Отдаем журнал бесплатно!

Проведение замеров выбросов в целях установления СЗЗ

От редакции:
В редакцию пришло письмо: «Обязательно ли проводить замеры выбросов в летний и зимний период (по точкам измерения по направлению ветра от предприятия) при установлении СЗЗ[1]? Или можно заменить это на проведение замеров выбросов в течение 50 дней при любом направлении ветра для объекта
I класса?»
Полученный от специалиста ответ был предельно подробен и обоснован, ну просто мастер-класс... Вот мы и решили, что место такому материалу именно в этой рубрике. 

Контроль уровня загрязнения атмосферного воздуха в точках на границе СЗЗ 

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в точках на границе СЗЗ необходимо контролировать в рамках:
• подтверждения ее границ;
• производственного контроля за соблюдением санитарных требований;
• производственного экологического контроля.

Рассмотрим, какими нормами регламентируется эта обязанность.

Подтверждение границ СЗЗ 

Контроль уровня загрязнения атмосферного воздуха в точках на границе СЗЗ при подтверждении ее границ нужно осуществлять согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022), утверждающего Правила установления СЗЗ[2]; пп. 7–9, 11, 12 Правил установления СЗЗ; пп. 2.1, 2.12, 3.6, 3.13, 3.14, 3.17, 4.1, 4.2, 4.5, 4.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»[3].

Производственный контроль за соблюдением санитарных требований 

В рамках производственного контроля за соблюдением санитарных требований уровень загрязнения атмосферного воздуха в точках на границе СЗЗ контролируется согласно ст. 11 и 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 24.07.2023); п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; подп. «б» п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»[4].

Производственный экологический контроль 

Согласно абз. 9 п. 23 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий[5] организация работ на объекте негативного воздействия при получении информации о НМУ[6] включает предусмотренные производственным экологическим контролем визуальные наблюдения, инструментальные измерения на источниках выбросов и на границе СЗЗ.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (вступили в силу 01.09.2022), как и ранее действовавшие и утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (утратили силу 01.09.2022), не содержат обязательного требования об организации инструментальных исследований уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ.

Наблюдения по преобладающим направлениям ветра

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в контрольных точках на границе СЗЗ по преобладающим направлениям ветра проводятся согласно п. 7.4 ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов» для проверки соблюдения установленных нормативов. При этом наблюдения проводят по маркерным загрязняющим веществам, выбросы которых создают в атмосферном воздухе максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и за ее пределами более 0,1 ПДК. Этот вид контроля проводится для объектов, на которых превалируют неорганизованные выбросы в атмосферу.

Сезонность и объем исследований и измерений

Вопреки расхожему заблуждению, санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит положений, устанавливающих требования к сезонности и объему исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух для подтверждения расчетных размеров СЗЗ при установлении СЗЗ (вне зависимости от класса опасности объекта). Тем не менее именно этого и требует Роспотребнадзор для действующих и введенных в эксплуатацию предприятий со ссылкой на п. 7 Правил установления СЗЗ:

7. В срок не более 1 года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.

 

Требования к количеству исследований (измерений) предусмотрены п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применительно к случаю уменьшения размера СЗЗ для действующих объектов:
• 50 дней исследований для предприятий I и II классов опасности;
• 30 дней исследований для предприятий III—V классов опасности.

Именно поэтому Центральный аппарат Роспотребнадзора регулярно выпускает разъяснения в части организации и проведения натурных исследований и измерений при установлении, изменении и ликвидации СЗЗ, уточняя и частично корректируя свою позицию относительно сезонности и объема исследований вплоть до диаметрально противоположной позиции.

Далее в статье:
- привели разъяснения Роспотребнадзора;
- рассказали о точках контроля для отбора проб атмосферного воздуха: выбор их местоположения и количества.


[1] Санитарно-защитная зона.

[2] Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

[3] Далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

[4] Далее — СанПиН 1.1.1058-01.

[5] Утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

[6] Неблагоприятные метеорологические условия.

М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 1, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Проведение замеров выбросов в целях установления СЗЗ

От редакции:
В редакцию пришло письмо: «Обязательно ли проводить замеры выбросов в летний и зимний период (по точкам измерения по направлению ветра от предприятия) при установлении СЗЗ[1]? Или можно заменить это на проведение замеров выбросов в течение 50 дней при любом направлении ветра для объекта
I класса?»
Полученный от специалиста ответ был предельно подробен и обоснован, ну просто мастер-класс... Вот мы и решили, что место такому материалу именно в этой рубрике. 

Контроль уровня загрязнения атмосферного воздуха в точках на границе СЗЗ 

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в точках на границе СЗЗ необходимо контролировать в рамках:
• подтверждения ее границ;
• производственного контроля за соблюдением санитарных требований;
• производственного экологического контроля.

Рассмотрим, какими нормами регламентируется эта обязанность.

Подтверждение границ СЗЗ 

Контроль уровня загрязнения атмосферного воздуха в точках на границе СЗЗ при подтверждении ее границ нужно осуществлять согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 03.03.2022), утверждающего Правила установления СЗЗ[2]; пп. 7–9, 11, 12 Правил установления СЗЗ; пп. 2.1, 2.12, 3.6, 3.13, 3.14, 3.17, 4.1, 4.2, 4.5, 4.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»[3].

Производственный контроль за соблюдением санитарных требований 

В рамках производственного контроля за соблюдением санитарных требований уровень загрязнения атмосферного воздуха в точках на границе СЗЗ контролируется согласно ст. 11 и 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 24.07.2023); п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; подп. «б» п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»[4].

Производственный экологический контроль 

Согласно абз. 9 п. 23 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий[5] организация работ на объекте негативного воздействия при получении информации о НМУ[6] включает предусмотренные производственным экологическим контролем визуальные наблюдения, инструментальные измерения на источниках выбросов и на границе СЗЗ.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (вступили в силу 01.09.2022), как и ранее действовавшие и утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (утратили силу 01.09.2022), не содержат обязательного требования об организации инструментальных исследований уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ.

Наблюдения по преобладающим направлениям ветра

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в контрольных точках на границе СЗЗ по преобладающим направлениям ветра проводятся согласно п. 7.4 ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов» для проверки соблюдения установленных нормативов. При этом наблюдения проводят по маркерным загрязняющим веществам, выбросы которых создают в атмосферном воздухе максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и за ее пределами более 0,1 ПДК. Этот вид контроля проводится для объектов, на которых превалируют неорганизованные выбросы в атмосферу.

Сезонность и объем исследований и измерений

Вопреки расхожему заблуждению, санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит положений, устанавливающих требования к сезонности и объему исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух для подтверждения расчетных размеров СЗЗ при установлении СЗЗ (вне зависимости от класса опасности объекта). Тем не менее именно этого и требует Роспотребнадзор для действующих и введенных в эксплуатацию предприятий со ссылкой на п. 7 Правил установления СЗЗ:

7. В срок не более 1 года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.

 

Требования к количеству исследований (измерений) предусмотрены п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 применительно к случаю уменьшения размера СЗЗ для действующих объектов:
• 50 дней исследований для предприятий I и II классов опасности;
• 30 дней исследований для предприятий III—V классов опасности.

Именно поэтому Центральный аппарат Роспотребнадзора регулярно выпускает разъяснения в части организации и проведения натурных исследований и измерений при установлении, изменении и ликвидации СЗЗ, уточняя и частично корректируя свою позицию относительно сезонности и объема исследований вплоть до диаметрально противоположной позиции.

Далее в статье:
- привели разъяснения Роспотребнадзора;
- рассказали о точках контроля для отбора проб атмосферного воздуха: выбор их местоположения и количества.


[1] Санитарно-защитная зона.

[2] Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

[3] Далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

[4] Далее — СанПиН 1.1.1058-01.

[5] Утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

[6] Неблагоприятные метеорологические условия.

М.В. Винокурова, директор УКЦ «ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ» ФГБОУ ВО УГЛТУ, сертифицированный судебный эксперт по экологической экспертизе, к.т.н.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 1, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам