Отдаем журнал бесплатно!

Сброс сточных вод двумя организациями посредством единого выпуска: как все оформить?

Ситуация

Предприятие эксплуатирует на основании договора аренды котельный комплекс и КОС[1]. Эти объекты стоят на государственном учете объектов НВОС как один объект (II категории), на который разработаны проекты НДВ[2] и НООЛР[3].

Недалеко от КОС стоят ЛОС[4]. У КОС и ЛОС один общий выпуск сточных вод в водный объект, но это не последовательная очистка. Предприятие получило (переоформило) решение на пользование водным объектом, в котором фигурируют в том числе ЛОС.

ЛОС не переданы предприятию в эксплуатацию, хотя их рабочее состояние оно все равно поддерживает.

Предыдущая эксплуатирующая организация разработала единый проект НДС[5] на КОС и ЛОС. В наших проектах НДВ и НООЛР информация об эксплуатации ЛОС не указана. В сведениях о нашем объекте НВОС в государственном учете таких объектов тоже нет никакой информации о ЛОС, не отмечена территория, на которой они располагаются.

Сейчас нам нужно переделать проект НДС, так как поменялось юридическое лицо.

ВОПРОСЫ

1. Как правильно разработать проект НДС: только на КОС, так как предприятие эксплуатирует только их, или на КОС и ЛОС, так как у них единый выпуск?

2. Можно ли разработать проект НДС отдельно на КОС и на ЛОС? Но как тогда их ставить на учет, если КОС и ЛОС находятся на расстоянии?

Дано: организация эксплуатирует ЛОС, которые ей не принадлежат

Как следует из описания ситуации, собственник КОС и ЛОС имел единый проект НДС на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты как после КОС, так и после ЛОС. Также собственником было получено решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Решение) с целью сброса сточных вод после КОС и ЛОС.

Собственник (арендодатель) решил передать КОС в пользование на правах аренды другой организации (арендатору) для осуществления им своей деятельности. При этом Решение с целью сброса сточных вод, в том числе после ЛОС, уже переоформлено на арендатора.

Так как ЛОС не принадлежат на законном основании арендатору (остались в эксплуатации у арендодателя), упоминание о них в природоохранной документации арендатора безосновательно. Поскольку арендодатель не эксплуатирует ЛОС, поддержание их в рабочем состоянии также необоснованно (если только иное не предусмотрено договором аренды или иными соглашениями сторон, но это лишь добавляет трудностей при разработке экологической документации, например в части образования отходов: кому принадлежат отходы, образующиеся в результате обслуживания ЛОС?).

Скорее всего, у арендатора возникли соответствующие вопросы после переоформления Решения, которое содержит в себе объемы сброса как после КОС, так и после не принадлежащих ему ЛОС. А раз у арендатора таким образом появляется сброс сточных вод непосредственно в водный объект, то и НДС тоже, получается, нужно разрабатывать.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

С целью осуществления сброса сточных вод в водный объект право пользования таких объектов приобретается на основании Решений (п. 2 ч. 3 ст. 11 ВК РФ[6]). Хозяйствующий субъект, заинтересованный в получении водного объекта или его части, направляет в соответствующий орган заявление о предоставлении такого водного объекта или его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования (ч. 1 ст. 23 ВК РФ).

Основания для отказа в предоставлении водного объекта в пользование указаны в п. 26 Правил № 18[7], п. 36 Административного регламента № 20[8], п. 38 Административного регламента № 400[9].

В целях предотвращения НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов (п. 1 ст. 21 Закона № 7-ФЗ[10]).

 

[1] Канализационные очистные сооружения.

[2] Нормативы допустимых выбросов.

[3] Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

[4] Локальные очистные сооружения.

[5] Нормативы допустимых сбросов.

[6] Водный кодекс РФ.

[7] Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 18 (в ред. от 04.05.2024).

[8] Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению правапользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный Приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20.

[9] Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный Приказом Минприроды России от 29.06.2020 № 400.

[10] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

 

А.И. Эндеко,
промышленный эколог-практик, эколог-ментор,
автор проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Сброс сточных вод двумя организациями посредством единого выпуска: как все оформить?

Ситуация

Предприятие эксплуатирует на основании договора аренды котельный комплекс и КОС[1]. Эти объекты стоят на государственном учете объектов НВОС как один объект (II категории), на который разработаны проекты НДВ[2] и НООЛР[3].

Недалеко от КОС стоят ЛОС[4]. У КОС и ЛОС один общий выпуск сточных вод в водный объект, но это не последовательная очистка. Предприятие получило (переоформило) решение на пользование водным объектом, в котором фигурируют в том числе ЛОС.

ЛОС не переданы предприятию в эксплуатацию, хотя их рабочее состояние оно все равно поддерживает.

Предыдущая эксплуатирующая организация разработала единый проект НДС[5] на КОС и ЛОС. В наших проектах НДВ и НООЛР информация об эксплуатации ЛОС не указана. В сведениях о нашем объекте НВОС в государственном учете таких объектов тоже нет никакой информации о ЛОС, не отмечена территория, на которой они располагаются.

Сейчас нам нужно переделать проект НДС, так как поменялось юридическое лицо.

ВОПРОСЫ

1. Как правильно разработать проект НДС: только на КОС, так как предприятие эксплуатирует только их, или на КОС и ЛОС, так как у них единый выпуск?

2. Можно ли разработать проект НДС отдельно на КОС и на ЛОС? Но как тогда их ставить на учет, если КОС и ЛОС находятся на расстоянии?

Дано: организация эксплуатирует ЛОС, которые ей не принадлежат

Как следует из описания ситуации, собственник КОС и ЛОС имел единый проект НДС на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты как после КОС, так и после ЛОС. Также собственником было получено решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Решение) с целью сброса сточных вод после КОС и ЛОС.

Собственник (арендодатель) решил передать КОС в пользование на правах аренды другой организации (арендатору) для осуществления им своей деятельности. При этом Решение с целью сброса сточных вод, в том числе после ЛОС, уже переоформлено на арендатора.

Так как ЛОС не принадлежат на законном основании арендатору (остались в эксплуатации у арендодателя), упоминание о них в природоохранной документации арендатора безосновательно. Поскольку арендодатель не эксплуатирует ЛОС, поддержание их в рабочем состоянии также необоснованно (если только иное не предусмотрено договором аренды или иными соглашениями сторон, но это лишь добавляет трудностей при разработке экологической документации, например в части образования отходов: кому принадлежат отходы, образующиеся в результате обслуживания ЛОС?).

Скорее всего, у арендатора возникли соответствующие вопросы после переоформления Решения, которое содержит в себе объемы сброса как после КОС, так и после не принадлежащих ему ЛОС. А раз у арендатора таким образом появляется сброс сточных вод непосредственно в водный объект, то и НДС тоже, получается, нужно разрабатывать.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

С целью осуществления сброса сточных вод в водный объект право пользования таких объектов приобретается на основании Решений (п. 2 ч. 3 ст. 11 ВК РФ[6]). Хозяйствующий субъект, заинтересованный в получении водного объекта или его части, направляет в соответствующий орган заявление о предоставлении такого водного объекта или его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования (ч. 1 ст. 23 ВК РФ).

Основания для отказа в предоставлении водного объекта в пользование указаны в п. 26 Правил № 18[7], п. 36 Административного регламента № 20[8], п. 38 Административного регламента № 400[9].

В целях предотвращения НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов (п. 1 ст. 21 Закона № 7-ФЗ[10]).

 

[1] Канализационные очистные сооружения.

[2] Нормативы допустимых выбросов.

[3] Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

[4] Локальные очистные сооружения.

[5] Нормативы допустимых сбросов.

[6] Водный кодекс РФ.

[7] Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 № 18 (в ред. от 04.05.2024).

[8] Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению правапользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный Приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20.

[9] Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный Приказом Минприроды России от 29.06.2020 № 400.

[10] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).

 

А.И. Эндеко,
промышленный эколог-практик, эколог-ментор,
автор проекта «Типичный природопользователь»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 5, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам