав на высортированные отходы не существует.

     

    8. Если отходы бумаги от офисной деятельности передают на уничтожение (шредирование), то какой пакет документов нужен для отчетности в Росприроднадзор.

    Если ваши отходы бумаги проведены по вашему учету как отходы, то договора на уничтожение документа путем шредирования недостаточно, поскольку необходимо в учете отобразить что именно (какой вид работ) был осуществлен в отношении отхода. Исходя из целеполагания такого уничтожения можно установить вид работ.

    Речь может идти об обработке, если шредирование это подготовка отходов к дальнейшей утилизации.

    Отчетность в РПН предполагает наличие у вас документов, подтверждающих отображение данных об отходах в тех или иных столбцах свободных данных учета. То есть если вы указываете, например, утилизацию отходов бумаги и картона той компанией, которая у вас выполняет работы по шредированию, то ваш договор с последней должен содержать условия, из которых можно было бы сделать соответствующий вывод о тех работах, которые были выполнены исполнителем по договору. Кроме того, потребуются документы, свидетельствующие о передаче отходов в работу (акт приема-передачи, ТН и/или ТТН), об утилизации отходов (акт об утилизации). Если речь идет о том, что объем этих отходов отображается у вас в отчетности, которую вы сдаете по расширенной ответственности, то важно отметить то, что акт об утилизации должен быть строго установленной формы.

     

    9. Какие нужны документы и как их правильно оформить, если есть теплая спецодежда, у которой истек нормативный срок носки, но она в хорошем состоянии, и работники как правило просят ее забрать себе домой на дачи/рыбалки и т.д.?

    Оценить ее и продать своим работникам как товар.

     

    10. Каким образом выполнять норматив утилизации отходов упаковки (стекло, пластик), если в результате хозяйственной деятельности предприятия образуется незначительное количество данных видов отходов? Организовать сбор от сотрудников предприятия, от населения и заключить договор с утилизатором на количество с учетом принимаемых отходов? Тогда возникает вопрос как показывать эти отходы в отчетности: как принимаемые или как образованные в результате деятельности предприятия?

    Никто не обязывает выполнять норматив утилизации отходов за счет собственных отходов или отходов своих сотрудников.

    В соответствии с пп. 3-4.1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ, производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно:

    1) путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров

    2) путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО)

    3) путем заключения договора поручения об обеспечении выполнения нормативов утилизации ППК РЭО или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.

    При любом из выбранных способов самостоятельности норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

    Следовательно, вы вправе заключить договор с утилизатором или найти его через посредника (ассоциацию или ППК РЭО) для сбора и последующей утилизации необходимого для вас объема того отхода, который образуется от ваших товаров или товаров аналогичных вашим. То есть вы не привязаны только к своим собственным отходам, или к отходам от произведенных вами товаров, равно как не привязаны и к территории сбора адресом локализации вашего производства.

     

    26.07.2022, 22:33
Жаркое лето скидок и подарков!
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам