Ключевые вопросы: ответственность природопользователя, ответственность испытательной лаборатории (центра), возмещение убытков, практические рекомендации.
Представим очень знакомую ситуацию:
1. Природопользователь, который обязан осуществлять ПЭК[1] в части промышленных выбросов на объекте ОНВ[2], обратился за услугами испытательной лаборатории (центра). Между сторонами был заключен договор, в котором определены предмет, стоимость, ответственность и прочие условия приобретения услуг.
2. Испытательная лаборатория (центр) оказала услуги по лабораторным анализам промышленных выбросов, т.е. отобрала пробу, провела измерения, выдала протокол КХА[3], а также акт оказанных услуг.
3. Природопользователь-заказчик принял оказанные услуги, что подтвердил подписью и печатью предприятия в акте оказанных услуг. Данные из протокола КХА, выданного испытательной лабораторией (центром), природопользователь использовал во всех требуемых законодательством документах по выбросам в атмосферный воздух и отчитался по ним в соответствующие органы.
А теперь представим наихудший исход событий:
1. Контрольный (надзорный) орган, уполномоченный на осуществление государственного экологического надзора, проверяет соблюдение обязательных требований природопользователем. Для подтверждения данных, указанных в экологических и статистических отчетах, а также для подтверждения осуществления ПЭК в полном объеме в соответствии с разработанной и утвержденной программой ПЭК госорган оценивает в том числе наличие и содержание информации о фактических объемах или массе выбросов загрязняющих веществ.
2. Контрольный (надзорный) орган выявляет недостоверность протокола КХА и приходит к выводу, что контролируемое лицо не осуществило ПЭК, а вместе с этим все представленные отчеты, отражающие информацию об объемах и о массе выбросов на объекте ОНВ, содержат недостоверную информацию.
Что делать в такой ситуации природопользователю?
Кто несет ответственность за ошибку в протоколе КХА?
Будет ли природопользователь оштрафован за ошибку лаборатории?
Что мог предпринять природопользователь на начальных этапах для снижения риска ошибки?
Разберемся по порядку в данной статье.
Ответственность природопользователя
К измерениям промышленных выбросов природопользователь прибегает во многих случаях, например при осуществлении ПЭК и при проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Производственный экологический контроль
ПЭК осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды[4].
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I, II, III категорий, обязаны:
• разработать и утвердить программу ПЭК;
• осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
• документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам ПЭК.
Программа ПЭК содержит, помимо прочего, сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Таким образом, хозяйствующий субъект может осуществлять ПЭК собственными силами при наличии испытательной лаборатории (центра), имеющей аккредитацию в национальной системе аккредитации, либо привлекать стороннюю испытательную лабораторию (центр) опять же при наличии у нее аккредитации.
Инвентаризация выбросов
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах ОНВ[5]:
• проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте ОНВ (при их наличии);
• документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Таким образом, под данное требование законодательства попадают все объекты ОНВ с I по IV категории.
Инструментальные измерения показателей выбросов выполняются в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации[6].
Аккредитация
Правовые основы обеспечения единства измерений в РФ, обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в том числе в целях охраны окружающей среды, устанавливает Закон № 102-ФЗ[7].
Сфера государственного регулирования Закона № 102-ФЗ распространяется также на измерения, для которых в целях охраны окружающей среды установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды.
К сведению
Формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений:
• утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
• поверка средств измерений;
• метрологическая экспертиза;
• федеральный государственный метрологический контроль (надзор);
• аттестация методик (методов) измерений;
• аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.
Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с Законом № 412-ФЗ[8] в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с Законом № 102-ФЗ.
Будет ли природопользователь нести ответственность в случае заключения договора с испытательной лабораторией (центром), не имеющей аккредитации в национальной системе аккредитации для осуществления ПЭК и проведения инвентаризации выбросов?
В отношении ПЭК имеется разъяснение Росприроднадзора[9] о том, что осуществление ПЭК испытательными лабораториями (центрами), не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации, может рассматриваться как нарушение действующего законодательства РФ и квалифицироваться государственными инспекторами Росприроднадзора как невыполнение ПЭК, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ[10].
Игнорирование требований Порядка № 352 также влечет за собой административную ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ.
Таким образом, хозяйствующий субъект всегда должен прибегать к услугам только аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с Законом № 412-ФЗ, при этом результаты измерений, полученные от исполнителя, должны быть объективными, достоверными и сопоставимыми в соответствии с Законом № 102-ФЗ.
Будет ли природопользователь привлечен к ответственности, если аккредитованная испытательная лаборатория (центр) нарушила требования Законов № 102-ФЗ и 412-ФЗ?
В рамках госэконадзора Росприроднадзор в первую очередь оценивает соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства именно природопользователем. Если природопользователь не может подтвердить достоверность сведений, указанных в отчетах и документах (например, в отчете ПЭК, декларации о плате за НВОС или заявке о постановке на государственный учет объектов ОНВ), контрольный (надзорный) орган вправе привлечь его к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Вопрос выбора природопользователем некомпетентного исполнителя лабораторных услуг инспектора Росприроднадзора волновать не будет. Природопользователь самостоятельно принимает решение:
• о заключении договора с той или иной испытательной лабораторией (центром);
• принятии результатов оказанных услуг от выбранного исполнителя;
• представлении в своих документах и отчетах информации в соответствии с результатами, полученными от выбранного исполнителя.
Ответственность испытательной лаборатории (центра)
Национальным органом по аккредитации РФ является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
[1] Производственный экологический контроль.
[2] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
[3] Протокол количественного химического анализа.
[4] См. ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2021).
[5] См. ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021).
[6] См. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (в ред. от 17.09.2019; далее — Порядок № 352).
Обратите внимание: с 01.03.2022 вступает в силу новый Порядок, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871. Ключевые изменения в новом Порядке — положения об инвентаризации передвижных источников выбросов (подробнее см.: profiz.ru/eco/1_2022/prikaz_871).
[7] Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (в ред. от 11.06.2021).
[8] Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 11.06.2021).
[9][9] См. письмо Росприроднадзора от 18.11.2019 № РН-03-01-32/31978.
[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях.