Отдаем журнал бесплатно!

Обзор экологических дел Верховного Суда РФ за июль–август 2023 года

Верховный Суд РФ (далее — ВС РФ) в июле и августе рассмотрел 21 жалобу по экологическим спорам. Это дела о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде; о взыскании платы за негативное воздействие; об административной ответственности за наличие несанкционированной свалки; о взыскании задолженностей за оказанные услуги по обращению с отходами и о многом другом.
В обзоре представлено подробное описание некоторых рассмотренных дел.

Используемые сокращения
КоАП РФ
— Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Правила обращения с ТКО — Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 18.03.2021).
ТКО — твердые коммунальные отходы.

Дело № 9 «О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ»

 

Определение ВС РФ от 03.09.2023 № 308-ЭС23-4362.

ВС РФ изучил кассационную жалобу Управления Росреестра по Краснодарскому краю на Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2022 по делу № А32-20919/2022, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 и Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2023 по тому же делу по заявлению Общества-9 о признании незаконным и отмене Постановления Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 25.04.2022 № 53 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ[1].

1. Рассматривая настоящий спор, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу об истечении двухмесячного срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления о привлечении Общества-9 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

На основании изложенного суды признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа.

2. Обжалуя судебные акты в ВС РФ, административный орган приводит доводы о том, что Общество-9 совершило правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, срок давности привлечения к ответственности за которое в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и не истек на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления.

Вместе с тем указанные доводы административного органа не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства, т.к. выводы судов о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, составляет два месяца со дня обнаружения административного правонарушения, основан на сложившейся судебной практике применения арбитражными судами к указанному правонарушению общего срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ.

Комментарий
Иное толкование срока давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение дано в Определении Конституционного Суда РФ от 09.02.2023 № 225-О и в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023), п. 37 которого разъясняет: срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и выражающегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, составляет один год в связи с тем, что данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, утвержденном Президиумом ВС РФ 19.07.2023, т.е. после принятия судебных актов по настоящему делу, основанных на сложившейся судебной практике арбитражных судов, и не может быть применено в конкретном рассматриваемом случае как ухудшающее положение лица, совершившего правонарушение, вследствие увеличения срока давности привлечения его к ответственности.

 

Дело № 10 «О признании действий регионального оператора по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов незаконными»

 

Определение ВС РФ от 10.08.2023 № 310-ЭС23-3760.

ВС РФ рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества-10 на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 и Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.12.2022 по делу № А14-18236/2020 о признании действий регионального оператора по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с земельных участков незаконными; запрете региональному оператору вывоза отходов с мест несанкционированных свалок.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции, постановления апелляционного и окружного судов подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании следующего:

1. Общество-10 с 01.01.2020 является региональным оператором по обращению с ТКО.

Справка
Согласно п. 16 Правил обращения с ТКО в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. м, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан:
1) в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления;
2) направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с п. 17 Правил обращения с ТКО ликвидирует региональный оператор. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

 

Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.

2. Во исполнение вышеизложенных норм законодательства Общество-10 после получения уведомления о необходимости принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов от Управления Росприроднадзора известило администрацию об обнаружении несанкционированной свалки и предложило заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. Соответствующая информация была направлена в Департамент Росприроднадзора, Департамент ЖКХ и Прокуратуру Воронежской области.

3. Администрация в установленные Правилами обращения с ТКО сроки не предприняла мер по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, соответствующий договор с региональным оператором не заключила. Поэтому Общество-10 спустя 30 дней после направления Администрации уведомления приступило к ликвидации данной свалки.

4. Региональный оператор правомерно приступил к выполнению работ по ликвидации несанкционированной свалки, осуществляя свои публичные функции. Между тем, как следует из материалов дела, Администрация приняла Постановление от 04.02.2021 № 23 «О прекращении несанкционированного размещения отходов».

Однако ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом не исследованы обстоятельства, касающиеся временного отрезка совершения региональным оператором действий по ликвидации несанкционированной свалки с учетом названного постановления, в то время как указанные обстоятельства имели существенное значение для рассмотрения спора.


[1] Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Е.В. Жаров, адвокат, кандидат наук, член Адвокатской палаты города Москвы, управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы Zharov Group

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Обзор экологических дел Верховного Суда РФ за июль–август 2023 года

Верховный Суд РФ (далее — ВС РФ) в июле и августе рассмотрел 21 жалобу по экологическим спорам. Это дела о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде; о взыскании платы за негативное воздействие; об административной ответственности за наличие несанкционированной свалки; о взыскании задолженностей за оказанные услуги по обращению с отходами и о многом другом.
В обзоре представлено подробное описание некоторых рассмотренных дел.

Используемые сокращения
КоАП РФ
— Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Правила обращения с ТКО — Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 18.03.2021).
ТКО — твердые коммунальные отходы.

Дело № 9 «О привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ»

 

Определение ВС РФ от 03.09.2023 № 308-ЭС23-4362.

ВС РФ изучил кассационную жалобу Управления Росреестра по Краснодарскому краю на Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2022 по делу № А32-20919/2022, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 и Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2023 по тому же делу по заявлению Общества-9 о признании незаконным и отмене Постановления Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 25.04.2022 № 53 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ[1].

1. Рассматривая настоящий спор, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу об истечении двухмесячного срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления о привлечении Общества-9 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

На основании изложенного суды признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа.

2. Обжалуя судебные акты в ВС РФ, административный орган приводит доводы о том, что Общество-9 совершило правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, срок давности привлечения к ответственности за которое в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и не истек на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления.

Вместе с тем указанные доводы административного органа не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства, т.к. выводы судов о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, составляет два месяца со дня обнаружения административного правонарушения, основан на сложившейся судебной практике применения арбитражными судами к указанному правонарушению общего срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ.

Комментарий
Иное толкование срока давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение дано в Определении Конституционного Суда РФ от 09.02.2023 № 225-О и в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 (2023), п. 37 которого разъясняет: срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и выражающегося в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, составляет один год в связи с тем, что данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, утвержденном Президиумом ВС РФ 19.07.2023, т.е. после принятия судебных актов по настоящему делу, основанных на сложившейся судебной практике арбитражных судов, и не может быть применено в конкретном рассматриваемом случае как ухудшающее положение лица, совершившего правонарушение, вследствие увеличения срока давности привлечения его к ответственности.

 

Дело № 10 «О признании действий регионального оператора по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов незаконными»

 

Определение ВС РФ от 10.08.2023 № 310-ЭС23-3760.

ВС РФ рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества-10 на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 и Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.12.2022 по делу № А14-18236/2020 о признании действий регионального оператора по вывозу отходов и самостоятельной ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с земельных участков незаконными; запрете региональному оператору вывоза отходов с мест несанкционированных свалок.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции, постановления апелляционного и окружного судов подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании следующего:

1. Общество-10 с 01.01.2020 является региональным оператором по обращению с ТКО.

Справка
Согласно п. 16 Правил обращения с ТКО в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. м, на не предназначенном для этих целей земельном участке региональный оператор обязан:
1) в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и о необходимости его ликвидации в течение 30 дней после получения уведомления;
2) направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора собственник земельного участка не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, несанкционированную свалку в соответствии с п. 17 Правил обращения с ТКО ликвидирует региональный оператор. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

 

Формулировка данного пункта позволяет сделать вывод, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения ТКО спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью регионального оператора, причем такая обязанность носит публичный характер.

2. Во исполнение вышеизложенных норм законодательства Общество-10 после получения уведомления о необходимости принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов от Управления Росприроднадзора известило администрацию об обнаружении несанкционированной свалки и предложило заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. Соответствующая информация была направлена в Департамент Росприроднадзора, Департамент ЖКХ и Прокуратуру Воронежской области.

3. Администрация в установленные Правилами обращения с ТКО сроки не предприняла мер по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, соответствующий договор с региональным оператором не заключила. Поэтому Общество-10 спустя 30 дней после направления Администрации уведомления приступило к ликвидации данной свалки.

4. Региональный оператор правомерно приступил к выполнению работ по ликвидации несанкционированной свалки, осуществляя свои публичные функции. Между тем, как следует из материалов дела, Администрация приняла Постановление от 04.02.2021 № 23 «О прекращении несанкционированного размещения отходов».

Однако ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом не исследованы обстоятельства, касающиеся временного отрезка совершения региональным оператором действий по ликвидации несанкционированной свалки с учетом названного постановления, в то время как указанные обстоятельства имели существенное значение для рассмотрения спора.


[1] Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Е.В. Жаров, адвокат, кандидат наук, член Адвокатской палаты города Москвы, управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы Zharov Group

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам