Проблемы, связанные с ГЭЭ[1] всего того, что обозначено в Законе № 174-ФЗ[2], волнуют и промышленные предприятия, которые внедряют что-либо новое, и разработчиков новой техники и технологии, и проектные институты, и экологов, осуществляющих ОВОС[3] проектов, т.е. затрагивают очень широкий круг лиц.
Помимо простого человеческого беспокойства о судьбе своих детищ, эти волнения связаны с большим количеством неясностей и недоговоренностей в нормативных документах, посвященных ГЭЭ. И если из Требований № 999[4] понятно, какими должны быть структура и содержание ОВОС для проектов ОКС[5], то для проектов документации на новую технику и технологию неясного и неоднозначного значительно больше, чем понятного.
Экологическая экспертиза новой техники
Терминология
В теме новых техники и технологии вопросы начинаются уже с определений.
В разъяснениях Минприроды России сказано[6]: «новой является впервые предлагаемая к использованию на территории Российской Федерации и прошедшая апробацию техника и технология». Так, Минприроды России, в отсутствие определений в нормативных документах, попыталось в своем письме разъяснить, что подразумевается под терминами «новая техника» и «новая технология», не уточнив, правда, что такое «апробация».
Однако определения того, что понимается под терминами «техника» и «технология», нет ни в одном законе, постановлении или приказе. Забавная ситуация: термин «новая техника» разъясняется, а само понятие «техника» как бы остается за рамками правового поля. Кроме того, не устанавливаются границы применимости понятия «техника» для целей ГЭЭ.
Необходимость прохождения ГЭЭ новой техники
У нас в стране законодательно установлена презумпция экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, поэтому вероятность воздействия на ОС[7], и, соответственно, требования к прохождению ГЭЭ, применимы к любым технологиям и к любой технике.
Например, проектная документация на новый пылесос фирмы Samsung должна проходить экологическую экспертизу? А проектная документация на новые автомобили, которые в этом году в больших количествах будут завезены в Россию различными китайскими фирмами?
Вряд ли проекты этих изделий, а также проекты на колоссальное количество новых образцов техники как отечественных, так и зарубежных, ежегодно поступающих на рынок, проходят экологическую экспертизу. Здесь невооруженным глазом видна явная невозможность и нецелесообразность попыток объять необъятное, если подвергать экологической экспертизе все это многообразие изделий различного назначения. Однако Требования № 999 не устанавливают никаких ограничений по их применению.
Что такое техника?
Давайте сначала разберемся, что понимается под словом «техника» в том контексте, который соответствует духу требований экологической экспертизы, и в тех рамках, которые позволяют осуществить ОВОС при анализе проектов технической документации на новую технику.
Заглянем в Википедию[8]:
Понятие техники охватывает технические изделия[9], ранее не существовавшие в природе, и процессы их изготовления для осуществления какой-либо деятельности, в том числе: машины, механизмы, аппараты, инструменты, приборы и т.д.
Далее посмотрим ГОСТ 2.114-2016[10], в котором подробно расписано, как должны выглядеть ТУ[11] на продукцию, и увидим, как этот документ трактует понятие «изделие»:
Изделие — предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению в организации (на предприятии) по конструкторской документации.
Таким образом, когда мы говорим об экологической экспертизе проектов технической документации на новую технику, мы должны понимать, что анализу может подвергаться либо конструкторская документация, либо ТУ. Проводить оценку воздействия конструкторской документации на ОС по меньшей мере несерьезно.
Технические условия
Разберемся, что может быть интересным в ТУ, исходя из поставленных нами вопросов.
В соответствии с ГОСТ 2.114-2016 ТУ на изделия (продукцию) должны содержать следующие разделы:
1) технические требования;
2) требования безопасности;
3) требования охраны ОС;
4) правила приемки;
5) методы контроля;
6) указания по эксплуатации;
7) гарантии изготовителя.
Очевидно, что из всего перечисленного интерес для экологов может представлять только раздел, касающийся требований охраны ОС. В этот раздел должны включаться показатели и нормы, определяющие:
• требования по допустимым (по уровню и времени) химическим, механическим, радиационным, электромагнитным, термическим и биологическим воздействиям на ОС;
• требования устойчивости загрязняющих, ядовитых веществ в объектах ОС (воздушная среда, атмосферный воздух, почва, недра, флора и т.д.);
• требования к утилизации и к местам захоронения опасных изделий и отходов и т.д.
Исходя из нашего опыта разработки и согласования ТУ можно утверждать, что сертификационные центры очень жестко следят за тем, чтобы ни один показатель не выходил за рамки нормативных требований.
ОВОС
А что тогда оценивать с точки зрения воздействия на ОС, если это воздействие не превышает нормативных требований?
Может быть, есть смысл рассмотреть какую-то другую техническую документацию?
Определение из ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандарты организаций. Общие положения»:
3.1 техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, необходимую и достаточную для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.
В свою очередь, определение понятия «жизненный цикл изделия» дает ГОСТ Р 56136-2014 «Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Термины и определения»:
3.16 жизненный цикл изделия […]: Совокупность явлений и процессов, повторяющихся с периодичностью, определяемых временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.
Замысел подвергаться экологической экспертизе не может. Процесс изготовления изделия — это технология, а не техника. Значит, мы можем говорить только о периоде жизненного цикла от момента завершения производства до утилизации объекта техники. Здесь мы снова возвращаемся к ТУ, в которых определены требования к упаковке, транспортировке, эксплуатации и утилизации изделия. Что касается требований к утилизации или захоронению продукции, завершающих жизненный цикл, то эти требования определяются целым рядом нормативных документов. Установить, выполняются или не выполняются эти требования на стадии анализа проектной документации, невозможно. Это выявляется на других стадиях жизненного цикла и контролируется в рамках программы производственного экологического контроля.
Исходя из своего опыта, можем сказать, что практически все предприятия, разработчики или проектировщики обращались к нам с заданиями на разработку ОВОС только для образцов техники, направленной на утилизацию или обезвреживание отходов. Какие-то другие образцы техники, например, промышленные печи, являлись ОКС и ОВОС разрабатывалась для них как для обычных проектов в соответствии с Требованиями № 999.
Комментарий
По-видимому, аналогичным опытом обладает и Ю.В. Юрченко — в прошлом году была опубликована статья[12], посвященная тому, что следует считать новой техникой или технологией и как должна выглядеть ОВОС для их экспертизы. Хотя со многими положениями этой статьи мы не согласны, но отдаем должное автору, попытавшемуся втиснуть в «прокрустово ложе» Требований № 999 свое видение состава материалов по новым технике и технологии в материалах ОВОС. Ю.В. Юрченко тоже делает упор на необходимость проведения ГЭЭ для объектов утилизации и обезвреживания отходов, хотя и отмечает, что «в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ, конечно же, объектами ГЭЭ являются и любые другие новые оборудование, технологии и вещества, не связанные с обращением с отходами».
Таким образом, Закон № 174-ФЗ предполагает, что круг объектов, подпадающих под определение «новая техника», очень широк. А практика применения этого закона, наоборот, свидетельствует о том, что перечень подобных объектов очень мал и фактически ограничивается техникой, предназначенной для обезвреживания или утилизации отходов.
Другими словами, существующая редакция закона не соответствует сложившейся практике. И возникает вопрос: «А не ограничиться ли экологической экспертизой только той техники, которая непосредственно связана с защитой ОС?» А все остальное отдать экспертизе проектов капитального строительства или вообще вывести за рамки Закона № 174-ФЗ.
Экологическая экспертиза новой технологии
Далее в статье обсудили терминологию, технологические регламенты и пересмотр Положения о проведении ГЭЭ.
[1] Государственная экологическая экспертиза.
[2] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 19.12.2023).
[3] Оценка воздействия на окружающую среду.
[4] Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999.
[5] Объект капитального строительства.
[6] См. письмо Минприроды России от 07.10.2020 № 05-12-44/26282.
[7] Окружающая среда.
[8] См. clck.ru/9cJb8.
[9] Здесь и далее выделено автором (прим. ред.).
[10] ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия».
[11] Технические условия.
[12] См. 7. Юрченко Ю.В. ГЭЭ новых техники, технологии и веществ // Экология производства. 2022. № 9. С. 24—33.