ЧТО МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ОТМЕНА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ НВОС IV КАТЕГОРИИ?
От постановки на учет объекта НВОС[1] выбранной категории зависит вид разрешительной деятельности.
Если уполномоченный орган поставил объект на учет, значит, как минимум на данном этапе он не оспаривает выбор категории объекта, а значит, уже полдела сделано. Правда, нет гарантии, что впоследствии уполномоченный орган не изменит категорию в одностороннем порядке, но это скорее исключение, чем правило.
Зная категорию объекта, оформив разрешительную документацию, можно приступать к подготовке отчетности. Если категория объекта определена неверно, то это не только ставит под удар разрешительную документацию, но и создает сложности в соблюдении других обязательных требований, которые зависят от категории объекта.
Получается, что отмена обязательного требования по постановке на учет объекта НВОС IV категории, с одной стороны, — благо (снижение нагрузки на бизнес, экономия времени и нервов), а с другой — в некоторой степени повышение ответственности природопользователя: у него теперь нет права на ошибку в выборе категории, которую при постановке на учет прежде мог бы заметить регулятор...
Подробнее об этом поговорим в статье.
НАЧНЕМ С НЕКОТОРЫХ ВВОДНЫХ
Если юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, то они должны поставить объект НВОС на государственный учет. Исполнение обязанности будет подтверждаться получением свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет. Постановку на учет объектов НВОС, сданных в аренду, целесообразно осуществлять собственнику объектов НВОС, если иное не определено договорными отношениями[2]. При этом следует принимать во внимание определение объекта НВОС, установленное в ст. 1 Закона № 7-ФЗ[3].
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенныеединым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Негативное воздействие на окружающую среду связано с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросами загрязняющих веществ в водные объекты, размещением отходов производства и потребления.
Категория присваивается объекту в зависимости от уровня его негативного воздействия на окружающую среду, на основании специальных критериев, при установлении которых учитывается ряд факторов физического, химического, биологического и иного характера. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).
Объекты НВОС в зависимости от уровня воздействия подразделяются на 4 категории:
- объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения НТД[4], — объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.
Чтобы получить свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет, хозяйствующему субъекту необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявкой о постановке на государственный учет. Заявка должна быть подана не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС[5].
Поскольку инициатива должна исходить от хозяйствующего субъекта и именно им заявляется та или иная категория («приводятся сведения о заявляемой категории»[6]), которую он просит присвоить объекту НВОС, то риск неисполнения этой обязанности или ошибки в выборе категории целиком и полностью лежит на хозяйствующем субъекте.
Между тем от категории объекта НВОС зависит, как уже указывалось выше, какие отчеты необходимо будет сдавать, какую документацию разрабатывать, какую ответственность нести в случае нарушения обязательных требований и т. п.
БАЗОВЫЕ ОТЛИЧИЯ ОБЪЕКТОВ НВОС РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ
В таблице приводится ряд базовых отличий объектов НВОС различных категорий, необходимых для ответа на главный вопрос статьи.
[1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
[2] 2 Письмо Минприроды России от 19.03.2021 № 25-50/3390-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет».
[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.12.2023).
[4] Наилучшие доступные технологии.
[5] Пункт 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.
[6] Пункт 3 формы Заявки, утвержденной Приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532.
[7] Пункт 29 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (в ред. от 23.12.2023); далее – Постановление № 1096.
[8] Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2024 № 01АП-2032/2024 по делу № А43-13517/2023.
[9] Пункт 1 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ.
[10] Пункт 2 Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ.
[11] Пункты 1, 8 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ.
[12] Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 (в ред. от 18.08.2022).
[13] Пункт 5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2023).
[14] Пункт 6 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.
[15] Пункт 1 ст. 23 Закона № 7-ФЗ.
[16] Пункт 5 Приказа Минприроды России от 14.02.2019 № 89.