Часто природные водотоки служат приемниками сточных вод, и со временем ручьи и малые реки становятся водоотводящими коллекторами до водоемов побольше (формально это, конечно, не так). И этим никого не удивишь. Но в моей практике был случай, когда водоотводящий коллектор практически признали рекой.
Пара слов о водопользовании
Ни для кого не секрет, что промышленность не может существовать без водных ресурсов. Вода нужна для многих производственных процессов и является универсальным растворителем. Чем раньше на той или иной территории появилась промышленность, тем плачевнее состояние водных объектов.
Предприятие, использующее водные ресурсы, после оформления разрешительной документации становится предприятием-водопользователем и обязано соблюдать установленные условия водопользования. При сбросе сточных вод в поверхностный водный объект предприятие-водопользователь оформляет Решение на предоставление водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод (далее — Решение). Оно обязательно должно содержать:
• указание места сброса сточных вод;
• объем допустимых сбросов сточных вод;
• требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.
Распространенная проблема
С точки зрения водопользования водные объекты могут быть источниками водоснабжения и приемниками сточных вод. Об этом нам рассказывает Водный кодекс РФ. На территории нашей страны есть примеры, когда малая река с небольшим расходом воды за годы ее использования крупным предприятием в качестве приемника сточных вод становилась практически водоотводящим коллектором (рис. 1). Со стороны законодательства все соблюдено: крупное предприятие использует воду в производстве, затем промышленные (ливневые, хозяйственно-бытовые) сточные воды поступают на очистные сооружения и потом в водный объект, также предприятие-водопользователь исправно вносит плату за превышение концентраций загрязняющих веществ. Не придраться.
Возникают сложности на этапе получения разрешительной документации, но все решаемо при грамотном подходе: постоянный мониторинг качества сточных вод и наблюдение за состоянием водного объекта, разработка, а затем и фактическая реализация плана водоохранных мероприятий. Главное, чтобы были установлены место сброса сточных вод, требования к качеству воды в водных объектах в таких местах и был рассчитан объем допустимого сброса сточных вод. Но вопрос может возникнуть в самом неожиданном месте.
Предприятие-водопользователь и оформление разрешительной документации
Рассмотрим случай из моей практики.
Предприятие «А» является производителем тепловой и электрической энергии с 1940-х гг. Сначала предприятие работало на угле, затем перешло на газ. При строительстве этого предприятия был учтен вопрос с водоотведением воды после охлаждения оборудования. Для того, чтобы вода успела отдать тепло, часть водоотводящего коллектора была выведена из-под земли на поверхность. Схема представлена на рис. 2.
По схеме предприятие «А» сбрасывало сточные воды после охлаждения оборудования в реку «Н» через коллектор.
Водное законодательство менялось, место сброса предприятием сточных вод оставалось неизменным. В 2018 г. подошел очередной срок оформления Решения. В то время действовал Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013). В соответствии с данным документом было необходимо разрабатывать Программу измерения качества сточных вод и Программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (далее — Программы), а также Схему систем водопотребления и водоотведения (далее — Схема ВиВ).
Тогда в регионе действовал следующий порядок получения Решения:
1) сброс сточных вод осуществлялся в водоток (реку), поэтому Решение выдавало Минприроды региона, однако регистрацию документа производило Бассейновое водное управление;
2) перед тем, как нести пакет документов на Решение в Минприроды региона, было необходимо отдать на согласование Программы и Схему ВиВ в Бассейновое водное управление;