Каждое предприятие рано или поздно решает что-то дополнительно построить на своей территории. В результате строительных работ образуются отходы, появляются новые источники выбросов загрязняющих веществ, объемы образования которых не указаны в декларации о воздействии на окружающую среду, в НДВ[1] и НООЛР[2] предприятия.
Чаще всего такое строительство длится от полугода до года. Предположим, стройка ведется в течение восьми месяцев. Как в этой ситуации действовать экологу? Нужно ли актуализировать экологическую документацию, и если да, то как именно?
Попробуем разобраться на примере предприятия, которое относится к объекту НВОС II категории.
ВАРИАНТ 1: СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПОДРЯДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Строительная площадка – объект НВОС III категории
Согласно ст. 1 Закона № 7-ФЗ[3] объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Строительная площадка, на которой осуществляется деятельность по строительству объекта капитального строительства, подпадает под определение объекта НВОС, поскольку в ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. 07.10.2021; далее — Критерии). Согласно подп. 3 п. 6 Критериев осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является критерием для отнесения объекта НВОС к объектам III категории.
Объект НВОС ставит на учет подрядная организация
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
В рассматриваемом варианте обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет возникает у юридического лица, непосредственно осуществляющего работы на строительной площадке, то есть у подрядной организации, с которой у юридического лица, эксплуатирующего объект НВОС II категории, существуют договорные отношения на проведение строительно-монтажных работ.
Эта позиция подтверждается письмом Росприроднадзора от 01.02.2021 № МК-02-02-34/2531 «О предоставлении разъяснений».
Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Форма заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет утверждена Приказом № 532[4] и содержит в числе прочего следующие сведения:
- дату начала и планируемого завершения строительства (указывается при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства);
- сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме либо о массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе тип источника выбросов, его порядковый номер и номер источника выбросов, также координаты стационарных источников выбросов в атмосферный воздух в соответствии с п. 15 Порядка № 871[5].
Таким образом, при осуществлении строительных работ подрядной организацией датой начала эксплуатации объекта НВОС будет являться дата начала строительных работ (п. 1 заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет).
[1] Нормативы допустимых выбросов.
[2] Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).
[4] Приказ Минприроды России от 12.08.2022 № 532 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
[5] Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.