Верховный Суд РФ (далее — ВС РФ) в июле и августе рассмотрел 21 жалобу по экологическим спорам. Это дела о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде; о взыскании платы за негативное воздействие; об административной ответственности за наличие несанкционированной свалки; о взыскании задолженностей за оказанные услуги по обращению с отходами и о многом другом.
В обзоре представлено подробное описание некоторых рассмотренных дел.
Используемые сокращения
КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Правила обращения с ТКО — Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 18.03.2021).
ТКО — твердые коммунальные отходы.
Дело № 9 «О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ»
Определение ВС РФ от 03.09.2023 № 308-ЭС23-4362.
ВС РФ изучил кассационную жалобу Управления Росреестра по Краснодарскому краю на Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2022 по делу № А32-20919/2022, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 и Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2023 по тому же делу по заявлению Общества-9 о признании незаконным и отмене Постановления Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 25.04.2022 № 53 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ[1].
1. Рассматривая настоящий спор, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу об истечении двухмесячного срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления о привлечении Общества-9 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
На основании изложенного суды признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа.
2. Обжалуя судебные акты в ВС РФ, административный орган приводит доводы о том, что Общество-9 совершило правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, срок давности привлечения к ответственности за которое в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и не истек на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления.
Вместе с тем указанные доводы административного органа не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства, т.к. выводы судов о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, составляет два месяца со дня обнаружения административного правонарушения, основан на сложившейся судебной практике применения арбитражными судами к указанному правонарушению общего срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ.
Комментарий
Иное толкование срока давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение дано в Определении Конституционного Суда РФ от 09.02.2023 № 225-О и в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023), п. 37 которого разъясняет: срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и выражающегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, составляет один год в связи с тем, что данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, утвержденном Президиумом ВС РФ 19.07.2023, т.е. после принятия судебных актов по настоящему делу, основанных на сложившейся судебной практике арбитражных судов, и не может быть применено в конкретном рассматриваемом случае как ухудшающее положение лица, совершившего правонарушение, вследствие увеличения срока давности привлечения его к ответственности.
Дело № 10 «О признании действий регионального оператора по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов незаконными»
Определение ВС РФ от 10.08.2023 № 310-ЭС23-3760.
ВС РФ рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества-10 на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 и Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.12.2022 по делу № А14-18236/2020 о признании действий регионального оператора по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с земельных участков незаконными; запрете региональному оператору вывоза отходов с мест несанкционированных свалок.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции, постановления апелляционного и окружного судов подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании следующего:
1. Общество-10 с 01.01.2020 является региональным оператором по обращению с ТКО.
Справка
Согласно п. 16 Правил обращения с ТКО в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. м, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан:
1) в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления;
2) направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с п. 17 Правил обращения с ТКО ликвидирует региональный оператор. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.
2. Во исполнение вышеизложенных норм законодательства Общество-10 после получения уведомления о необходимости принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов от Управления Росприроднадзора известило администрацию об обнаружении несанкционированной свалки и предложило заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. Соответствующая информация была направлена в Департамент Росприроднадзора, Департамент ЖКХ и Прокуратуру Воронежской области.
3. Администрация в установленные Правилами обращения с ТКО сроки не предприняла мер по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, соответствующий договор с региональным оператором не заключила. Поэтому Общество-10 спустя 30 дней после направления Администрации уведомления приступило к ликвидации данной свалки.
4. Региональный оператор правомерно приступил к выполнению работ по ликвидации несанкционированной свалки, осуществляя свои публичные функции. Между тем, как следует из материалов дела, Администрация приняла Постановление от 04.02.2021 № 23 «О прекращении несанкционированного размещения отходов».
Однако ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом не исследованы обстоятельства, касающиеся временного отрезка совершения региональным оператором действий по ликвидации несанкционированной свалки с учетом названного постановления, в то время как указанные обстоятельства имели существенное значение для рассмотрения спора.
[1] Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.