Ключевые вопросы
Отходы I и II классов опасности
Методы обращения с отходами
Разработка федеральной схемы обращения с отходами
Ошибки ФГУП «ФЭО»
Актуальные тарифы на услугу ФЭО
Отходы I и II классов опасности
Пять классов опасности отходов установлены ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ[1], причем I и II класс опасности являются чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами соответственно. Высокоопасные отходы характеризуются тем, что при неконтролируемом попадании их в окружающую природную среду экологическая система нарушается настолько, что период восстановления занимает не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Чрезвычайно опасные отходы могут привести к необратимому нарушению экологической системы, период восстановления здесь отсутствует.
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 (в ред. от 17.10.2014) была принята Федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009–2014 годы)», в тексте которой говорилось:
На территории Российской Федерации накоплено около 2 млрд тонн токсичных отходов. Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы гальванических производств, а также отходы, содержащие ртуть и хлорорганику. Больше всего отходов накоплено в Приволжском федеральном округе (в среднем более 400 тонн на кв. километр). Высок уровень загрязнения токсичными отходами в Южном (267 тонн на кв. километр) и Центральном (211 тонн на кв. километр) федеральных округах. В Уральском федеральном округе он составляет 190 тонн на кв. километр, в Сибирском — 139 тонн на кв. километр, Северо-Западном — 70 тонн на кв. километр, Дальневосточном — 16 тонн на кв. километр.
Несложно сосчитать общее количество и ранжировать округа по накопленному объему отходов:
Округ |
Площадь, км2 |
Накопление на км2, т |
Объем накопления, т |
СФО |
5 114 800 |
139 |
710 957 200 |
ПФО |
1 038 000 |
400 |
415 200 000 |
УрФО |
1 788 900 |
190 |
339 891 000 |
ЦФО |
652 800 |
211 |
137 740 800 |
СЗФО |
1 677 900 |
70 |
117 453 000 |
ЮФО + СКФО |
416 840 + 172 360 |
267 |
157 316 400 |
ДФО |
6 215 900 |
16 |
99 454 400 |
ИТОГО |
1 978 012 800 |
Федеральный классификационный каталог отходов содержит сведения о 72 отходах I класса опасности и 372 отходах II класса опасности. Данные статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 г. свидетельствуют о следующем:
Класс опасности |
Объем образования, т |
Объем утилизации, т |
Объем обезвреживания, т |
I класс опасности |
12 232 |
6664 |
6496 |
II класс опасности |
182 036 |
212 166 |
63 964 |
ИТОГО |
194 268 |
218 830 |
70 460 |
Анализируя данные двух официальных документов, следует сделать вывод, что при объемах образования порядка 200 тыс. т/год отходов I и II классов опасности для накопления 2 млрд т токсичных отходов потребовалось бы 10 тыс. лет, а с учетом того, что ежегодные объемы утилизации и обезвреживания превышают объемы образования, то такая ситуации невозможна в принципе.
Однако она есть. Вывод один — официальные данные статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) не отражают объективную реальность вследствие того, что отходообразователи искажают данные об образовании отходов высоких классов опасности для минимизации ответственности и затрат, связанных с обращением с такими отходами. Для урегулирования ситуации совершенно оправданно было принято решение об ужесточении государственного контроля.
Методы обращения с отходами
В 2018 г. в рамках национального проекта «Экология» был разработан и утвержден федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» со сроками исполнения до 31 декабря 2024 г., который предполагает, что будет:
• разработано нормативно-правовое и методическое обеспечение регулирования в области обращения с отходами I и II классов опасности, направленное на создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности и современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности;
• определен федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности;
• разработана, утверждена и введена в действие федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности;
• разработана, утверждена и введена в эксплуатацию единая государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
• осуществлена передача имущественного комплекса объектов по уничтожению химического оружия, необходимого для создания межрегиональных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, из оперативного управления Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия «ФУ БХУХО» («Камбарка», Удмуртская Республика; «Марадыковский», Кировская обл.; «Щучье», Курганская обл.) и Федерального казенного предприятия «Горный» (пос. Горный, Саратовская обл.) федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности;
• перепрофилированы объекты по уничтожению химического оружия в межрегиональные производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности;
• реализованы инфраструктурные проекты по созданию объектов обращения с отходами I и II классов опасности;
• организован общественный мониторинг и экспертное сопровождение реализации федерального проекта;
• утверждена в установленном порядке методология расчета показателей федерального проекта.
С целью обеспечения реализации этих программных мероприятий в июле 2019 г. в Закон № 89-ФЗ были внесены изменения, которые установили полномочия федерального экологического оператора (далее — ФЭО), требования к федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности, к государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, а также определили особенности обращения с отходами I и II классов опасности.
По единодушному мнению профессионального сообщества, данные меры должны были позволить выявить все источники образования отходов, определить их объем, установить существующие производственные мощности объектов инфраструктуры обращения с отходами, вычислить дефицит мощностей и наметить планы по его восполнению, проложить маршруты движения отходов от мест образования до объектов переработки. При этом оплата услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности и ФЭО должна была осуществляться по установленным тарифам, учитывающим производственные и инвестиционные программы, себестоимость выполнения работ и нормальную коммерческую прибыль. Иными словами, отрасль переработки отходов I и II классов опасности должна была получить новый импульс развития, сохраняя и преумножая достигнутые показатели. ФЭО совершенно обоснованно была определена Госкорпорация «Росатом» в лице созданного ей ФГУП «ФЭО».
Реальность
За три года реализации федерального проекта, бесспорно, были достигнуты практически все целевые показатели, за исключением ключевого — так и не была разработана федеральная схема обращения с отходами. Вернее, формально она разработана и даже утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3729-р. Вот только распоряжение это и сама схема являются информацией ограниченного доступа.
В этой связи много вопросов возникает к возможности реализации п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ, который гласит:
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Каким образом исполнять то, что является тайной и не известно исполнителю? Далее возникает вопрос: а существует ли вообще федеральная схема в том виде, в котором она должна быть утверждена в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.10.2019 № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности» (в ред. от 09.03.2022)? Если нет, то все вытекающие из федеральной схемы правовые взаимоотношения не могут быть реализованы.
[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).