Отдаем журнал бесплатно!

Обжалование предостережения

Многие компании уже столкнулись с таким видом профилактических мероприятий от контрольно-надзорных органов, как предостережение[1] о недопустимости нарушения обязательных требований. Поскольку это не просто указание на недопустимость нарушения обязательных требований, а еще предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, то любому предприятию, особенно сейчас, когда действует мораторий на мероприятия по контролю, важно знать, можно ли (и если да, то как) оспаривать вынесенное предостережение, если направленные возражения контролируемого лица не были приняты. Так, например, в 2021 г. территориальными органами Росприроднадзора были направлены предостережения компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с ломом черных, цветных металлов. В них говорилось о возможных нарушениях обязательных требований в области обращения с отходами. Надо ли говорить, что такое «покачивание пальчиком» в твою сторону всегда волнительно для предприятий? Так что же делать, если вы получили предупреждение? Реагировать или игнорировать? Разбираемся, внимательно читая закон.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ[2] в целях предупреждения нарушений юридическими лицами (далее — ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Предостережение

В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

1. У органа государственного контроля (надзора) появляются следующие сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований:
• полученные в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольными лицами;
• содержащиеся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением анонимных сообщений), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если хозяйствующие субъекты ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

2. При наличии таких сведений и при условии, что иное не установлено федеральным законом, орган государственного контроля (надзора) объявляет ЮЛ, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Содержание предостережения 

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) ЮЛ, ИП могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Правовое регулирование
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 (в ред. от 21.03.2019; далее — Правила № 166).

 

Пунктом 4 Правил № 166 определено, что в предостережении указывается, среди прочего:
• информация о том, какие действия (бездействие) хозяйствующего субъекта приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
• предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора);
• срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления хозяйствующим субъектом уведомления об исполнении предостережения.

Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) или иное уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора) при наличии указанных в ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ сведений (п. 2 Правил № 166).

Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ (п. 3 Правил № 166).

Возражения 

По результатам рассмотрения предостережения хозяйствующим субъектом могут быть поданы возражения в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, которые последний рассматривает в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.

Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения рискориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод ЮЛ и ИП (пп. 7, 8 Правил № 166).

Неисполнение требований предостережения 

Часть 3 ст. 20 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусматривает, что в случае неисполнения требования, изложенного в предостережении о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо о недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности.

Обратите внимание
Выдача предостережения влечет определенные последствия
для субъекта предпринимательской деятельности и непосредственно касается его экономической деятельности, т.к. в любом случае лицо должно представить пояснения относительно возможных выявленных нарушениях, направить уведомление об исполнении предостережения, и в дальнейшем его деятельность может быть подвергнута проверке в порядке Закона № 294-ФЗ и иных нормативных актов.

 

Далее объясним, зачем нужно проверять предостережения и при каких условиях предостережение может быть признано недействительсным, а также в какие случаях его можно обжаловать.


[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022).

[2] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.03.2022).

Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 6, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Обжалование предостережения

Многие компании уже столкнулись с таким видом профилактических мероприятий от контрольно-надзорных органов, как предостережение[1] о недопустимости нарушения обязательных требований. Поскольку это не просто указание на недопустимость нарушения обязательных требований, а еще предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, то любому предприятию, особенно сейчас, когда действует мораторий на мероприятия по контролю, важно знать, можно ли (и если да, то как) оспаривать вынесенное предостережение, если направленные возражения контролируемого лица не были приняты. Так, например, в 2021 г. территориальными органами Росприроднадзора были направлены предостережения компаниям, осуществляющим деятельность по обращению с ломом черных, цветных металлов. В них говорилось о возможных нарушениях обязательных требований в области обращения с отходами. Надо ли говорить, что такое «покачивание пальчиком» в твою сторону всегда волнительно для предприятий? Так что же делать, если вы получили предупреждение? Реагировать или игнорировать? Разбираемся, внимательно читая закон.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ[2] в целях предупреждения нарушений юридическими лицами (далее — ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Предостережение

В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

1. У органа государственного контроля (надзора) появляются следующие сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований:
• полученные в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольными лицами;
• содержащиеся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением анонимных сообщений), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если хозяйствующие субъекты ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

2. При наличии таких сведений и при условии, что иное не установлено федеральным законом, орган государственного контроля (надзора) объявляет ЮЛ, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Содержание предостережения 

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) ЮЛ, ИП могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Правовое регулирование
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 (в ред. от 21.03.2019; далее — Правила № 166).

 

Пунктом 4 Правил № 166 определено, что в предостережении указывается, среди прочего:
• информация о том, какие действия (бездействие) хозяйствующего субъекта приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
• предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора);
• срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления хозяйствующим субъектом уведомления об исполнении предостережения.

Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора) или иное уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора) при наличии указанных в ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ сведений (п. 2 Правил № 166).

Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ (п. 3 Правил № 166).

Возражения 

По результатам рассмотрения предостережения хозяйствующим субъектом могут быть поданы возражения в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, которые последний рассматривает в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.

Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения рискориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод ЮЛ и ИП (пп. 7, 8 Правил № 166).

Неисполнение требований предостережения 

Часть 3 ст. 20 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусматривает, что в случае неисполнения требования, изложенного в предостережении о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо о недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности.

Обратите внимание
Выдача предостережения влечет определенные последствия
для субъекта предпринимательской деятельности и непосредственно касается его экономической деятельности, т.к. в любом случае лицо должно представить пояснения относительно возможных выявленных нарушениях, направить уведомление об исполнении предостережения, и в дальнейшем его деятельность может быть подвергнута проверке в порядке Закона № 294-ФЗ и иных нормативных актов.

 

Далее объясним, зачем нужно проверять предостережения и при каких условиях предостережение может быть признано недействительсным, а также в какие случаях его можно обжаловать.


[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022).

[2] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.03.2022).

Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 6, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам