Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
Один из основных принципов права и нормотворчества — нормы должны читаться однозначно. Но чем бы тогда занимались юристы? В статье пытаемся разобраться, что имел в виду нормотворец, излагая нормы, посвященные фоновым концентрациям и расчетам допустимых выбросов.
Расчет рассеивания загрязняющих веществ (далее — ЗВ) в атмосферном воздухе при разработке проектной документации (проектов СЗЗ[1], НДВ[2] (в т. ч. в составе КЭР[3] и ДВОС[4])) в соответствии с требованиями действующих НПА должен учитывать фоновые концентрации ЗВ (НДВ — п. 2 ст. 12, п. 2 ст. 16 Закона № 96-ФЗ[5]; СЗЗ — п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03[6]).
Здесь у проектировщиков накопилось немало вопросов, на которые мы попытаемся ответить.
Для каких веществ необходим учет фона
Относительно НДВ все четко прописано в НПА: при разработке НДВ сначала нужно определить перечень веществ, по которым запрашиваем фон (п. 35 Методики № 581[7]), т. е.:
1) провести расчет рассеивания;
2) посмотреть, по каким веществам концентрации ЗВ превышают 0,1 ПДК за границами земельного участка, на котором расположен объект;
3) по этим веществам запросить фоновые концентрации.
С разработкой проекта СЗЗ такой четкости нет. Однако напомним, что НПА, касающиеся подтверждения соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, распределены между двумя сферами законодательства, при этом ни одна из них не имеет полноценной нормативной базы в этой части. В частности, нормативы качества воздуха установлены санитарным законодательством (СанПиН 1.2.3685-21[8]), а механизм расчета для проверки их соблюдения — экологическим (Методами № 273[9]).
Сложилась практика совместного применения НПА из смежных сфер для достижения целей каждой из них: при отсутствии норм в одной из отраслей применяют нормы другой (причем не всегда как аналогию закона), возникло отсылочное регулирование. Так, Закон № 7-ФЗ[10] отсылает к гигиеническим нормативам, а Методы № 273, как ни странно, содержат главу, посвященную СЗЗ, без всяких (в свою очередь) отсылок к ним со стороны санитарно-эпидемиологического законодательства. Санитарно-эпидемиологическое законодательство — особая сфера, разработка проектов СЗЗ зачастую происходит по неведомым правилам, вот и приходится гадать.
Так, соответствующая норма (п. 35 Методики № 581) в экологическом законодательстве существует. И хотя необходимость учета фона по веществу появляется, когда его приземная концентрация по результатам расчета рассеивания превышает значение 0,1 ПДК за границами земельного участка, на котором расположен объект, на практике принято считать, что обязанность учитывать фоновые концентрации ЗВ уточнена подзаконными актами к Закону № 96-ФЗ, поэтому фон и в случае разработки проекта СЗЗ учитывается только для тех веществ, концентрации которых за границами предприятия превышают 0,1 ПДК. Это корреспондируется с п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и п. 72 СанПиН 2.1.3684-21[11], где указано, что под источниками воздействия понимаются источники, создающие 0,1 ПДК за границей промышленной площадки.
[1] Санитарно-защитная зона.
[2] Нормативы допустимых выбросов.
[3] Комплексное экологическое разрешение.
[4] Декларация о воздействии на окружающую среду.
[5] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 08.08.2024).
[6] Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74; в ред. от 28.02.2022); далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 предусмотрена отмена документа с 01.01.2025, на смену ему должно прийти Положение о санитарно-защитных зонах, предусмотренное ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Но отсутствие движений на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) относительно Положения, где по-прежнему размещены две его версии, и последняя с отрицательным заключением ОРВ, позволяет думать о возможном переносе даты окончания действия СанПиНа, поэтому авторы анализируют ситуацию, сложившуюся в данный момент.
[7] Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.
[8] Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (в ред. от 30.12.2022).
[9] Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.
[10] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).
[11] Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (в ред. от 14.02.2022).