ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ГЭЭ: АЛГОРИТМ И ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН
В 2024 году внесен ряд изменений в законодательство об экологической экспертизе, принято новое положение о проведении государственной экологической экспертизы, при этом административный регламент оказания государственной услуги федерального уровня не обновился. Каким является порядок взаимодействия сторон данной процедуры в текущих реалиях? Давайте разбираться.
СТОРОНЫ ГЭЭ
Основные вопросы проведения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) регламентированы Законом № 174-ФЗ[1], который за свою почти 30-летнюю историю неоднократно претерпевал изменения.
Однако стороны данной процедуры остаются неизменными:
Сторона 1: заказчик ГЭЭ (в терминологии Закона № 174-ФЗ) / заявитель (в терминологии Административного регламента № 923[2]);
Сторона 2: орган государственной власти, оказывающий государственную услугу (Росприроднадзор или его территориальные органы — для ГЭЭ федерального уровня либо орган власти субъекта РФ — для ГЭЭ регионального уровня).
ВАЖНО
В рамках реализации принципов комплексной оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий, а также независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы Сторона 2 организует свою работу через экспертные комиссии. Таким образом, по сути основной функционал Стороны 2 выполняют привлеченные внештатные эксперты, а также ответственный секретарь экспертной комиссии, являющийся штатным сотрудником Стороны 2.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ГЭЭ
Права и обязанности сторон закреплены в Законе № 174-ФЗ, и именно в рамках их реализации строится процедура ГЭЭ, соблюдение которой строго обязательно.
Эксперт ГЭЭ
Согласно п. 4 ст. 16 Закона № 174-ФЗ эксперт ГЭЭ (Сторона 2) имеет право:
1) заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов РФ о необходимости представления заказчиком на ГЭЭ дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов ГЭЭ (да-да, это именно право, а не обязанность эксперта);
2) формулировать особое мнение по объекту ГЭЭ, которое прилагается к заключению ГЭЭ (это положение применяется в случае, если эксперт по какой-либо причине не согласен с общими выводами «сводного» экспертного заключения).
[1] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 08.08.2024).
[2] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 923.