Отдаем журнал бесплатно!

Паспортизация отходов — крупнейшая мистификация государственного масштаба?

Масштаб проблемы

Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ[1] паспорт отходов I–IV классов опасности на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется. Приказ № 1026[2] уточняет: «паспортизация отходов I–IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности». То есть каждый хозяйствующий субъект вне зависимости от организационно-правовой формы обязан составлять паспорт отходов I–IV классов опасности.

Количество организаций различных организационно-правовых форм, по данным государственной регистрации в Российской Федерации на 01.10.2023, — 3 314 503[3].

Поскольку «отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению» (ст. 1 Закона № 89-ФЗ), то это практически все предметы и вещества материального мира, по разным причинам переставшие быть нужными.

КСВЕДЕНИЮ

  • От 15–20 видов отходов присутствует у самого микроскопического предприятия, имеющего в штате пять человек (различного рода лампы, светильники, мониторы, клавиатуры, мышки (компьютерные), телефоны, многие виды мебели, отдельные виды бумаг, не говоря уже о бытовом (коммунальном) мусоре);

  • До 100–300 видов отходов (из почти 1300 занесенных в ФККО[4]) у крупных промышленных, нефтехимических, добывающих предприятий.

Даже если допустить, что среднее количество отходов, подлежащих паспортизации, составляет 30–40 на одну организацию, то получается цифра, соизмеримая с количеством населения в России. Таким образом, данная статья посвящена одному из самых массовых (после свидетельства о рождении и медицинского полиса) документов, предусмотренных в нашей стране.

Что такое паспорт?

Паспорт — документ, идентифицирующий конкретный объект, имеющий уникальные идентифицирующие признаки (VIN-номер, кадастровый номер), содержащий уникальные характеристики (поэтажный план объекта недвижимости) и обеспечивающий реализацию конкретных правовых, имущественных, финансовых (налоги), гарантийных или иных обязательств собственника, производителя, государства.

Ключевым является наличие конкретных идентификационных признаков конкретного объекта паспортизации, наличие или отсутствие которых обуславливает конкретные правоотношения:

  • автомобиль без VIN-номера — объект экспертизы ГИБДД;
  • строение без паспорта — самострой;
  • пылесос без паспорта — техника, в отношении которой не исполняются гарантийные обязательства.

Формально паспорт отхода тоже выполняет функцию идентификации отхода как объекта учета в ФККО, но действительно ли он выполняет эту функцию, и если да, то зачем?

Например, отход — это шина. Тогда перед предприятием стоит цель показать, что шина — это шина, и для этого ему, по существующей законодательной логике, нужно отобрать пробу шины, отнести ее в специализированную лабораторию, которая на основании достоверного метода анализа на аттестованном оборудовании в соответствии с зарегистрированной в Росстандарте методикой выдаст протокол анализов, на основании которого можно будет заполнить бланк паспорта, вписав туда ровно то, что указано в ФККО, например: 9 21 110 01 50 4 «Шины пневматические автомобильные отработанные».

Чтобы ответить на вопрос, зачем идти с шиной в лабораторию, необходимо принять некоторые допущения:

1. Природопользователь неграмотен и не может прочесть в накладных, по которым он приобретал шину, что она и есть шина.

2. Природопользователь и не в состоянии идентифицировать шину по совокупности признаков.

3. В компании природопользователя подобрались сотрудники, не способные в печатных или сетевых ресурсах посмотреть код ФККО имеющегося у них отхода.

 

Если перечисленные допущения не выполняются, то у автора статьи нет ответа, зачем паспортизовать один и тот же отход каждому из 76 000 предприятий технического обслуживания и ремонта транспортных средств РФ, а вместе с ними еще сотням тысяч юридических лиц, владеющих транспортом. В силу общей эрудиции человек и так понимает, что шина — это шина, и может это доказать накладными на получение товара, в которых написано, что приобретены именно шины. Имея доступ к нормативно-правовым актам, нетрудно определить код ФККО и класс опасности отхода. Слово «шина» в этих рассуждениях вполне можно заменить на «Клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства», код ФККО 4 81 204 01 52 4. (Кстати, а если это ИК-мышь без соединительных проводов? Это уже состав экологического преступления?)

 

 

[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).

[2] Приказ Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I–IV классов опасности»

[3] См. clck.ru/3BBEbu (по состоянию на 15.03.2024).

[4] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 18.01.2024).

С.М. Мадионова,
эколог-эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Паспортизация отходов — крупнейшая мистификация государственного масштаба?

Масштаб проблемы

Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ[1] паспорт отходов I–IV классов опасности на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется. Приказ № 1026[2] уточняет: «паспортизация отходов I–IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности». То есть каждый хозяйствующий субъект вне зависимости от организационно-правовой формы обязан составлять паспорт отходов I–IV классов опасности.

Количество организаций различных организационно-правовых форм, по данным государственной регистрации в Российской Федерации на 01.10.2023, — 3 314 503[3].

Поскольку «отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению» (ст. 1 Закона № 89-ФЗ), то это практически все предметы и вещества материального мира, по разным причинам переставшие быть нужными.

КСВЕДЕНИЮ

  • От 15–20 видов отходов присутствует у самого микроскопического предприятия, имеющего в штате пять человек (различного рода лампы, светильники, мониторы, клавиатуры, мышки (компьютерные), телефоны, многие виды мебели, отдельные виды бумаг, не говоря уже о бытовом (коммунальном) мусоре);

  • До 100–300 видов отходов (из почти 1300 занесенных в ФККО[4]) у крупных промышленных, нефтехимических, добывающих предприятий.

Даже если допустить, что среднее количество отходов, подлежащих паспортизации, составляет 30–40 на одну организацию, то получается цифра, соизмеримая с количеством населения в России. Таким образом, данная статья посвящена одному из самых массовых (после свидетельства о рождении и медицинского полиса) документов, предусмотренных в нашей стране.

Что такое паспорт?

Паспорт — документ, идентифицирующий конкретный объект, имеющий уникальные идентифицирующие признаки (VIN-номер, кадастровый номер), содержащий уникальные характеристики (поэтажный план объекта недвижимости) и обеспечивающий реализацию конкретных правовых, имущественных, финансовых (налоги), гарантийных или иных обязательств собственника, производителя, государства.

Ключевым является наличие конкретных идентификационных признаков конкретного объекта паспортизации, наличие или отсутствие которых обуславливает конкретные правоотношения:

  • автомобиль без VIN-номера — объект экспертизы ГИБДД;
  • строение без паспорта — самострой;
  • пылесос без паспорта — техника, в отношении которой не исполняются гарантийные обязательства.

Формально паспорт отхода тоже выполняет функцию идентификации отхода как объекта учета в ФККО, но действительно ли он выполняет эту функцию, и если да, то зачем?

Например, отход — это шина. Тогда перед предприятием стоит цель показать, что шина — это шина, и для этого ему, по существующей законодательной логике, нужно отобрать пробу шины, отнести ее в специализированную лабораторию, которая на основании достоверного метода анализа на аттестованном оборудовании в соответствии с зарегистрированной в Росстандарте методикой выдаст протокол анализов, на основании которого можно будет заполнить бланк паспорта, вписав туда ровно то, что указано в ФККО, например: 9 21 110 01 50 4 «Шины пневматические автомобильные отработанные».

Чтобы ответить на вопрос, зачем идти с шиной в лабораторию, необходимо принять некоторые допущения:

1. Природопользователь неграмотен и не может прочесть в накладных, по которым он приобретал шину, что она и есть шина.

2. Природопользователь и не в состоянии идентифицировать шину по совокупности признаков.

3. В компании природопользователя подобрались сотрудники, не способные в печатных или сетевых ресурсах посмотреть код ФККО имеющегося у них отхода.

 

Если перечисленные допущения не выполняются, то у автора статьи нет ответа, зачем паспортизовать один и тот же отход каждому из 76 000 предприятий технического обслуживания и ремонта транспортных средств РФ, а вместе с ними еще сотням тысяч юридических лиц, владеющих транспортом. В силу общей эрудиции человек и так понимает, что шина — это шина, и может это доказать накладными на получение товара, в которых написано, что приобретены именно шины. Имея доступ к нормативно-правовым актам, нетрудно определить код ФККО и класс опасности отхода. Слово «шина» в этих рассуждениях вполне можно заменить на «Клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства», код ФККО 4 81 204 01 52 4. (Кстати, а если это ИК-мышь без соединительных проводов? Это уже состав экологического преступления?)

 

 

[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 04.08.2023).

[2] Приказ Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I–IV классов опасности»

[3] См. clck.ru/3BBEbu (по состоянию на 15.03.2024).

[4] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 18.01.2024).

С.М. Мадионова,
эколог-эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 3, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам