Отдаем журнал бесплатно!

И снова ГЭЭ: объект НВОС I категории, но не объект капитального строительства. Как быть?

Живу и работаю в Кузбассе — крае, который часто называют территорией угля и металла. В настоящее время у нас, по данным статистики, добывается более 60 % российского угля, при этом большая часть угледобычи ведется открытым способом. Именно факт добычи угля открытым способом и стал косвенным предлогом для написания этой статьи, а точнее, проектная документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых открытым способом.

Подготовка и согласование технических проектов, связанных с пользованием участками недр, осуществляется на основании Правил подготовки и утверждения техпроектов[1]. При этом структура и оформление проектной документации должны соответствовать Требованиям к структуре техпроекта[2]. Согласно положениям главы I Требований к структуре техпроекта в составе такой документации в обязательном порядке разрабатывается раздел «Охрана недр и окружающей среды», включающий подраздел «Мероприятия по охране окружающей среды», где рассматриваются вопросы охраны окружающей среды как на период эксплуатации, так и на период строительных работ, а также даются предложения по ведению экологического мониторинга.

Объект НВОС I категории 

Большинство горнодобывающих предприятий согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021), потенциально являются объектами НВОС[3] I категории. В связи с этим проектная документация объектов капитального строительства для таких объектов (за исключением ряда оговоренных случаев) подлежит ГЭЭ[4] (п. 7.5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ[5]).

Кроме того, зачастую проект подлежит ГЭЭ и потому, что попадает под условия:
• подп. 7.2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ (ввиду необходимости формирования отвалов вскрышных пород);
• под. 7.4 ст. 11 Закона № 174-ФЗ (если это проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности);
• подп. 7.8 (в отношении проектной документации объектов капитального строительства, реконструкции в границах Байкальской природной территории) и 7.9 ст. 11 Закона № 174-ФЗ (в отношении объектов капитального строительства в Арктической зоне РФ).

Не объект капитального строительства 

Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ определено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной и рабочей документации (в т.ч. путем внесения в них изменений) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. Состав проектной документации объектов капитального строительства установлен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 06.05.2023; далее — Постановление № 87).

При этом карьеры, создаваемые в рамках осуществления деятельности по геологическому изучению недр или разработки месторождений полезных ископаемых, признаны объектами, не являющимся объектами капитального строительства[6].

Возникающие вопросы 

В связи с этим возникает два интересных вопроса:
1. В каких случаях необходимо проводить ГЭЭ в отношении проектируемых и (или) реконструируемых предприятий по добыче полезных ископаемых открытым способом (карьеров)? С учетом того, что данные объекты потенциально относятся к объектам НВОС I категории, но по сути не являются объектами капитального строительства.

Комментарий
Мы говорим именно о самих участках открытых горных работ (без учета, например, нового проектирования промплощадок с различным набором зданий, строений и сооружений) — например, проект технического перевооружения с изменением календарного плана работ или проект реконструкции действующего разреза в части ведения добычных работ.


2. Возможно ли проведение ГЭЭ в отношении технического проекта, связанного с пользованием участком недр, подготовленного в соответствии с Требованиями к структуре техпроекта при условии предоставления в комплекте документов материалов инженерных изысканий, оценки воздействия на окружающую среду и результатов обсуждений объекта экспертизы с общественностью?

Далее объяснили, почему эти вопросы так важны для недропользователей и опубликовали запросы, которые были направлены нами в Миприроды России, в Росприроднадзор и в Роснедра, для ознакомления. Также предоставили ответы органов.


[1] Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2127.

[2] Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 № 218.

[3] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[4] Государственная экологическая экспертиза.

[5] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 14.07.2022).

[6] См. Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 № 999-р.

Е.В. Вахрушева, генеральный директор ООО «Агиор»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

И снова ГЭЭ: объект НВОС I категории, но не объект капитального строительства. Как быть?

Живу и работаю в Кузбассе — крае, который часто называют территорией угля и металла. В настоящее время у нас, по данным статистики, добывается более 60 % российского угля, при этом большая часть угледобычи ведется открытым способом. Именно факт добычи угля открытым способом и стал косвенным предлогом для написания этой статьи, а точнее, проектная документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых открытым способом.

Подготовка и согласование технических проектов, связанных с пользованием участками недр, осуществляется на основании Правил подготовки и утверждения техпроектов[1]. При этом структура и оформление проектной документации должны соответствовать Требованиям к структуре техпроекта[2]. Согласно положениям главы I Требований к структуре техпроекта в составе такой документации в обязательном порядке разрабатывается раздел «Охрана недр и окружающей среды», включающий подраздел «Мероприятия по охране окружающей среды», где рассматриваются вопросы охраны окружающей среды как на период эксплуатации, так и на период строительных работ, а также даются предложения по ведению экологического мониторинга.

Объект НВОС I категории 

Большинство горнодобывающих предприятий согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021), потенциально являются объектами НВОС[3] I категории. В связи с этим проектная документация объектов капитального строительства для таких объектов (за исключением ряда оговоренных случаев) подлежит ГЭЭ[4] (п. 7.5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ[5]).

Кроме того, зачастую проект подлежит ГЭЭ и потому, что попадает под условия:
• подп. 7.2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ (ввиду необходимости формирования отвалов вскрышных пород);
• под. 7.4 ст. 11 Закона № 174-ФЗ (если это проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности);
• подп. 7.8 (в отношении проектной документации объектов капитального строительства, реконструкции в границах Байкальской природной территории) и 7.9 ст. 11 Закона № 174-ФЗ (в отношении объектов капитального строительства в Арктической зоне РФ).

Не объект капитального строительства 

Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ определено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной и рабочей документации (в т.ч. путем внесения в них изменений) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. Состав проектной документации объектов капитального строительства установлен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (в ред. от 06.05.2023; далее — Постановление № 87).

При этом карьеры, создаваемые в рамках осуществления деятельности по геологическому изучению недр или разработки месторождений полезных ископаемых, признаны объектами, не являющимся объектами капитального строительства[6].

Возникающие вопросы 

В связи с этим возникает два интересных вопроса:
1. В каких случаях необходимо проводить ГЭЭ в отношении проектируемых и (или) реконструируемых предприятий по добыче полезных ископаемых открытым способом (карьеров)? С учетом того, что данные объекты потенциально относятся к объектам НВОС I категории, но по сути не являются объектами капитального строительства.

Комментарий
Мы говорим именно о самих участках открытых горных работ (без учета, например, нового проектирования промплощадок с различным набором зданий, строений и сооружений) — например, проект технического перевооружения с изменением календарного плана работ или проект реконструкции действующего разреза в части ведения добычных работ.


2. Возможно ли проведение ГЭЭ в отношении технического проекта, связанного с пользованием участком недр, подготовленного в соответствии с Требованиями к структуре техпроекта при условии предоставления в комплекте документов материалов инженерных изысканий, оценки воздействия на окружающую среду и результатов обсуждений объекта экспертизы с общественностью?

Далее объяснили, почему эти вопросы так важны для недропользователей и опубликовали запросы, которые были направлены нами в Миприроды России, в Росприроднадзор и в Роснедра, для ознакомления. Также предоставили ответы органов.


[1] Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2127.

[2] Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 № 218.

[3] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[4] Государственная экологическая экспертиза.

[5] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 14.07.2022).

[6] См. Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 № 999-р.

Е.В. Вахрушева, генеральный директор ООО «Агиор»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам