Отдаем журнал бесплатно!

Что может повлечь за собой отмена обязательного требования по постановке на государственный учет объектов НВОС IV категории?

ЧТО МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ОТМЕНА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ НВОС IV КАТЕГОРИИ?

От постановки на учет объекта НВОС[1] выбранной категории зависит вид разрешительной деятельности.

Если уполномоченный орган поставил объект на учет, значит, как минимум на данном этапе он не оспаривает выбор категории объекта, а значит, уже полдела сделано. Правда, нет гарантии, что впоследствии уполномоченный орган не изменит категорию в одностороннем порядке, но это скорее исключение, чем правило.

Зная категорию объекта, оформив разрешительную документацию, можно приступать к подготовке отчетности. Если категория объекта определена неверно, то это не только ставит под удар разрешительную документацию, но и создает сложности в соблюдении других обязательных требований, которые зависят от категории объекта.

Получается, что отмена обязательного требования по постановке на учет объекта НВОС IV категории, с одной стороны, — благо (снижение нагрузки на бизнес, экономия времени и нервов), а с другой — в некоторой степени повышение ответственности природопользователя: у него теперь нет права на ошибку в выборе категории, которую при постановке на учет прежде мог бы заметить регулятор...

Подробнее об этом поговорим в статье.

НАЧНЕМ С НЕКОТОРЫХ ВВОДНЫХ

Если юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, то они должны поставить объект НВОС на государственный учет. Исполнение обязанности будет подтверждаться получением свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет. Постановку на учет объектов НВОС, сданных в аренду, целесообразно осуществлять собственнику объектов НВОС, если иное не определено договорными отношениями[2]. При этом следует принимать во внимание определение объекта НВОС, установленное в ст. 1 Закона № 7-ФЗ[3].

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенныеединым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Негативное воздействие на окружающую среду связано с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросами загрязняющих веществ в водные объекты, размещением отходов производства и потребления.

Категория присваивается объекту в зависимости от уровня его негативного воздействия на окружающую среду, на основании специальных критериев, при установлении которых учитывается ряд факторов физического, химического, биологического и иного характера. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

Объекты НВОС в зависимости от уровня воздействия подразделяются на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения НТД[4], — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Чтобы получить свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет, хозяйствующему субъекту необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявкой о постановке на государственный учет. Заявка должна быть подана не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС[5].

Поскольку инициатива должна исходить от хозяйствующего субъекта и именно им заявляется та или иная категория («приводятся сведения о заявляемой категории»[6]), которую он просит присвоить объекту НВОС, то риск неисполнения этой обязанности или ошибки в выборе категории целиком и полностью лежит на хозяйствующем субъекте.

Между тем от категории объекта НВОС зависит, как уже указывалось выше, какие отчеты необходимо будет сдавать, какую документацию разрабатывать, какую ответственность нести в случае нарушения обязательных требований и т. п.

БАЗОВЫЕ ОТЛИЧИЯ ОБЪЕКТОВ НВОС РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

В таблице приводится ряд базовых отличий объектов НВОС различных категорий, необходимых для ответа на главный вопрос статьи.

Базовые отличия объектов НВОС различных категорий

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] 2 Письмо Минприроды России от 19.03.2021 № 25-50/3390-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет».

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).

[4] Наилучшие доступные технологии.

[5] Пункт 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

[6] Пункт 3 формы Заявки, утвержденной Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.

[7] Пункт 29 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (в ред. от 23.12.2023); далее – Постановление № 1096.

[8] Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 № 01АП-2032/2024 по делу № А43-13517/2023.

[9] Пункт 1 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.

[10] Пункт 2 Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ.

[11] Пункты 1, 8 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ.

[12] Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 (в ред. от 18.08.2022).

[13] Пункт 5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2023).

[14] Пункт 6 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.

[15] Пункт 1 ст. 23 Закона № 7-ФЗ.

[16] Пункт 5 Приказа Минприроды России от 14.02.2019 № 89.

Е.А. Горшкова
старший юрист ООО «СИБУР»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Что может повлечь за собой отмена обязательного требования по постановке на государственный учет объектов НВОС IV категории?

ЧТО МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ОТМЕНА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ НВОС IV КАТЕГОРИИ?

От постановки на учет объекта НВОС[1] выбранной категории зависит вид разрешительной деятельности.

Если уполномоченный орган поставил объект на учет, значит, как минимум на данном этапе он не оспаривает выбор категории объекта, а значит, уже полдела сделано. Правда, нет гарантии, что впоследствии уполномоченный орган не изменит категорию в одностороннем порядке, но это скорее исключение, чем правило.

Зная категорию объекта, оформив разрешительную документацию, можно приступать к подготовке отчетности. Если категория объекта определена неверно, то это не только ставит под удар разрешительную документацию, но и создает сложности в соблюдении других обязательных требований, которые зависят от категории объекта.

Получается, что отмена обязательного требования по постановке на учет объекта НВОС IV категории, с одной стороны, — благо (снижение нагрузки на бизнес, экономия времени и нервов), а с другой — в некоторой степени повышение ответственности природопользователя: у него теперь нет права на ошибку в выборе категории, которую при постановке на учет прежде мог бы заметить регулятор...

Подробнее об этом поговорим в статье.

НАЧНЕМ С НЕКОТОРЫХ ВВОДНЫХ

Если юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, то они должны поставить объект НВОС на государственный учет. Исполнение обязанности будет подтверждаться получением свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет. Постановку на учет объектов НВОС, сданных в аренду, целесообразно осуществлять собственнику объектов НВОС, если иное не определено договорными отношениями[2]. При этом следует принимать во внимание определение объекта НВОС, установленное в ст. 1 Закона № 7-ФЗ[3].

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенныеединым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Негативное воздействие на окружающую среду связано с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросами загрязняющих веществ в водные объекты, размещением отходов производства и потребления.

Категория присваивается объекту в зависимости от уровня его негативного воздействия на окружающую среду, на основании специальных критериев, при установлении которых учитывается ряд факторов физического, химического, биологического и иного характера. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

Объекты НВОС в зависимости от уровня воздействия подразделяются на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения НТД[4], — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Чтобы получить свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет, хозяйствующему субъекту необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявкой о постановке на государственный учет. Заявка должна быть подана не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС[5].

Поскольку инициатива должна исходить от хозяйствующего субъекта и именно им заявляется та или иная категория («приводятся сведения о заявляемой категории»[6]), которую он просит присвоить объекту НВОС, то риск неисполнения этой обязанности или ошибки в выборе категории целиком и полностью лежит на хозяйствующем субъекте.

Между тем от категории объекта НВОС зависит, как уже указывалось выше, какие отчеты необходимо будет сдавать, какую документацию разрабатывать, какую ответственность нести в случае нарушения обязательных требований и т. п.

БАЗОВЫЕ ОТЛИЧИЯ ОБЪЕКТОВ НВОС РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

В таблице приводится ряд базовых отличий объектов НВОС различных категорий, необходимых для ответа на главный вопрос статьи.

Базовые отличия объектов НВОС различных категорий

[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[2] 2 Письмо Минприроды России от 19.03.2021 № 25-50/3390-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет».

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).

[4] Наилучшие доступные технологии.

[5] Пункт 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.

[6] Пункт 3 формы Заявки, утвержденной Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.

[7] Пункт 29 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (в ред. от 23.12.2023); далее – Постановление № 1096.

[8] Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 № 01АП-2032/2024 по делу № А43-13517/2023.

[9] Пункт 1 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.

[10] Пункт 2 Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ.

[11] Пункты 1, 8 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ.

[12] Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 (в ред. от 18.08.2022).

[13] Пункт 5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2023).

[14] Пункт 6 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.

[15] Пункт 1 ст. 23 Закона № 7-ФЗ.

[16] Пункт 5 Приказа Минприроды России от 14.02.2019 № 89.

Е.А. Горшкова
старший юрист ООО «СИБУР»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам