Ключевые темы: проблемы старого Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, и попытки их решения; позиции нового Перечня.
Распоряжение[1] об утверждении нового перечня загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию (далее — Перечень загрязняющих веществ), предполагало, что ранее производился учет непоименованных веществ.
Проект нового Перечня загрязняющих веществ
Старый Перечень[2] при его применении в процессах нормирования и исчисления платы за НВОС[3] вызывал вопросы, которые мы уже рассматривали ранее[4]. Наличие проблем государственный орган латал своими письмами. Например, именно из писем следовала необходимость нормировать и платить за вещества, непоименованные в старом Перечне, но относящиеся к взвешенным веществам. Это мы еще обсудим далее.
В связи с наличием проблем (по твердым веществам и не только) интерес вызывал проект[5] нового Перечня, который в свое время мы подробно изучили. В нем акцент был сделан на дополнение раздела I «Для атмосферного воздуха» — попытка устранить проблемы, вызванные отсутствием в Перечне загрязняющих веществ поименно перечисленных наиболее распространенных твердых веществ.
В настоящее время выброс твердых веществ под государственное регулирование подводят в рамках следующих общих позиций:
• взвешенные частицы PM10;
• взвешенные частицы PM2,5;
• взвешенные вещества.
Помимо этих позиций, еще только соединения отдельных металлов были прописаны в старом Перечне индивидуально.
Такое обобщение и вызывало споры:
с одной стороны, раз поименно конкретное загрязняющее вещество не указано в Перечне загрязняющих веществ, то и государственному регулированию оно не подлежит;
с другой стороны, все, что не относится к РМ10, РМ2,5 и перечисленным в Перечне загрязняющих веществ индивидуальным веществам, которые являются твердыми, можно отнести к взвешенным веществам, а значит, учитывать нужно.
Проектом же в Перечень загрязняющих веществ предусматривалось добавление и таких часто встречающихся в выбросах хозяйствующих субъектов веществ, как диЖелезо триоксид, натрий гидроксид, так и всяческих видов пыли (пыль бумаги, пыль древесная, пыль мучная, пыль абразивная и т.п.).
При установленной[6] необходимости применять в процессе инвентаризации выбросов инструментальные методы определения количества выбросов, а также учитывая, что контроль установленных нормативов также должен вестись инструментально, природопользователей ждали бы новые проблемы. Как, например, производитель изделий из различных видов пластика при инструментальном измерении разделял бы на своем производстве количество пыли полиамида, пыли поливинилхлорида, пыли полипропилена и пыли полистирола?
К тому же такое пополнение Перечня загрязняющих веществ «пылью» заставляет задуматься о соответствии его требованиям п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023):
1. Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ[7].
Для измерения же таких загрязняющих веществ (различных видов пыли) нет отдельной методики по каждому веществу, можно определить лишь общее количество пыли.
Но, по нашему опыту, изучение проекта нормативного правового акта особого смысла не имеет, если нет намерения бороться за его содержание, т.к. утвержденная версия может сильно отличаться от проектной и по факту некоторые формулировки из проекта могут так и остаться невоплощенными. Так и здесь: не все мысли, навеянные изучением проекта, утвердились при ознакомлении с принятым его текстом.
Что мы увидели в новом Перечне
Итак, Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р принят новый Перечень.
С утверждением нового Перечня к поднятым при рассмотрении проекта аспектам добавляются новые, т.к. проект соответствует принятому нормативному правовому акту лишь частично.
Так, в частности, воплощена в жизнь позиция государственных органов из их разъяснительных писем — теперь пункт «Взвешенные вещества» имеет дополнение «(разнородные по составу твердые частицы, содержащиеся в выбросах загрязняющих веществ и не поименованные в настоящем разделе)». На стадии проекта этого предусмотрено не было.
Также проект не подразумевал изменений в Перечне загрязняющих веществ в части веществ по воде и почвам, а утвержденный новый Перечень содержит новые вещества в этих разделах.
Стоит обратить внимание и на уточнение наименований некоторых веществ, подлежащих государственному регулированию ранее. Есть незначительно измененные позиции — добавлены синонимы названий веществ. В основном названия приведены в соответствие с наименованиями из СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»[8], но сделано это не по всем веществам.
В контексте ранее обозначенной проблемы по фторидам (см. сн. 1) такое приведение наименований «в соответствие» устранило проблему — перечень по фторидам стал закрытым. Единственное, что по фторидам «не бьется» с СанПиН 1.2.3685-21, — указание в новом Перечне два раза на одно и то же вещество — гидрофторид (он же фтористый водород). Он поименован в следующих позициях перечня:
67. Фториды газообразные /в пересчете на фтор/: гидрофторид (водород фторид, фторводород); кремний тетрафторид
69. Фтористый водород, растворимые фториды (фториды неорганические хорошо растворимые): натрия фторид (натрий фтористый); натрия гексафторидсиликат
При этом гигиенический норматив для гидрофторида установлен один единственный:
Возможно, это связано с применением конкретной методики измерений при инструментальных замерах. Так, есть методика, определяющая фтористый водород и растворимые фториды из одной пробы (хотя отбор проб и определение концентраций каждой из отбираемых фракций приводит к определению отдельно концентраций газообразных (фтористый водород) и твердых (растворимые фториды) компонентов); есть методика, позволяющая померить газообразные фториды с пересчетом их массы на гидрофторид.
Далее в статье:
- вступление в силу новых позиций Перечня;
- переходные положения;
- платы за НВОС по новому Перечню.
[1] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р (в ред. от 23.12.2023; далее — новый Перечень).
[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (утратил силу).
[3] Негативное воздействие на окружающую среду.
[4] См. Дудникова А.Г., Самохина А.А. Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась // Справочник эколога. 2021. № 8. С. 48—60.
[6] См. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
[7] Здесь и далее выделено автором (прим. ред.).
[8] Далее — СанПиН 1.2.3685-21.